Ватикан в 1943 году

В верхних покоях апостолического дворца — напряженность. Наступили суровые времена: союзническая авиация впервые бомбит Остию **, римские пригороды. Еще накануне Муссолини в ответ на осторожное предложение Ватикана о посредничестве между Италией и западными державами заявил: «Италия будет сражаться» 1. И вот развязка близка...

Доменико Тардини, секретарь ватиканской конгрегации чрезвычайных церковных дел, позднее, в памятной записке, напишет о политическом ослеплении фашистского правительства, имея в виду официальное заявление римских властей, обязавшихся демилитаризировать итальян-

________

** Остия — порт в окрестностях Рима. —  Здесь и далее примечания переводчика.

[16]

скую столицу, вывести из нее штабы держав «оси». Известно, что ничего подобного предпринято не было. «Если учесть, — читаем мы у Тардини, — что Святой престол уведомил об этом правительства Лондона и Вашингтона, совершенно очевиден недостойный образ действий Рима — он оскорбителен для Ватикана, компрометирует его, а по отношению к англичанам и американцам носит откровенно провокационный характер» 2.

Дело происходит 17 мая 1943 года. Прошло больше месяца, как из Вашингтона по самым конфиденциальным каналам поступил срочный запрос. Белый дом «ради спасения Италии» хотел бы иметь ясность по трем вопросам: во-первых, его интересует «доминирующее мнение о предпочтительной форме правления будущего государства», во-вторых, «сохранять монархию или нет» и, в-третьих, «кто мог бы выступить в качестве располагающего доверием премьер-министра, с которым были бы возможны контакты в период капитуляции; в дальнейшем же, если будет необходимо, население смогло бы тем или иным путем свободно выразить свое отношение к форме правления» 3. Вопросы были весьма деликатного свойства н весьма обязывающие, и не случайно 21 апреля статс-секретарь Ватикана кардинал Луиджи Мальоне посоветовал своему представителю в Вашингтоне Амлето Дж. Чиконьяни * тянуть время 4. Однако 15 мая личный представитель американского президента Майрон Тэйлор вновь запросил ответ 5. Три дня спустя Святой престол, прекратив оттяжки, подготовил соответствующее послание, которое и было 22 мая передано за океан. Оно стало свидетельством решительного отхода Ватикана от политики поддержки фашистского режима.

На принятие данного решения воздействовали не только налеты союзнической авиации. 17 мая с утра ватиканские власти были растревожены еще одним событием: папского нунция в Италии принимал заместитель министра иностранных дел правительства Муссолини. И вот на столе статс-секретаря недвусмысленный и полный драматизма отчет о беседе: «Он вернулся с аудиенции у дуче, и, прежде чем я успел сказать о цели визита, взял инициативу в своп руки: «В чисто неофициальном порядке должен вам

________

* Чиконьяни, Амлето Джованнн — в ту пору апостолический делегат Ватикана в США. Впоследствии, при Павле VI, стал статс-секретарем.

[17]

сказать о нашей осведомленности о том, что создается католическая социал-демократическая партия и что у нее есть четко сформулированная программа. Мне даже обещали ее экземпляр. Известны также некоторые вошедшие в нее лица, и среди них припоминается имя Де Гаспери  *. Вы понимаете, что образование подобного рода партии в настоящий момент равнозначно попытке осуществить переворот». Я ответил ему: «Это обвинение старо, иные договаривались и до утверждений, будто «Католическое действие» (КД) организовывалось как наследник фашизма. Подобные утверждения неизменно опровергались, и к тому же я не думаю, чтобы в такое время в Италии кто-то испытывал желание рваться к власти». На это он возразил: «Позвольте сказать вам, что статьи Гонеллы ** по существу являются политической программой; они не понравились мне и другим тоже». Я ответил, что Гонелла ограничивался комментированием речей папы. Он добавил: «Однако именно Гонелла перевел их на язык политики, определенно намекая на фашизм. Призывы святого отца у нас возражений не вызывают, поскольку все мы грешим, по политическая акция Гонеллы, предпринятая в столь тонкой форме, нам не нравится. Впрочем, что ж, никто из нас не безгрешен, Германия преступала заповеди больше нашего, однако союзники — Россия (безбожники), англичане (их бог — золото), американцы (Содом и Гоморра) — еще хуже» 6.

Итак, выходило, что и правительство Муссолини в курсе дел. Тактика отмалчивания и вынужденных опровержений, умело противопоставленная нунцием обвинениям собеседника, была не способна скрыть суть самих обвинений. Ведь Святому престолу известно, что Де Гаспери действительно уже на протяжении многих месяцев работает в подполье над созданием политической силы, которая по своей структуре к тому времени уже приближалась к на-стоящей партии. Столь же хорошо известен Ватикану и смысл статей, которые Гонелла печатает в ватиканской газете «Оссерваторо романо»  ***, а также то, что в это са-

_____

*  Де Гаспери, Лльчиде — основатель и видный деятель Христианско-демократической партии (ХДП), возглавлял ряд правительств Италии в 1945 —195З годах.

**  Гонелла. Гуидо — один из основателей и видный деятель ХДП, возглавлявший вместе с Де Гаспери центристское течение в партии.

*** Оссерваторе романо» — официальный орган ватиканской курии, издается с 1861 года.

[18]

мое время Гаспери разрабатывает свои «Преобразовательные идеи» * — «четко сформулированную программу». Однако знаменательно и то, что представитель Ватикана .пн вопросы обошел молчанием. Самое серьезное обвинение, формально им опровергнутое, состояло в том, что деятельность Святого престола связывалась с намерением подготовить на смену фашизму католическое правительство. А именно над такой перспективой ломали головы в ряде церковных центров, и в общих чертах она содержалась в официальном ответе Ватикана на запрос Вашингтона.

Предпосылки нового курса, приведшего папство на грань разрыва с существовавшим режимом, созрели еще в минувшем году: 1942 год стал решающим в ходе войны. Под Сталинградом был сломлен хребет фашистской экспансии, а у Эль-Аламеина был подорван дальнейший замысел стратегии стран «оси». «Гигантская битва, призванная принести миру новый порядок» (этими словами в 1940 году «Чивильта каттолика» **  приветствовал приобщение Италии к «суровой дисциплине войны» 7), шла к концу, противоположному тому, на который долго рассчитывали на берегах Тибра. Неотвратимо рушились планы, которые были сообщены представителю Белого дома Тэйлору во время его визита в Ватикан годом ранее. (Тардини следующим образом излагал эти планы: «Скорее всего, в результате войны, ведущейся сейчас в России, коммунизм будет разгромлен и уничтожен, а нацизм выйдет из нее ослабленным и... его можно будет разбить» 8)

Тщетной оказалась и попытка переговоров о компромиссном мире под эгидой папы 9. Ее предпринимали ряд немецких дипломатов через канал в Стамбуле, в том числе посол Франц фон Папен и папский делегат в Турции Джузеппе Ронкалли ***.

19 сентября Майрон Тейлор вновь прибыл в Рим с посланием Белого дома к Пню XII. Кардинала Мальопе не было в столице, однако его срочно вызвали в Ватикан после

____________

*  «Преобразовательные идеи» — книга А. Де Гаспери, ставшая программным документом Христианско-демократической партии (1914 г.).

**  «Чивильта каттолика» — журнал, издаваемый в Ватикане иезуитами, основан в 1850 году.

*** Ронкалли, Джузеппе будущий папа Иоанн XXIII (1958— 1963).

[19]

первой же беседы между Тэйлором и Пачелли  *. 22 и 26 сентября папа вновь принимал американского представителя. В верхнем эшелоне ватиканской дипломатии царило чувство неуверенности. Тардини не без скептицизма отмечает: «Из беседы я вынес следующее заключение: 1) США чувствуют себя сильными, они уверены в победе и не боятся длительной войны; 2) США готовится реорганизовать Европу по своему усмотрению. А поскольку они ничего или почти ничего не понимают в европейских делах, эти их устремления могут принести Европе немалые беды» 10.

Одновременно граф Дж. Далла Торре, директор «Оссерваторе романо», также передал Тэйлору от собственного имени меморандум (который на самом деле был составлен Де Гаспери, в то время работавшим архивариусом Ватиканской библиотеки). Уже в этом документе в общих чертах намечалось политическое будущее Италии, основу которого должно было составить сотрудничество между классом буржуазии, государственным аппаратом и католическими силами при гарантиях со стороны США 11.

Папская дипломатия после миссии Тэйлора окончательно взяла равнение на стратегию англо-американских союзников. В статс-секретариате уже осознали, какова будет развязка, если не произойдет чего-либо совершенно непредвиденного. Открылась возможность действовать отныне более определенно и на итальянском направлении. Это незамедлительно распознала дипломатия Берлина, и 21 октября Риббентроп ** в телеграмме послу при Святом престоле фон Бергену передал указание избегать трений с Ватиканом любой ценой 12.

Однако нельзя сказать, что Святой престол был совершенно не подготовлен к осуществленной им в сентябре 1942 года переориентации. Предпосылкой этого поворота была та позиция, которую высшие ватиканские власти заняли в момент нападения Германии на Советский Союз. Пока СССР оставался в известном смысле в стороне, Святой престол не упускал случая, чтобы выразить свою главную озабоченность: война может способствовать советской экспансии в Европе и — в особенности — привести к развязыванию внутри каждой страны коммунистической «под-

_______

*  Пачелли, Эуджеиио — папа Пий XII (1939—1958).

**  Риббентроп, Иоахим — министр иностранных дел гитлеровской Германии.

[20]

рывной деятельности». Очевидно, что и позднее эта озабоченность побуждала ватиканскую дииломатию (демарши Ронкалли и фон Па пена) во имя совместной защиты «европейской и христианской цивилизации», которой-де угрожал Советский Союз, содействовать заключению сепаратного мира между англо-американскими союзниками и Германией.

Сам Эудженио Пачслли проявлял чрезвычайную чувствительность к этому вопросу. Поэтому сообщение о качавшейся летом 1941 года гитлеровской агрессии против СССР епископы, приходские священники, газеты и официозы Италии сразу же инстинктивно расценили как начало победоносного «крестового похода» против «врага на Востоке». «Чивильта каттолика» писал о ниспосланной свыше возможности «обратить» Россию в истинную веру. Оп сообщал о предпринимавшихся итальянцами на Восточном фронте инициативах религиозного прозелитизма, об активности военных капелланов, устраивавших обряды крещения, а также о том, что в различных областях Италии верующие (об этом писала также местная газета миланской курии «Италиа») собирают средства для «отправки предметов культа украинскому народу» 13.

Эта идея заразила многих видных деятелей Ватикана. Советник немецкого посольства при Святом престоле Ф. Менсгаузен с явным удовлетворением передавал в Берлин текст проповеди, произнесенной будущим секретарем ватиканской конгрегации пропаганды веры епископом Константини: «Вчера на земле Испании, сегодня па собственной земле большевизма, на этих необозримых просторах, где Сатана, кажется, обрел своих представителей на земле, храбрые воины, среди которых есть и солдаты нашей страны, ведут величайшую из битв. Мы всем сердцем молимся за то, чтобы это сражение привело их к окончательной победе и к уничтожению системы, основанной на нигилизме и подрыве христианских устоев» 14.

В этих условиях, когда посол Италии при Ватикане Б. Аттолико представил Тардини официальную просьбу о том, чтобы папа выступил с новым заявлением против коммунизма и поддержал нападение на Советский Союз, итальянское правительство могло ожидать всего, кроме отказа. А именно так, по существу, обернулось дело. Тардини подчеркнул в беседе, что «нет никакой нужды вновь разъяснять» позицию Святого престола и, следовательно,

[21]

 «в том, что уже говорилось ранее, изменить нечего» 15. Это была ссылка на энциклику «Divini redeniploris» (19 марта 1937 года), в которой Пий XI заклеймил коммунизм *. Итальянское и немецкое правительства тщетно добивались, чтобы папа вновь недвусмысленно подтвердил положения этого документа. Ватиканские власти, которые ясно сознавали политический смысл просьбы (Тардини сам указал ва ключевое место в энциклике: «Коммунизм отвратителен по своей сути, и сотрудничество с пим недопустимо пи в какой области для всякого, кто желает спасти христианскую цивилизацию» 16), вновь н вновь отвечали «нет». «Жало в сердце Муссолини» — так определял итальянский посол это молчание Святого престола в ноябре после очередной бесплодной встречи с кардиналом Мальоне 17.

В этот непростой период отношений с Ватиканом правительство Рима упускало из виду, что столь неожиданный отказ проистекал из более широкого взгляда на развитие событий, чем их сиюминутная оценка. Именно в эти недели в верхах Святого престола шел процесс продумывания позиций церкви в отношении коммунизма и коммунистических стран, при этом затрагивалась в известной степени и область вероучения.

Нового осуждения коммунизма добивались не только державы «оси». Решение президента Ф. Рузвельта вступить в войну на стороне Советского Союза и оказать ему поддержку в виде массированной военной помощи немедленно натолкнулось в Соединенных Штатах на упорнейшее противодействие католических кругов. Согласно опросам общественного мнения, 90 процентов духовенства выступало против 18.

Апостолический делегат Чиконьяни с тревогой писал из Вашингтона, что «почти все епископы» и «подавляющее большинство священнослужителей и верующих католиков» с возмущением встретили выступление по радио епископа Хэрли, одинокого сторонника вступления Соединенных Штатов Америки в войну против стран «оси». Это противодействие, добавлял делегат, уходит корнями в вопросы догмы и основывается на запрете, наложенном

_______

*  «Divini redemptoris» («Божественное искупление») — энциклика, направленная против коммунизма и Советского Союза. Она осуждала коммунизм, предавая его анафеме. Верующим запрещалось в какой бы то пи было форме соприкасаться с коммунистическими идеями.

[22]

энцикликой «Divini redemptoris» на всякую форму сотрудничества, даже косвенного, с коммунизмом. Поэтому «приходится сделать вывод, что нынешняя политика американского правительства по отношению к России противоречит папским наставлениям и, следовательно, католики никоим образом не могут ее одобрить» 19.

И все же, несмотря на давление итальянского и немецкого правительств и широких кругов мирового католицизма, Святой престол хранил упорное молчание. Причем эта тактика имела настолько преднамеренный характер, что создавалось впечатление, будто в запрете, наложенном энцикликой, появилась едва заметная глазу трещина. Более того, когда пришел день и Святой престол решил прервать свое красноречивое молчание, это было сделано так, чтобы побудить перечитать энциклику «Divini redemptoris» с полной беспристрастностью. Тардини «во исполнение предоставленной ему компентенции» напомнил Чиконьяни «основную экзегетическую норму», согласно которой «всякий текст следует тщательно рассматривать в его действительном контексте. С учетом этого каждому доступно убедиться, что в данном случае Пий XI имел в виду пресловутый маневр «main tendue» * ... Поскольку именно такова мысль, ясно и недвусмысленно выраженная Пием XI, этим и следует ограничиваться в случае ссылки на данный отрывок» 20. Тардини поставил перед ватиканским представителем в Вашингтоне задачу обеспечить доверие американского епископата именно к данному истолкованию. При этом следовало руководствоваться предостережением — «никоим образом не ставить под угрозу Святой престол». Чиконьяни сделал все от него зависевшее: в октябре 1941 года с архиепископом города Цинциннати Дж. Т. Макниколасом был согласован текст пастырского послания, где рассматривался спорный отрывок и делался категорический «вывод о том, что данный текст не следует применять в настоя-

_______

*  Main tendue (франц.) — протянутая рука. Имеется в виду политика «протянутой руки», провозглашенная коммунистами по отношению к католикам. Вскоре после VII конгресса Коминтерна, где обсуждали вопрос о сплочении всех антифашистских и антивоенных сил, генеральный секретарь Французской компартии Морис Торез заявил: «Мы, атеисты, протягиваем тебе руку, католик,— рабочий ли ты, служащий, ремесленник или крестьянин,— потому что ты — наш брат и тебя одолевают те же заботы, что и нас» (см.: М. Торез. Избранные статьи и речи. М., 1966, с. 93).

[23]

щий момент, когда имеет место вооруженный конфликт» 21.

Пастырское послание Макниколаса нашло широчайший отклик. Католическая оппозиция сотрудничеству США с СССР распалась с чрезвычайной быстротой. Вскоре последствия этого поворота стали ощущаться и в Италии, и тем сильнее, чем больше усложнялось положение держав «оси» на фронтах войны. Внешне ни на какие уступки в области вероучения в сравнении с предписаниями энциклики «Divini redemptoris» папство не пошло. Но привязка энциклики к определенному историческому моменту была столь явной (лишь пять лет спустя после ее обнародования) , а смещение акцентов — столь очевидным, что, несомненно, этот шаг был как бы первичным проявлением того подхода, который характеризовал ватиканскую политику в Италии в течение последующих лет. В самом деле, «отвратительность» более не рассматривалась как свойство, настолько «присущее» коммунизму, что оно представляло собой непреодолимое препятствие сотрудничеству с самими коммунистами. Прагматический подход, которым пронизана политика Святого престола по вопросу о правительстве с участием коммунистов в первые послевоенные годы и по отношению к созданию унитарных профсоюзов, существовал уже тогда, в те военные годы, когда были восприняты, хотя и не без колебаний, эти позиции.

Кроме того, приблизительно в то же время в Риме была предпринята попытка создать организацию христианско-коммунистического толка. Этот опыт не остался без внимания со стороны всполошившегося Святого престола, однако он не подвергся априорному осуждению — ему было дано время созреть, развиться. И не случайно. Начало всей этой истории восходит к 1937 году. Тогда в некоторых кругах римского «Католического действия», особенно среди юношества, эмоционально окрашенный антифашизм начинал переходить «из плоскости морального протеста в плоскость политической борьбы». Чаще всего это встречалось среди студентов двух столичных лицеев — «Аполдинаре» и «Висконти». Первый—папский колледж, где училось много детей бывших «пополяри» *, второй—государ-

________

* «Пополяри» — так назывались члены католической партия «Пополяри» (Итальянской пародная партия), созданной в 1919 году священником Луиджи Стурцо при содействии Ватикана. Многие ее деятели вошли в руководящее ядро Христианско-демократической партии.

[24]

ственная школа, которую посещали дети рядовых римлян, в частности будущие коммунисты (от Антонио и Пьетро Амендолы до Марио Алнкаты и Паоло Буффалини  *). Молодежь встречалась в кружке «Скалетта», которым руководили иезуиты. Именно антифашизм был главной силой, сплачивавшей всю группу. Выработанная ею программа предусматривала превращение «Католического действия» в массовую школу подготовки католиков к борьбе против диктатуры, а также создание движения или даже христианской партии левого толка, независимых от политических влияний, господствовавших в организациях католиков.

В июле 1941 года эта программа привяла форму конкретного решения о замене фашизма «кооперативистским и синархическим режимом» с общественным управлением средствами производства. Манифест, в котором излагалась эта программа, во многих аспектах наивен и противоречив, а его авторы впадают в старомодный католический социализм. Тем не менее он открыл путь к быстрому избавлению от парализующего пассивного ожидания 22.

В следующем году это кооперативистско-синархическое движение преобразовалось в Христианско-коммунистическую партию. Она проникает в рабочую среду, создается целая структура ячеек, организуются оперативные центры в различных районах страны — в Эмилии-Романье, Маркс, Умбрии, Абруцци, а позднее — в Милане и Турине. Созданное объединение встает па путь подпольной борьбы. Ее руководители Адриано Осой чини и Франко Рода но вместе с Аликатой, Пьетро Инграо и Лючо Ломбарде Радиче **  вошли в состав объединенного римского руководства, включавшего и коммунистов и христиан-коммунистов.

Летом 1942 года Христианско-коммунистическая партия сделала решительный поворот к партии итальянских коммунистов (ИКП) 23. Все чаще антифашизм этой партии не ограничивался морально-религиозным разладом с действительностью и простым участием в подпольной борьбе. Христианско-коммунистическая группировка  среди като-

_________

*  Аликата, Марио — коммунист, в годы войны был главным редактором издававшейся в подполье газеты «Упита», впоследствии входил в состав руководящих органов ИКП; Буффалини, Паоло — член руководства ИКП.

** Инграо, Пьетро — в настоящее время член руководства ИКП; Ломбардо Радиче, Лючо — член ЦК ИКП.

[25]

лических оппозиционных сил стала своего рода уникумом, так как в теоретической области сумела преодолеть традиционные для католицизма оговорки по вопросам об обобществлении средств производства, о гегемонии пролетариата и по другим вопросам исторического материализма. В коммунистической партии она видела ту политическую силу, которая не только способна уничтожить фашизм, но и ликвидировать порождающие его социальные условия.

Все это не укрылось от внимания ватиканских властей. Подробности происходящих в Христианско-коммунистической партии событий не составляли для них тайны, так как представители христиан-коммунистов поддерживали постоянные связи с церковными деятелями (рядом приходских священников в Риме и даже тремя будущими епископами, в том числе Серджо Пиньедоли, который был очень близок с шефом второго отдела ватиканского статс-секре- тариата, заместителем статс-секретаря Джованпи Баттис- той Монтини *), а также с руководителями организованного движения католиков-миряп (Джулио Андреотти **, президентом ФУЧИ*** с 1941 года) и деятелями нарож-давшейся Христианско-демократической партии 24.

И все же на протяжении 1942 года и даже позднее ничто не свидетельствовало о намерении высшей католической иерархии задушить в зародыше движение, вызывавшее у нее озабоченность как с политической, так и с догматической точки зрения. Конечно, речь шла о явлении, незначительном по размерам в сравнении с организованным движением католиков-мирян. Но дело не в этом. Скорее можно предположить (и события 1943 года служат очевидным тому доказательством), что под воздействием ужасов войны у высшей церковной иерархии возникло некое обобщенное утопическое видение страданий народов. Эта умозрительная тенденция сопровождалась глубокой неуверенностью в практической ориентации. В результате терпимость Святого престола поистине превосходила все ожидания. Кроме того, опыт христиан-коммунистов при-

______

* Монтини, Джованни Батиста — будущий папа Павел VI (1963-1978).

** Андреотти, Джулио — видный деятель ХДП, неоднократно возглавлял правительственные кабинеты, занимал различные министерские посты.

*** ФУЧИ (FUCI) — Итальянская католическая федерация студентов университетов.

[26]

влек к себе внимание не потому, что церковь черпала здесь новаторские идеи и давала им позитивное истолкование, а потому, что на том этапе этот опыт в глазах папства представлял собой некую ниспосланную провидением искру жизни па фоне безысходной серости итальянского католического движения, какового уже не существовало в том смысле, что оно уже давно не несло в себе ничего исторически оригинального и творческого. И в Ватикане, по-видимому, это понимали и испытывали острое чувство тоски по прошлому.

Правда, в католическом мире имели место и инициативы другого рода. О них можно узнать из фашистских архивов, относящихся еще к 1940 году. Так, 15 октября 1940 года начальник полиции Гуидо Лето передал в Общее секретное управление министерства внутренних дел доклад, датированный 7 сентября: «Достойный доверия секретный источник сообщает, что известный Иджино Джордани  ... якобы поддерживает тесные связи с бывшим депутатом от партии «Пополяри» Альчиде Де Гаспери, а также с Федерико Алессандрини **... Иджино Джордани * и Де Гаспери... были в свое время... редакторами «Пополо», известной газеты Стурцо. С того времени сложилось их сотрудничество и началась политическая деятельность, которая была и остается, несомненно, враждебной фашизму» 25.

Слежку за Де Гаспери полиция прекратила в 1933 году 26. Однако в 1941 и 1942 годах в полицейские архивы стали поступать все более подробные сообщения о его деятельности. Де Гаспери возобновил контакты с рядом бывших руководителем* распущенной партии «Пополяри». Осенью усилия Де Гаспери привели к объединению остатков бывших «пополяри», в частности группы Джованни Гронки ***, гвельфов ****, сохранившихся деятелей католи-

_______

* Джордани, Иджино — профессор теологии и деятель католического движения в Италии в первой половине XX века.

**  Алессандрини, Федерико — журналист, заместитель главного редактора «Оссерваторе романо»,— пресс-секретарь Ватикана.

*** Гронки, Джоваиии — один из лидеров партии «Пополяри», впоследствии видный деятель ХДП; в 1955—1962 годы — президент Итальянской Республики.

****  Гвельфы — правое светское католическое движение, выступающее за конфессионализацию государства в Италии; ведет название от средневекового движения в поддержку папской власти, против императора. Во время войны — участие в антифашистской борьбе, в послевоенный период — проамериканская ориентация.

[27]

ческого профсоюзного движения *. В конце того же года были установлены официальные контакты с представителями других антифашистских партий (кроме коммунистов, которые добивались участия в объединенном комитете, созданном в столице социалистами и католиками, однако их требование было отклонено 27) и с представителями монархии.

В том нервом политическом объединении католиков вокруг Де Гаспери поражало одно обстоятельство — отсутствие какой-либо преемственности между этим изначальным ядром будущей Христианско-демократической партии и созданными церковной иерархией организациями католиков-мирян, прежде всего «Католическим действием». Первым внес в этот вопрос ясность Де Гаспери. В одном из писем к Стефано Ячини, написанном вскоре после разгрома фашизма, он отмечал: «Разве семя возрождения христианской партии и профсоюзов взращивалось в КД?.. В свете подлинных исторических событий это не так. Когда в прошлом году руководящие круги КД пытались воссоздать это объединение, им пришлось начинать с нуля — столь велико было запустение. Что же до политики, то лучше и не вспоминать! Призывы генеральных президентов и «рядовых людей» примкнуть к фашистскому режиму и оказать ему поддержку, соответствующие публикации в официальных бюллетенях о «рядовых мужчинах» и «рядовых женщинах» — все это представляет собой плачевное зрелище, и будет хорошо, если никто не попытается копнуть глубже... Возрождением организации, ее политической и социально-экономической деятельности пришлось заниматься тем из бывших «пополяри» и деятелей «белого» профсоюзного движения, которым в иное время предлагали или выйти из КД, или сидеть и помалкивать».

Де Гаспери попал в точку, но не столько потому, что назвал «плачевным зрелищем» действительную картину рабского служения итальянского католицизма фашистскому режиму, сколько потому, что вскрыл полное выхолащивание «Католического действия» как организации. Приход фашистов к власти и подписание Конкордата 1929 года не просто положили конец деятельности партии «Пополяри»,

_______

*  Итальянская конфедерация трудящихся — объединение «белых», тогда католических, профсоюзов, создано в 1918 году. Было распущено фашистским режимом.

[28]

которая была лишь элементом в системе светских католических организаций, они прежде всего подорвали саму основу католического движения, состоявшего в последовавший за объединением Италии период в принципиальной оппозиции как к государству н классу буржуазии, так и к социалистическому учению во имя высших интересов престола святого Истра 28.

Этот процесс окончательно сложился к тому времени, когда было оформлено примирение между папским престолом и фашистским режимом Муссолини. Сохранившиеся от католического движения остатки утратили какую бы то ни было политическую остроту. Что касается идей «пополяризма», то о них совершенно забыли. «Католическое действие» выжило, однако в Конкордате 1929 года было зафиксировано обязательство не заниматься политикой. В функции организации входило религиозное воспитание подрастающего поколения в духе высшего отрешения как от действующего, так и от других политических режимов, между которыми не проводилось каких-либо различий и оценка которых давалась, исходя из моральных качеств возглавлявших их деятелей. Таковы были идеологические установки правящего класса: воспитание молодежи в полном безразличии к тому, в. условиях какого политического режима ей предстоит жить — при фашизме или при иной форме государственного устройства, которая будет после фашизма, причем не уточнялось, каково будет это «после» 29.

В связи с этим следует сохранять меру, анализируя те разногласия, которые периодически возникали между «Католическим действием» и Муссолини. Что касается эмоциональной стороны вопроса, то в лучшем случае известный антифашизм в настроениях членов КД был данью конфессиональной, интегристской тоске по прошлому, носившей с политической точки зрения пораженческий характер.

Во время единственной аудиенции, данной Пием XI 11 февраля 1932 года Муссолини, беседа свелась к жалобе папы на то, что протестантским меньшинствам в Италии предоставлена чрезмерная свобода культовой деятельности, а единственной страницей подлинно антифашистской борьбы, вписанной «Католическим действием» в историю того двадцатилетия, остается движение гвельфов 30. Когда же в начале 1933 года были арестованы руководители

[29]

этого движения, газета «Италиа» пренебрежительно написала: «Они не хотят почитать фашистский режим, не хотят понять, что для Ватикана это лучший в мире режим».

Де Гаспери писал также и о «запустении». Оно обернулось трагедией и для самого папы, когда война привела фашизм на грань катастрофы. В тот момент Пий XII особенно остро испытывал настоятельную необходимость в перестройке современной цивилизации на христианской основе — ему открылось историческое бессилие католической церкви. Его ответом на этот мучительный вопрос была попытка возродить католическое движение, придав ему иные, чисто религиозные черты. Этому столь смелому предприятию папа Пачелли посвятил все годы своего понтификата, и вряд ли правильно сводить его усилия лишь к простому стремлению обеспечить церкви новые инструменты светской власти.

Рождество 1942 года. «Я не сетую, но время требует действий», — провозглашает папа. В самых волнующих пассажах его послания по случаю праздника уже заметна попытка определить эту далеко идущую цель. Пий XII побуждал католиков к «социальному крестовому походу» за установление нового «внутреннего порядка в государствах», за создание новых «социальных форм, в которых стало бы возможно и было бы обеспечено осуществление полной личной ответственности». Однако, коль скоро дело доходило до конкретных форм этих предписаний, высказывания Пия XII утрачивали и глубину и ясность. Вопреки провозглашенным намерениям, он оставался в рамках идеологических штампов господствующего класса: «Спасения, обновления и постепенного улучшения следует ожидать только при условии возвращения широких и влиятельных слоев к правильной концепции социального устройства, результатом коего они п могут стать. Именно от этих слоев — влиятельнейших и умеющих проникнуться притягательной красотой справедливых социальных норм и понять ее — вера в подлинно божественное, духовное происхождение социальной жизни снизойдет на массы, и они воспримут его».

Тем не менее переданное но радио рождественское послание 1942 года вызвало широкий отклик среди рядовых католиков. Еще летом 1942 года «Католическое действие» начало работу среди своих членов, провозгласив «крестовый поход за духовную чистоту». Прикрываясь аполитич-

[30]

ной на первый взгляд целью, «Католическое действие» осуществило организацию больших масс молодежи в так называемую «армию папы» 31. Одновременно началась популяризация личности Эудженио Пачелли. В харизматических выражениях «Чнвильта каттолика» описывал церемонии общения Пия XII с массами: «Святейшая рука скользит от одной руки к другой—из мозолистой длани рабочего она переходит к нежной ладошке ребенка, ее крепко сжимает солдат и по-матерински ласково гладит старая женщина» 32. Так началась кампания превознесения папы Пия XII, которая все более активно приходит на смену убывающему культу Муссолини. В связи с этим не следует удивляться тем выражениям, в которых комментировал рождественское послание паны Федерико Сарголини, главный духовный советник ДЖИАК — молодежной организации «Католического действия» (которую в то время возглавлял Луиджи Джедда  *). Он писал в начале 1943 года: «Завтра, возможно, неуверенность или инакомыслие вновь зародятся в католической среде, но молодежь ни за кем, пусть самым достойным, не пойдет и не поддастся ни одному, даже самому прекрасному и искреннему, течению. Она обратит вопрошающие очи к престолу святого Петра, она возвысит свой глас: «Что скажет нам папа?» Отныне и впредь его священное слово — единственная норма ее поведения. И это так, ибо завтра, в условиях подъема политических страстей, наше единство может оказаться под угрозой» 33.

К этому времени начинает проявляться активность не только «Католического действия». В самих заверениях Сарголини содержался недвусмысленный (и не самый доброжелательный) намек на Де Гаспери и бывших «пополяри». Было отмечено и оживление в миланском Католическом университете Сердца господня. Об этом оповестил основатель и ректор университета францисканец Агостино Джемелли. В январском номере журнала этого учебного заведения за 1943 год он писал, что темы, поднятые в папском рождественском послании, «явятся предметом тща-тельного научного изучения». Далее он отмечал: «Но стану, поскольку не могу, распространяться о плане работы»  34.

_______

*  Джедда, Луиджи — один из наиболее реакционных деятелей в католическом движении Италии.

[31]

На самом деле соответствующие разработки уже велись, и вскоре они привели к серьезным выводам. В их обсуждении приняли участие ряд преподавателей университета (и среди них Лминторо Фаифаии и Джузенпе Доссетти *), некоторые предприниматели и богословы. В частности, обсуждался вопрос о том, в какой степени осуждение диктатуры, содержавшееся в папском послании означает содействие выдвижению демократических форм. Доссетти был среди тех, кто решал этот вопрос конструктивно. Он заявлял, что активное участие народа в политической жизни является требованием естественного права. Дискуссия протекала весьма бурно. В конце концов возобладало мнение запросить разъяснения по ряду вопросов у папы. Джемелли свел их к пяти пунктам, которые 29 апреля были переданы в статс-секретариат.

По третьему пункту папу запрашивали: «Можно ли утверждать... что в соответствии с естественным правом судебная власть и, по всей видимости, также и власть законодательная должны быть отделены от исполнительной власти?» В четвертом содержалась просьба «ответить, должен ли народ с правовой точки зрения участвовать в законодательной и исполнительной деятельности через свободно избранных представителей». В пятом пункте просили дать разъяснения о «социальном крестовом походе» — как следует его понимать? Каковы формы и пределы его осуществления? Является ли он делом независимой индивидуальной инициативы или требует организованного руководства?

27 мая 1943 года пришел подписанный Монтини ответ. На третий вопрос ответ был неподражаемо лаконичен: «В радиопослании не предполагалось касаться этого вопроса». По четвертому пункту ответ выглядел более развернутым: «В явной форме ничего подобного (в папском послании) не содержалось, однако подразумевалось, что права всякого рода общественных образований и отдельных граждан должны определяться в конституциях государств и их законодательстве. По вопросу о том, как это следует проводить в жизнь (будь то через посредство парламента или в иной форме), в тексте ничего сказано не было». И наконец, ответ по последнему пункту: « «Социальный крестовый

__

* Фанфани, Аминторе, и Доссетти, Джузеппе — впоследствии руководители разных течений в ХДП.

[32]

поход», поскольку он направлен па обновление чувств и пробуждение сознания ради подлинных принципов общественной жизни, следует вести всеми имеющимися в распоряжении средствами как в светской, так и в церковной общественной жизни. Что касается подготовки и проведения долговременной и организованной политической кампании, то это дело верующих как граждан, церковь же имеет право вмешиваться лишь по необходимости, в интересах соблюдения и обеспечения католических принципов» 35.

Итак, не было дано никаких прямых ответов ни по вопросу о парламентской демократии, пи по вопросу о разделении властей, ни тем более в отношении создания католиками политической партии. Начиная с января 1943 года Гуидо Гонелла начал публиковать в газете Ватикана «Оссерваторе романо», редактором которой он состоял, серию статей, комментирующих послание папы, под общей рубрикой «Принципы общественного порядка». Но в них было трудно усмотреть, как незамедлительно это сделало правительство Муссолини, «подлинную политическую программу».

То же можно сказать и о «Преобразовательных идеях», которые вырабатывал Де Гаспери совместно с рядом бывших деятелей партии «Пополяри». Эти идеи вошли в программный манифест Христианско-демократической партии  *, но произошло это позднее, по выходе из подполья. (Характерно при этом, что манифест распространяли в первую очередь приходские священники, это проливает свет на определенную взаимозависимость между шагами церковного аппарата, инициативами Де Гаспери и деятельностью «Католического действия».) В ту пору Де Гаспери еще колебался — создавать организационно оформленную партию или ограничиться формой движения, принимать на себя политическую ответственность немедленно или выжидать дальнейшего развития событий.

Весной 1943 года он даже настойчиво высказывался за то, что предпочтительно было бы «в начальной фазе после падения фашизма не допускать, чтобы ответственность за

______

*  Первые группы будущей ХДП были созданы в 1942 году» Документ «Преобразовательные идеи христианской демократии» был принят в 1944 году и подтвержден в резолюции съезда партии в октябре 1945 года.

[33]

создание правительства легла на антифашистские партии, а доверить эту задачу... людям дофашистского периода» 36. Конкретно он имел в виду деятелей типа Витторпо Эмануэле Орландо * (и не случайно это имя фигурирует среди тех, на кого в Ватикане делали ставку как на возможных преемников Муссолини). Еще и после 8 сентября 1943 года ** Де Гаспери по-прежнему хотел «перенести четкое разграничение различных политических движений на послевоенное время» 37.

Плавный переход от фашизма к послефашистскому периоду — таков в целом при всей своей неопределенности замысел Де Гаспери в то время. Этот план, как увидим, совпадал с планами, которые вынашивал Святой престол. «Преобразовательные идеи» — лишнее тому доказательство: они были попыткой создать нечто среднее между государственным устройством по-Муссолини и демократически организованным обществом в виде некой социально-христианской структуры, основывающейся на докапиталистическом типе классовых отношений. Разрешение сопровождающих подобную модель всякого рода конфликтов и неравенств предполагалось в откровенно волюнтаристском плане. «Цель, которой следует достичь, — говорится в начале главы о социальной справедливости, — это устранение пролетариата» 38.

Даже к концу 1943 года у Де Гаспери еще не было твердой уверенности, что в результате верх возьмет принцип единой политической организации католиков. В памятной записке, направленной в статс-секретариат Ватикана, он отмечал: «Уместно предвидеть, что в первую очередь будет необходимо решить проблемы социально-экономического характера... По этим вопросам размежевание будет проходить между прогрессистами и консерваторами, но не между католиками и некатоликами... В случае выбора необходимо, чтобы предпочтение необязательно отдавалось католику, чтобы все католики имели определенную возможность свободно выражать свое мнение... исключая вопросы общих принципов... Таким образом, в политико-экономических вопросах было бы неуместно выступать еди-

__

*  Орландо, Витторио Эмануэле — один из лидеров либеральной партии, был премьер-министром в период до прихода фашистов л власти.

**  8 сентября 1943 года было объявлено о капитуляции Италии и выходе ее из войны как союзницы гитлеровской Германии.

[34]

ным «католическим блоком»... который нетрудно принять за «Католическое действие», что связано с риском выявления роли церкви и Святого престола. Кроме того, допускается (даже теоретически), что католики могут создавать различные политические партии, и в интересах самой католической церкви необходимо, чтобы хотя бы одна такая партия была сильной и играла решающую роль» 39.

Намерения Де Гаспери не вызывают сомнений. Однако дипломатичность выражений, в которых они высказываются, подтверждает, что Святой престол, адресат памятной записки, еще колебался, соглашаться ли с идеей создания единой католической партии. О стремлении Ватикана понаблюдать за развитием ситуации, не прибегая к концентрации и мобилизации католических сил (пока исход представлялся неясным), свидетельствует и его подход к католикам-коммунистам. В своем выступлении 24 февраля 1943 года Пий XII отмечает, что «некоторые опасные доктрины и тенденции... встречают благоприятный прием у молодежи, исповедующей католицизм, находят в ее среде немало последователей. Будем надеяться, что ею движут благие намерения». Затем он обращается к «тем, кто хочет проповедовать среди социалистов», с призывом «открыто и искрение исповедовать во всей полноте и цельности христианскую истину, никоим образом не потворствуя заблуждениям». Здесь совершенно очевиден намек на Христианско-коммунистическую партию. Но, с другой стороны, не менее очевидно и то, что папа выжидает...

Спустя некоторое время около четырехсот членов этой партии (в большинстве своем молодые рабочие и имеете с ними Рода по, Оссичини, Тато) попали в тюрьму за организацию демонстрации на площади Св. Петра совместно с коммунистами (в том числе Ломбардо Радиче). Кардинал Мальоне и лично Пий XII ходатайствовали об их освобождении. А 13 июня 1943 года во время аудиенции группе рабочих папа опустил в своей речи все, даже завуалированные полемические высказывания в адрес христиан-коммунистов, хотя первоначально намеревался выступить именно в этом ключе.

Однако если определить главную линию в политике Святого престола по отношению к Италии в середине 1943 года, то это — стремление направить самую различную деятельность в католической среде, как контролируе-

 

[35]

мую, так и не контролируемую церковной иерархией, в русло управляемого перехода от фашистского режима Муссолини к патерналистско-авторитарному режиму без Муссолини и без фашистской партии, — режиму, при котором возросло бы значение таких институтов, как монархия, армия, государственный аппарат и церковь. Эта линия, однако, характерна для определенного времеии, постоянной же заботой Ватикана было стремление сохранить возможность быстро перестраиваться» 40.

Идея преемственности при переходе к послефашистскому режиму весной 1943 года уже сложилась. В этом отношении показателен упомянутый в начале главы эпизод, когда представитель Ватикана 17 мая 1943 года с наигранной хитростью опровергал отнюдь не необоснованные подозрения заместителя министра иностранных дел в правительстве Муссолини. Пять дней спустя, 22 мая, статс-секрстариат Ватикана передал в Вашингтон зашифрованное послание. Это был ответ, которого давно добивался Белый дом. В нем излагалось официальное мнение Святого престола о будущем политическом устройстве Италии: «Требованиям, обычаям и нраву итальянского народа наиболее соответствует монархический режим. В соответствии с конституционными нормами суверенный монарх останавливает свой выбор на том или ином деятеле, который будет возглавлять правительство вплоть до полного восстановления нормальной жизни, поскольку навязанное извне правительство наверняка не было бы желанно итальянскому народу» 41. Немаловажная деталь: кардинал Тардини добился того, чтобы из направлявшейся за океан телеграммы был вычеркнут дополнительный абзац, продиктованный лично Пием XII. В нем указывались имена трех «ватиканских» кандидатов на смену Муссолини — Витторио Эмануэле Орландо, маршал Энрико Кавилья, Луиджи Федерцо- ни. Знаменательно, что как довод для изъятия абзаца Тардини привел опасения, что «упоминание имен могло бы иметь нежелательные последствия для Святого престола, ибо исключить вероятность утечки информации полностью нельзя. А это, безусловно, вызвало бы гнев фашистского правительства Муссолини, правительства Германии и всех... кто выдвигает собственные кандидатуры». Последних, добавлял осведомленный Тардини, «достаточно, и они склоняются влево» 42.

К июню 1943 года решение ватиканских властей о раз-

[36]

рыве с фашизмом приобрело необратимый характер. От формального демарша перед королем (хотя статс-секретариат уже подготовил этот шаг в мельчайших подробностях) Святой престол удерживал страх перед фашистскими репрессиями; Ватикан едва ли мог рассчитывать на реальную защиту со стороны союзников, а также на лояльное отношение и действительные возможности короля Виктора Эммануила III *.

Негласные контакты между Ватиканом и итальянской монархией тем временем становились все теснее. 11 июня 1943 года граф Далла Торре передал кардиналу Мальоне отчет об аудиенции, которую король дал его другу Иваноэ Бономи. Среди названных королю деятелей па смену Муссолини вновь фигурировало имя маршала Кавильи, однако на сей раз одновременно были упомянуты Пьетро Бадольо ** и Альчиде Де Гаспери 43.

В июле личное послание Ф. Рузвельта лапе Пию XII стимулировало дальнейший отход Ватикана от режима Муссолини. Римские власти яростно протестовали, угрожали Святому престолу разрывом дипломатических отношений, обвиняли папу в «потворстве» президенту Соединенных Штатов. Кардинал Мальоне в ответ презрительно привел высказывание Наполеона I о том, что люди, которым доверено командование, должны обладать la tete froide ***, особенно в часы испытаний. Оп ответил резким отказом на просьбу правительства Муссолини, чтобы в поддержку режима выступили национальный епископат Италии и «Католическое действие» 44.

К этому времени «Католическое действие» фактически берет курс совсем в ином направлении. Это стало очевидным после 25 июля 1943 года, т. е. падения Муссолини и создания правительства Бадольо. Руководители КД были твердо убеждены, что на фоне всеобщего хаоса способны сохраниться лишь церковь и ее массовые организации и что поэтому только «Католическое действие» в качестве светского органа католической иерархии может с полным правом претендовать на то, чтобы стать организующей основой нового порядка. Но эти честолюбивые устремле-

__________

* Виктор Эммануил III — король Италии (1918—1046).

**  Бадольо, Пьетро—маршал, начальник генерального штаба при Муссолини, после свержения фашизма возглавил первые правительственные кабинеты Италии (1943—1944).

*** La tete froide (франц.) — хладнокровие.

[37]

ния осуществить не удалось — руководящая верхушка «Католического действия» не предприняла попытки автоматически сменить руководство фашистской администрации. Национальный президент ДЖИАК — молодежной организации «Католического действия»—Луиджи Джедда в письме Бадольо от 11 августа 1943 года предлагал поддержку двух с половиной миллионов членов «Католического действия». Эта его поспешность по отношению к тому, кто оказался «человеком провидения», свидетельствовала о полном игнорировании ряда политических аспектов. Минуя правительственные учреждения, Джедда выдвигал функционеров «Католического действия» на руководящую работу в учреждениях государственного аппарата, не подверженных превратностям смены режимов: в Итальянскую ассоциацию радиослушателей и Национальный комитет но охране материнства и детства, в отделы социального обеспечения при муниципалитетах и Итальянское объединение ликторской молодежи. Таким образом, фактически не претерпел изменений принцип, которым «Католическое действие» руководствовалось и на протяжении предыдущих двадцати лет, а именно преобладало стремление занять в общественной структуре ключевые позиции, хотя при этом вопросы конкретного устройства данного общества обходились молчанием 45.

И только в одном вопросе лидеры «Католического действия» придерживались четко определенной линии, подтверждая недвусмысленную преемственность с прошлым. Джедда счел нужным напомнить Бадольо о необходимости «бороться против подрывной пропаганды, проводимой коммунистической эмиграцией». Одновременно «Чивильта каттолика» начал кампанию за возврат «к здоровым традициям христианского труда во избежание нарушения порядка» при применении «марксистских решений» 46. В Милане кардинал Шустер выпустил «Катехизис коммунизма», в котором формулировал предложение, чтобы церковь взяла на себя роль оплота общественного порядка и свободного капиталистического предпринимательства 47. 4 августа 1943 года статс-секретарь Ватикана кардинал Мальоне созвал всех находившихся в Риме кардиналов и сообщил им об оценке Пнем XII событий в Италии. В частности, высказывалось предположение, что «народу, который так жаждал мира и который надеялся, что новое правительство его добьется, придется, напротив, столкнуться с еще боль-

[38]

шими страданиями и лишениями, принесенными войной. Это приведет к весьма опасному состоянию умов, поскольку может вылиться в коммунизм» 48. Две недели спустя Малыше в телеграмме, направленной в Вашингтон, написал, что этот прогноз определенно подтверждается: «Состояние умов в народе... все более склоняется к коммунизму, пропаганда которого, осуществляемая ловкими агентами, достигает значительных результатов. Массовые выступления по случаю падения фашизма показали, что коммунизм в Италии действует организованно и располагает материальными средствами и оружием» 49.

Так обстояло дело в канун 8 сентября 1943 года. Соглашение о перемирии, бегство короля из Рима, немецкая оккупация, развертывание движения Сопротивления положили конец иллюзиям папского престола. Планы безболезненного перехода от фашизма к послефашистскому периоду потерпели крах. В сфере итальянской политики Святой престол оказался перед выбором, повлекшим за собой серьезные обязательства.

[39]

Цитируется по изд.: Маджистер С. Политика Ватикана и Италия. 1943-1978. М., 1982, с. 16-39.

Примечания

1. См.: Послание Пия XII и ответ Муссолини от 12 и 13 мая 1943 года (соответственно). (Actes et documents du Saint Siege relatifs a la seconde guerre mondialc. Citta del Valicano, vol. 7, 1973, p. 330-331, 334.)

2. Ibid., p. 345—346.

3. Ibid., p. 222.

4. Ibid., p. 309.

5. Ibid., p. 338.

6. Ibid., p. 347-349.

7. Pregare e operare.— «La Civilta cattolica», 6.VII.1940.

8. Actes et documents du Saint Siege relatifs It la seconde guerre mondiale, vol. 5,1969, p. 218. О миссии M. Тэйлора в сентябре 1941 года см.: Di Nolfo Б. Vaticano е Stati Vniti, 1939—1952. Milano, 1978, p. 41—45,137—148.

9. Rhodes A. II Vaticano e le dittaturc, 1922—1945. Milano, 1975, p. 279—281.

10. Actes et documents du Saint Siege relatifs a la seconde guerre mondiale, vol. 5, p. 706. Текст послания Белого дома цитируется там же, с. 681—684.

11. Di Nolfo Е. Op. cit, п. 190—200; Aga Rossi Б. La politica del Vaticano durante la second a guerra mondiale. Indicazioni di ricer- ca e documenti inediti sulla missione di M. Taylor.— «Storia contem- poranea», dicembre 1975; Dalla Torre G. Mcmorie. Milano, 1905, p. 144

12. Rhоdes A. Op. cit, p. 282.

13. Peliegrino F. Soprawivenza religiose nella Russia so- vietica.— «La Civilta cattolica», 4X.1941; Urettini L. Propaganda anticommunicta nella stampa cattolica dalla guerra di Spagna alle elezioni del 1948.— In: I s n e n g h i M., L a n а r о S. La Democrazia cristiana dal fascismo al 18 apnle. Venezia, 1978, p. 409—410.

14. Auswartiges Amt, Buro des Staatssekretars, vol. 3, rapporto del 12 eettembre 1941.

15. Беседа происходила 5 сентября 1941 года. Отчет Тардини см.: Actes et documents du Saint Si£go relatifs a la seconde guerre mondiale, vol. 5, p. 182-184.

16. Ibid., p. 215. Запись от 15 сентября 1941 года.

17. Ibid., p. 318. Высказывания итальянского посла были переданы статс-секретарем кардиналом Мальоне в конгрегацию чрезвычайных церковных дел Ватикана 27 ноября 1941 года. Записал Д. Тардини.

18. Об этом сообщал английский посол в Вашингтоне лорд 9. У. Галифакс в телеграмме, переданной в Лондон 31 октября 1941 года. (Foreign Office, 371/261146.)

19. Actes et documents du Saint Siege relatifs & la seconde guerre mondiale, vol. 5, p. 163—174.

20. Ibid., p. 240. Тардини передал эти указания 20 сентября 1941 года.

21. Ibid., р. 286. Именно в этих выражениях Чикопьяни изложил смысл пастырского послания Макниколаса в своем сообщении Мальоне от 28 октября 1941 года. Важную роль в этой ситуации сыграл также личный представитель Ф. Рузвельта при Пне XII М. Тэйлор, действовавший в тесном согласии с архиепископом Детройтским Э. Муни, являвшимся президентом Национальной конференции католического благоденствия, влиятельного органа координации американских католиков. (См. также: Di Nolfo Б. Op. cit, p. 39—41,132-137.)

22. См.: Cocchi M., Montesi P. Per una storia della sinistra cristiana. Documenti 1937—1945. Roma, 1975, p. 16—58.

23. Casula C. F. Cattolici-comunisti e sinistra cristiana (1938— 1945). Bologna, 1976, p. 64. См. также: Casula С. F. Lo scioglimento della sinistra cristiana. — In: S с о p p о 1 a P., TraniolloF. I cat- tolici tra fascismo e democrazia. Bologna, 1975, p. 303.

24. Ibid., p. 63-64, 98; Orfei R. AndreottL МДапо, 1975, p. 12—

25. См.: Rossini G. De Gas peri e il fascismo. Roma, 1974, p. 294—295.

26. A n dгeоtti G. De Gasperi e il suo tempo. Milano, 1974, p. 217 et 88.

27. См.: De Gasperi M. R. С a tti. De Gasperi uomo solo. Milano, 1974, p. 177. Дочь де Гаспери писала, что «руководящее ядро в процессе возрождения организации... преследовало цель стать в будущем правительством», и поэтому коммунисты не были допущены. Однако «государственный переворот 25 июля изменил ситуацию в их пользу».

28. Rossi М. G. Le originl del partito cattolico. Roma, 1977, p. 3—14. На самом деде, католическая ОППОЗИЦИЯ XIX века никогда пе представляла для государства подлинной опасности. Ее формирование совпало не с принятием антиклерикальных законов, а с развитием социалистического движения и ростом классовой борьбы.

29. См.: Orfei R. L'occupaziono del potere. I democristiani 1945—1975. Milano, 1976, p. 274—290; Orfei R. Fede e politica. Milano, 1977, p. 113—140.

30. В r e z z i С. II gruppo guelfo fra gerarchia ecclesiastica e regime fascista.— In: S с о p p о 1 a P. e T r a n i e l l о F. Op. cit, p. 235— 297.

31. Ibid., p. 410-412.

32. «La Civilta cattolica», 3.X.1942.

33. Sala T. Un'offerta di collaboraziono deirAziono cattolica italiana al govorno Badoglio (agosto 1943).— «Rivista di storia con- temporanea», 1972, Xs 4.

34. G о m о l l i A. II «nuovo ordine» deve cssere «ordine crisllano».— «Vita о pensioro», 1943, № 1.

35. Впервые оба документа были опубликованы в журнале: «Vita е pensiero», 1963, № 2; см. также: Actes et documents du Saint Siege relatifs a la sccondc guerre mondiale, vol. 7, p. 310— 373—375. 13 оригинале ответа имеются исправления, сделанные рукой Пия XII, который усилил осторожный характер документа.

36. Andreotti G. Intervista su Di Gasperi. Ban, 1977, p. 25.

37. Andreotti G. De Gasperi e il suo tempo, p. 236.

38. Окончательный текст документа см.: Atti е documenti della Democrazia cristiana. Roma, 1959, p. 1—12.

39. См.: Scoppola P. La proposta politica di De Gasperi. Bologna, 1977, p. 119—122.

40. Miccoli G. Chiesa, partito cattolico e Society civile.—In: Castronovo V. L'Italia contcmporanea 1945—1975. Torino, 1976, p. 194—196.

41. Actes et documents du Saint Siege relatifs & la seconde guerrt mondiale, vol. 7, p. 361—362.

42. Ibid., p. 365—366.

43. Ibid., p. 421—423. Де Гаспери в качестве единственного кандидата на пост главы правительства впервые упоминается в подробном меморандуме, направленном Тардини в декабре 1943 года представителю Белого дома при Ватикане Майрону Тзйлору. (См. также: D i Nolfo Ё. Op. cit., p. 279—297.)

44. Ibid., p. 491—493, 497.

45. См.: Andreotti G. Intervista sn De Gasperi, p. 24.

46. «La Civilta cattolica». 7.VIII. 1943.

47. M i с с о l i G. Op. cit, p. 196—199.

48. Actes et documents du Saint Siege relatifs a la seconde guerre mondiale, vol. 7, p. 537—539. Запись беседы составлена Д. Тардини.

49. Ibid., p. 562—563.

Рубрика: