Татарстан до 1917 года

Заселение человеком территории, ныне входящей в состав Татарской АССР, относится к концу ашельского времени палеолита. Палеолитические памятники обнаружены на реке Волге (Красная Глинка) и реке Каме (Деуково). Здесь же и на их притоках известны стоянки времени мезолита (Кабы-Копрынская на реке Свияге, Тетюшская на Волге и др.) и неолита (около 200 памятников), последние датируются 4-3-м тысячами до н. э. От времени бронзового века (2-е - начало 1-го тысячелетия до н. э.) на территории Татарской АССР сохранились многочисленные памятники, относящиеся к разным археологическим культурам. В 8-7 веках до н. э. с переходом к эпохе железа возникает ананьинская культура, племена которой заняли все Волго-Камье. В юго-восточные районы Татарстана временами проникали сарматы, а в западные районы с середины 1-го тысячелетия до н. э. продвинулись племена городецкой культуры.

Рубежом новой эры датируются памятники пьяноборской культуры, сосредоточенные в Нижнем Прикамье. Не позже 3 века н. э. в край, особенно в его восточные районы, проникают тюрко-угорские племена Сибири, вытеснившие с берегов Камы пьяноборское население. Памятники этого времени (Тураевские курганы на реке Каме) содержат погребения воинов с оружием и утварью азиатских образцов. В 4-7 веках н. э. большую часть территории Татарстана занимали племена так называемой именьковской культуры, связанные по происхождению с Уралом и Сибирью * и представленные большим числом городищ и селищ; в северных и северо-западных районах сохранились потомки пьяноборских племен.

В 6-7 веках н. э. в районах Западного Приуралья и части Среднего Поволжья отмечается появление населения, по культуре связанного с тюркскими племенами Тюркского каганата. Вероятно, в 8 веке н. э. часть этих племен выходит в районы Татарстана, смешивается здесь с пришлыми болгарами волжско-камскими и в 9-10 веках составляет основу населения Болгарии Волжско-Камской и будущих поволжских татар. Волжско-Камская Болгария просуществовала в течение 5 веков (10-14 века) и оказала огромное воздействие на формирование культуры и этноса многих народов Поволжья и Приуралья и в особенности татар. В этот период получают развитие феодальные отношения, которые со 2-й половины 10 века становятся у волжских болгар ведущими; в городах были развиты ремесло и металлургия, имелись своя письменность, литература и искусство. Высокоразвитая городская культура, навыки земледельческой техники и ремесленного производства Волжско-Камской Болгарии сохранились в быту и культуре татар Поволжья и Приуралья. В 1236 году Волжско-Камская Болгария была покорена монголо-татарскими войсками Батыя; вошла в состав Золотой Орды, но сохранила определенную экономическую и политическую автономию. В 1-й половине 14 века Волжско-Камская Болгария переживала некоторый подъем. Ее территория расширилась за счет северных, предкамских и предволжских районов - основные области формирования казанских татар. В бассейне реки Суры и в других районах, ставших в 15-16 веках областью формирования татар-мишарей, увеличилась численность тюркоязычного населения, связанного по культуре с Волжско-Камской Болгарией. В 1-й половине 15 века на смену Волжско-Камской Болгарии приходит Казанское ханство, население которого в этническом, культурном и экономическом отношениях было преемственно населению Волжско-Камской Болгарии. На этой этнической основе в Казанском ханстве складывается народность казанских (поволжско-уральских) татар. Кроме них, в Казанское ханство входили и другие народности, в том числе башкиры, чуваши, мари, мордва, удмурты и др. Обострение во 2-й четверти 16 века отношений между Казанским ханством и Русским государством привело в 1552 году к взятию Казани Иваном Грозным. К 1558 году к России были присоединены все земли Казанского ханства. Народы края включились в более интенсивную и развитую экономическую жизнь Русского государства и навеки связали свою судьбу с русским народом. В Казани и Свияжске были поставлены воеводы. Край, который по традиции называли Казанской даругой, был подчинен Приказу Казанского дворца; в Казани была учреждена епархия. В процессе присоединения новых земель для поддержания порядка в завоеванных районах, а также для охраны их от набегов кочевников началось строительство белокаменного кремля в Казани и ряда крепостей (Арск, Чебоксары (1555), Лаишево (1557) и др.). С середины 16 века началось интенсивное проникновение русского населения на территорию Татарстана. Усиление военно-феодального гнета вызвало в 1573-1587 годы восстания местного населения; его выступления слились в начале 17 века с антифеодальной борьбой русского народа. В 1616-1619 годы волнения ясачных людей охватили территорию от Мурома до Сарапула (Еналеевское восстание). В 17 веке происходят усиленная колонизация и насильственная христианизация края. Было основано 20 монастырей (Раифский, Семиозерный и др.), велось строительство засечных черт (Симбирской, Тетюшской, Закамской линии и др.). В крае получило распространение вотчинное, служилое, церковно-монастырское и дворцовое землевладение. Коренное население превращается в основном в ясачное. В 16-17 веках значительная часть татар переселилась на слабозаселенные земли Закамья и Приуралья (тептяри). В 1662-1664 годы татарское население восточных районов участвует в башкирских восстаниях, а в 1670-1671 годы весь край был охвачен Крестьянской войной под предводительством С. Т. Разина.

В 18 веке Среднее Поволжье втягивается в начавшееся промышленное развитие: создается ряд крупных мануфактур - суконная (1714), судоверфь (1718), кожевенные, медеплавильные и др. Выделяются промышленники и купцы из среды татар, в руках которых сосредоточивается торговля с Востоком и особенно Средней Азией. Казань становится центром огромной губернии (1708), включавшей все Среднее Поволжье и Западное Приуралье. В условиях феодально-крепостнического строя промышленное развитие сопровождалось усилением социально-экономических противоречий.

В середине 18 века активизировалась русификаторская политика царизма, вызывавшая протест татарского населения. Феодальное и национальное угнетение усиливало классовую борьбу местного населения, в которой наряду с крестьянами нередко выступали работные люди - суконщики (1740-1741) и др. Население Татарстана активно участвовало в Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева 1773-1775 годов **. После подавления восстания губернской реформой 1775 года были установлены новые границы Казанской губернии, сохранявшиеся до 1917 года. С целью привлечения на сторону самодержавия верхушки татарского общества и мусульманского духовенства правительство предоставило в 1784 году мурзам и духовенству дворянские привилегии.

В конце 18 века на территории Татарстана проживало около 800 тысяч человек, а к середине 19 века почти вдвое больше. Основное население (95%) было сельским. Треть населения Казанской губернии составляли татары.

Со 2-й половины 18 века заметно усиливается культурное развитие Татарстана. В Казани открылась гимназия (1758), в 90-е годы был основан русский театр, расширилась сеть медресе не только в Казани, но и в деревнях. В 1804 году открылся Казанский университет - один из первых в России. В 30-40-е годы 19 века бессменным ректором университета был математик Н. И. Лобачевский. В эти годы в университете работали астроном И. М. Симонов, химик Н. Н. Зинин, востоковеды И. Н. Березин, X. Д. Френ, В. П. Васильев, О. М. Ковалевский. Татарское население края изучал К. Ф. Фукс. Из среды татар вышли ученые-тюркологи Ш. Марджани, И. Хальфин, X. Файезханов. Начали печататься газеты – «Казанские известия» и др. В 30-е годы 19 века открываются сельские русские школы, новые гимназии.

В 1-й половины 19 века в Татарстане, особенно в городах, развивалось капиталистическое производство. Установление регулярного пароходного сообщения по Волге и Каме способствовало развитию торговли. Из Казанской губернии вывозились хлеб, лес. Создавались кредитные учреждения и банки. В 1837-1841 годы была проведена реформа государственных крестьян, к которым принадлежало большинство крестьян-татар. В 1866 году на них были распространены основные принципы Крестьянской реформы 1861 года. Крестьяне губернии ответили на реформу волнениями. Кульминацией классовой борьбы в Татарстане было Бездненское выступление 1861 года. Бездненский расстрел вызвал протест по всей России и демонстративную панихиду в Казани, на которой с речью выступил А. П. Щапов. На территории Татарстана развивалось революционно-демократическое движение: возникли студенческие кружки, отделение «Земли и воли», в 1863 году был организован «Казанский заговор». Буржуазные реформы 1860-х годов создали условия для развития капитализма в Татарстане. Формировался многонациональный пролетариат. К концу 19 века в Казанской губернии на заводах работало свыше 10 тысяч человек, кустарной промышленности - около 50 тысяч человек. Крупными капиталистическими предприятиями стали мыловаренный завод братьев Крестовниковых (основан в 1855 году) и текстильная фабрика Алафузовых (основана в 1860 году). Шел процесс интенсивного расслоения крестьянства. К 90-м годам малоземельные крестьяне составляли более 60% от общего количества дворов.

К конце 19 века в условиях развития капитализма на этнической основе казанских татар формируется татарская буржуазная нация. Усиливается национальное движение среди татарского населения, которое развивалось под флагом просветительства и имело демократические и либерально-реформаторское течения. Представители демократического просветительства (К. Насыри, X. Файезханов и др.) ратовали за приобщение народа к достижениям культуры, за развитие национальной литературы искусства и т. п. Либеральные реформаторы (джадиды) выступали как выразители интересов развивавшейся татарской буржуазии. Национальное движение переплеталось с классовой борьбой пролетариата и крестьянства. В 1878-1879 годы наблюдались выступления татарских крестьян. В городах развивалось народническое движение. В 80-е годы в Казани возникают первые марксистские кружки, в том числе Н. Е. Федосеева. В 1887-1889 годы в Казани началась революционная деятельность В. И. Ленина, поступившего в 1887 году в Казанский университет. В 90-х годах вспыхивают крупные забастовки рабочих (Алафузовская, 1891, и др.). После разгрома кружка Федосеева (1889) в Казани работали социал-демократические кружки А. М. Стопани Н. Э. Баумана.

Центром научной жизни Татарстана по-прежнему был Казанский университет. В нем работали крупные ученые: химик А. М. Бутлеров, медики В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, геолог А. А. Штукенберг и др. Создавались научные общества. Появились первые татарские ученые - К. Насыри, Ш. Марджани и др. Открывались новые учебные заведения (ветеринарный институт, татарская учительская школа и др.). Развивалась татарская литература (Г. Ильяси, З. Бигеев).

В начале 20 века в Татарстане интенсивно развивается капиталистическая промышленность, растет национальная буржуазия. В 1900 году на 166 предприятиях промышленности работало около 14 тысяч человек. Имелось 8 предприятий с числом рабочих свыше 1000. Более 4 тысяч человек трудилось в «Торгово-промышленном обществе Алафузовских фабрик и заводов». Шел процесс обнищания деревни, где около 15% хозяйств были безлошадными. Усиливавшаяся эксплуатация трудящихся, сопровождавшаяся национальным гнетом, предопределяла их активное участие в борьбе против самодержавия. В 1897 году в Казани возникла первая социал-демократическая группа во главе с Е. П. Табейкиным, а в 1903 году создан комитет РСДРП искровского направления (Н. Н. Накоряков, С. Симонов, Н. Шалабанов, X. М. Ямашев и др.). В 1900-1904 годы в Казанской губернии происходили волнения среди рабочих; только в Казани в эти годы состоялось 7 стачек. Пролетариат, крестьянство и революционное студенчество Казанской губернии приняли активное участие в революции 1905-1907 годов. Большевики Казани под руководством Я. М. Свердлова организовали ряд крупных стачек. Казанский комитет РСДРП издавал нелегальную большевистскую газету «Рабочий». Особенно активными были выступления рабочих и студенчества 19-21 октября 1905 года, когда рабочие боевые дружины разоружили полицию и стали фактическими хозяевами города. 16-19 ноября в Казани вспыхнула всеобщая забастовка, организованная комитетом РСДРП. Только в ноябре - декабре 1905 года было более 30 крестьянских выступлений, особенно активными они стали летом 1906 года. С началом революции 1905-1907 годов усилилось оппозиционное царизму движение татарской буржуазии, составившей основу созданной в 1905 году партии мусульманской буржуазии (близкой к кадетам) - Иттифак-эль-муслимин (Союз мусульман). Революция 1905-1907 годы дала мощный толчок развитию прогрессивной татарской культуры. Возникла национальная периодическая печать - большевистская газета «Урал», демократическая газета «Фикер» («Мысль»), «Азат халык» («Свободный народ») и др. Во главе демократической печати стояли большевик X. Ямашев, революционно-демократические писатели Г. Тукай, Г. Камал, Ш. Мухамедов и др. Начинается творческая деятельность пролетарских писателей М. Гафури, Г. Кулахметова, Ш. Камала. Создается татарский национальный театр (основатель Г. Кареев).

Промышленный подъем перед Первой мировой войной 1914-1918 годов затронул и Казанскую губернию. К 1914 году число рабочих крупных предприятий достигло 25 тысяч человек. Татарские и русские крестьяне все чаще уходили на работу на рудники Урала, шахты Донбасса, промыслы Баку. В 1913 году число таких отходников составило 228 тысяч человек. Революционное движение в Казанской губернии не прекращалось. Местная полиция и жандармерия пытались уничтожить социал-демократическую организацию. В 1907-1910 годы Казанский комитет РСДРП 9 раз подвергался разгрому и каждый раз восстанавливался. Казанский комитет РСДРП активизировал свою деятельность в годы войны. В 1914-1917 годы прокатилась волна стачек на крупных промышленных предприятиях, особенно на Алафузовских заводах.

М. К. Мухарямов, А. X. Халиков. Казань.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Примечания «ИГ»

* — «…племена так называемой именьковской культуры, связанные по происхождению с Уралом и Сибирью…» — О характере племен, составлявших население именьковской культуры читайте статью Жиха М.И. Арабская традиция об ас-сакалиба в Среднем Поволжье и именьковская культура: проблема соотношения. («Суждения»). О славянах в Среднем Поволжье и местах их расселения читайте статью Жиха М.И. К вопросу об отражении проживания славян в Среднем Поволжье в I тыс. н. э. в письменных источниках.

** — «Население Татарстана активно участвовало в Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева 1773-1775 годов…» — В связи с рассуждениями авторов статьи про национальное угнетение татар было бы уместным напомнить, что из провинции в то время Санкт-Петербург виделся как засилье немцев в армии и государственном аппарате, начиная с немки Екатерины II, убившей своего мужа – напомним – чудесным образом выжившего и возглавившего восстание яицких казаков. Иными словами, татары выступили на стороне некого евразийского сообщества казаков, башкир, работных людей уральских заводов и прочих народностей. И восстали они, по сути, против немецкого засилья, а вовсе не против России, русских и самодержавия. Это был не социальный конфликт, не межэтнический, а межцивилизационный.