Древнее Вавилонское царство: население

Классовое деление свободного населения

В кодексе Хаммураби и в документах называются три категории свободного населения: «сабе», «мушкену» и «маравелим». Сабе обозначает — люди, рабочие люди; под сабе надо разуметь общинников-земледельцев, ремесленников-одиночек и наемных рабочих. Сабе свободны, во работают и на себя и на царя по трудовой повинности. Это категория эксплуатируемого свободного населения. Две другие группы были рабовладельцами. Высшая из них, маравелим, буквально — сыны мужа. К этой категории принадлежали члены царского рода, царские сановники и крупные служащие, жрецы храмов. Остальные свободные принадлежали к категории мушкену, буквально — склоняющиеся перед кем-нибудь, т. е. свободные люди, подчиненные кому-либо по положению или службе. Сюда, следовательно, относились средине в мелкие служащие, подсобный персонал храмов, купцы, крупные ремесленники и другие свободные, но не рабочие люди. В некоторых отношениях маравелим и мушкену не были равны в правах; но они составляло одну группу эксплуататоров, и их права как рабовладельцев законами Хаммураби охранялись совершенно одинаково: похищение раба дворца, храма и мушкену или укрытие такого беглого раба карается смертью. Маравелим и мушкену одинаково выступали также в качестве сдатчиков полей н садов в аренду на одних и тех же условиях — 2/3 урожая за сад и ½ —1/3 урожая за поле без всякой скидки или отсрочки в случае стихийных бедствий, одинаково выступали и в качестве ростовщиков. Через посредство царских и храмовых кладовых, наполнявшвхся зерном в порядке ренты-налога, и через посредство принудительных работ общинников на дом царя оно участвовали в эксплуатации общинников — получали долю прибавочного продукта и долю прибавочного труда.

Различие между маравелим и мушкену кодекс Хаммураби проводит в некоторых постановлениях о вознаграждении за причиненный ущерб и убытки. Так, при краже скота, принадлежащего храму или дворцу, т. е. маравелим, украденное возмещается в тридцатикратном размере, а при краже скота, принадлежащего мушкену, — в десятикратном размере; при повреждении глада или кости у маравелим виновному выкалывается глаз или ломается кость, а при таком же членовредительстве мушкену виновный платит только штраф.

Весьма возможно, что эта дифференциация объясняется не только различном мараволии и мушкену по их служебному и имущественному положению, но также в различием их по происхождению. Если не все, то огромное большинство маравелим принадлежало к родовой аморейской аристократии, а в рядах мушкену было, несомненно, значительное число людей, принадлежащих к покоренным аккадийцам.

Цитируется по изд.: Дьяков В.Н., Никольский Н.М. История Древнего мира. Учебник для учителей институтов. М., 1952 с. 92.

Рубрика: