Боливия в конце XIX века. Федеральная война

Сложившаяся в канун XX века зависимость горнодобывающей отрасли от мирового рынка несла с собой угрозу кризисных явлений. С середины 80-х годов в Боливии начали ощущаться последствия падения спроса на серебро в связи с принятием золотого стандарта в крупных европейских странах. Этот процесс был усугублен закрытием в 1893 году монетных дворов в Индии, поглощавших значительную часть мировой продукции серебра. К концу 90-х годов горнодобывающую отрасль юга Боливии, цитадель консерваторов, охватила тяжелая депрессия. Резко упал обменный курс боливиано. В стране разразился острый финансовый кризис.

Вслед за экономическими пошатнулись и политические позиции консерваторов. Либеральная партия, долгие годы находившаяся в оппозиции, перешла в открытое наступление в борьбе за власть. Президент С. Фернандес Алонсо (1896— 1899) попытался было заключить мир с либеральной оппозицией и предотвратить надвигавшийся кризис двухпартийной системы. Однако в конце 1898 г. в Боливии разразился ожесточенный гражданский конфликт, получивший в буржуазной историографии название федеральной войны, или революции. В основе его лежало противоборство экономических и политических интересов правящих групп севера и юга страны. С развитием горнорудной индустрии и железнодорожной сети Ла-Пас, являвшийся и до того крупнейшим городом Боливии, превратился в ключевой промышленный, торговый и банковский центр на севере страны, тесно связанный с мировым рынком. К 1900 году он уже более чем вдвое превышал по численности Сукре (52 тысячи жителей против 20 тысяч). Между тем не имевший железнодорожной связи Сукре, оставаясь официальной столицей страны, представлял собой преимущественно культурный и аграрный центр, бастион консерваторов, серебряных магнатов и земельных собственников.

Последовала перегруппировка сил внутри господствующих классов. Выросшая на активных связях с внешним рынком торговая и горнопромышленная буржуазия севера, объединявшаяся вокруг Ла-Паса и выступавшая под знаменами либеральной партии, бросила вызов консерваторам. Момент был выбран удачно. Свертывание серебряного производства ослабило позиции консерваторов. К тому же муниципальные выборы 1897 года принесли победу либералам в городских советах Ла-Паса и других крупных городов. В стремлении закрепить успешные результаты выборов либеральная партия вступила в борьбу за власть, избрав благовидный предлог —

[28]

лозунг федерализма. Противопоставив официальной столице Сукре находящийся под контролем либералов Ла-Пас, она, «по решительному мандату народа», потребовала ввести в стране федеративную систему управления и перенести в Ла-Пас столицу республики, «дабы устранить серьезное препятствие для процветания нации» 11.

В ответ консервативное правительство спешно издало декрет о постоянной резиденции правительства в Сукре. Правительственная армия во главе с президентом двинулась из Сукре на север страны на подавление мятежного Ла-Паса. В этих условиях 12 декабря 1898 года либералы созвали в Ла-Пасе военную хунту во главе с полковником X. М. Пандо: при огромном стечении народа она объявила департамент Ла-Пас федеральным департаментом и призвала к решительному отпору действиям конституционных властей.

Вооруженный конфликт за передел власти между консерваторами и либералами привел к общенациональному политическому и социальному кризису, принявшему вскоре характер гражданской войны. В ней приняли активное участие демократические круги мелкой буржуазии и городской бедноты, шахтеры и ремесленники. Пробужденные к активной политической деятельности, они требовали демократизации управления, в частности проведения «чистых и свободных выборов», улучшения социального законодательства. Кризис всколыхнул также широкие массы индейского крестьянства.

Особенно острая ситуация сложилась в боливийской деревне. Ее истоки восходили к массированному наступлению на общинное крестьянство в правление каудильо Мельгарехо, положенному законами 1866—1867 годов о распродаже общинных земель. Массовое изгнание тысяч индейских семей из мест прежнего обитания, переселение их на бесплодные участки альтиплано, резкое обнищание крестьян сопровождались правительственным террором по отношению к недовольным. Последующие 30 лет наступление на общину продолжалось. Так, законом от 1874 года «об отчуждаемости общинных земель», подтвержденным в 1880 и 1890 годы, индейские общины объявлялись распущенными, лишались юридического статуса, общинники всех категорий объявлялись частными собственниками принадлежавших им общинных наделов 12. Аграрное законодательство было направлено на насильственное разрушение унаследованных от колониального прошлого патриархальных докапиталистических структур, вследствие чего резко усилилось разложение общинного землевладения и происходила дальнейшая консолидация мелкого и крупного частного землевладения.

Если в середине XIX века число общинных индейцев, владевших землей, составляло 478 тысяч человек и превышало число безземельных колонов, то пол века спустя их насчитывалось лишь 250 тысяч, а колоны превышали их по численности уже более чем в 2 раза. 70% всех обрабатываемых земель было сосредоточено в руках 25 тысяч белых собственников, из них 16 тысяч стали крупными землевладельцами. Индейское общинное крестьянство, три четверти населения всей страны, владело лишь третью земельных угодий 13.

В стране шел медленный мучительный переход патриархального сельского хозяйства на капиталистические рельсы по «прусскому пути».

_______

11. Finot Е. Op. cit. Р. 336; Taboada Тегап N. La lucha de clases ha comenzado — «Historia de las luchas sociales у el movimiento obrero de Bolivia». Cochabamba, 1983. N 3. P. 129 — 130.

12. Vrquidi A. El feudalismo en America у la reforma agraria boliviana. Cochabamba, 1966. P. 175-176; Bonifaz M. Legislation agrario-indigenal. Cochabamba, 1953. P. 231—232.

13. Klein H. Parties and political change in Bolivia, 1880— 1952. Cambridge, 1969. P. 160; Abecia Baldivieso V. Op. cit. T. 2. P. 302.

[29]

Индейское крестьянство ответило на политику экспроприации общины вооруженными выступлениями, неоднократно создававшими реальную угрозу правящим режимам. Так, с января по июль 1871 года более чем 20 тысяч индейцев осаждали Ла-Пас, требуя объявить незаконными принудительные распродажи общинных земель. В 1887 году было потоплено в крови восстание крестьян к северу от Ла-Паса в департаменте Бени. В 1895 году движение перуанских индейцев кечуа под началом X. Писарро перекинулось на восточные берега озера Титикака и окрестности Ла-Паса, населенные боливийскими кечуа и аймара. В продолжение 1898 года индейские отряды неоднократно блокировали подступы к Ла-Пасу, добиваясь от правительства консерваторов выполнения своих требований 14.

Лидер либералов X. М. Пандо на первых порах мог противопоставить правительственной армии, пользовавшейся поддержкой горно-промышленников юга и чилийского капитала, только отряды народного ополчения. В них вошли ремесленники, жители предместий Ла-Паса, Кочабамбы и других городов, рабочие рудников. Одновременно руководство либералов обратилось к правительству Перу, принявшему их сторону, с просьбой о срочной поставке вооружения. В условиях, когда остро ощущалась нужда в массовой опоре, X. М. Пандо решил опереться на мощный революционный потенциал массового крестьянского движения, стихийно разворачивавшегося в стране с 1896 года. В обмен на поддержку «дела федерализма» либералы пообещали крестьянам признать существование общин, вернуть насильно захваченные за последние 30 лет общинные земли, создать индейское самоуправление в районах расселения кечуа и аймара 15.

Индейское движение 1898— 1899 годов стало мощным и организованным движением крестьянских масс в Боливии XIX столетия. Им руководил военный совет во главе с Пабло Сарате по прозвищу Вилька (на языке аймара — вождь), назначенным либералами «главнокомандующим индейской и генералом национальной (т. е. либеральной. — Авт.) армии». Индеец аймара, Пабло Сарате родился в селении Сикасика, департамента Оруро, районе вековых освободительных традиций со времен восстания Тупака Амару и Тупака Катари в 1780— 1783 годы и партизанских «республик» войны за независимость 1810— 1826 годов. Впервые в республиканской истории Вилька, прозванный либералами «грозным», предпринял попытку превратить стихийный, разрозненный протест индейских крестьян в организованное социальное движение с собственной политической программой.

В течение пяти месяцев (с декабря 1898 года по май 1899 года) крупнейшие города Боливии Ла-Пас и Кочабамба, традиционные центры горнодобычи Оруро, Потоси, Корокоро и другие, а также прилегающие к ним обширные сельские районы стали ареной ожесточенных сражений между отрядами либеральной и правительственной армий. Пламя вооруженной борьбы охватило и альтиплано. В ряде мест, особенно в южной части департамента Ла-Пас, занятого правительственными войсками, против них неоднократно вели ожесточенные бои объединенные силы крестьян, жителей городов и шахтеров. Вооруженные палками и камнями, пращой и динамитом, эти «защитники великого дела федерализма», по словам военных донесений, не

__________

14. Condarco Morales R. Zarate, el «temible» Willka: Historia de la Rebelion Indigena de 1899. La Paz, 1965. P. 45, 102 etc.

15. Ibid. P. 268— 287 etc; Rivera Cusicanqui S. Oprimidos pero no vencidos. Luchas del campesinado aymara у qhechua. 1900— 1980. La Paz, 1986. P. 28.

[30]

раз обращали в бегство отборные кавалерийские эскадроны консерваторов. Крестьянские отряды, самая боевая сила либералов, с кличем «Да здравствует Вилька!», «Да здравствует Пандо!» блокировали фланги правительственной армии, изматывали ее неожиданными партизанскими налетами, отрезали от границы с Чили, лишая возможности получить помощь извне. На защиту восставшего Ла-Паса по призыву Вильки поднялось 40-тысячное индейское ополчение, что сорвало планы консерваторов осадить цитадель либералов 16.

Решительная поддержка широких народных масс — городских низов, шахтеров, крестьян — обеспечила победу армии севера, т. е. либералов. Этот факт открыто признавали современники событий, представители консервативных кругов. «Индейская праща,— читаем мы в правительственном отчете,— отнюдь не была единственным оружием наших врагов (т. е. либералов.— Авт.), против нас были обращены ружья и пистолеты жителей городских предместий и, что еще страшнее,— динамит, которым искусно и со знанием дела владели рабочие шахт» 17. В апреле 1899 года правительственная армия потерпела сокрушительное поражение под Оруро.

Одержав победу, либералы немедленно призвали народные массы «к восстановлению порядка и уважению закона» и не торопились с осуществлением обещанных реформ. На политику промедления и проволочек отцов-либералов жители городов и сел ответили новыми революционными акциями: громили дома и лавки, усадьбы крупных торговцев и собственников. Крестьянская армия во главе с Вилькой отказалась разойтись по домам: крестьяне начали самовольный раздел асьенд, а также уничтожили несколько отборных батальонов, не различая консерваторов и либералов. В страхе перед разбушевавшейся народной стихией лидер либералов X. М. Пандо в мае 1899 года призвал президента С. Фернандеса Алонсо срочно заключить мир, мотивируя это тем, что «индейские отряды вышли из повиновения... последствия кровавой войны непредсказуемы... даже наши объединенные силы не в состоянии овладеть крестьянским движением...» 18.

Последовал предательский сговор: вооруженные части либералови консерваторов объединились. В районы крестьянских волнений, принявших особенно кровопролитный характер в окрестностях Ла-Паса, направились карательные экспедиции. Индейское командование — свыше 60 наиболее видных вождей во главе с генералом Вилькой и его ближайшим сподвижником Крусом Мамани, было вероломно разоружено и брошено в тюрьму Оруро 19. Затем армия жестоко подавила волнения в городах и шахтерских поселках. Так, в результате федеральной войны посредством обмана, предательства и террора по отношению к своим бывшим союзникам либеральная партия обеспечила себе командные высоты в управлении страной.

________

16. Taboada Тегап N. Op. cit. Р. 134; Zavaleta Mercado R. Lo nacional-popular en Bolivia. Mexico, 1986. P. 151 — 152.

17. Almaraz Paz S. Op. cit. P. 76.

18. Rivera Cusicanqui S. Op. cit. P. 29.

19. Condarco Morales R. Op. cit. P. 379.

[31]

Цитируется по изд.: История Латинской Америки [2 том]. 70-е годы XIX века – 1918 год. М., 1993, с. 28-31.

Рубрика: