ЮАР: климат и природа

Климат

Времена года в ЮАР противоположны сезонам Северного полушария. Лето приходится на период с октября по март, и температура колеблется в среднем между 15°С ночью и 35°С в пол[1]день. Зима длится с июня по август с температурой в пределах от 0°С или даже ниже по ночам (пустыня Калахари, Драконовы горы) до 20°С в полдень. Это время идеально подходит для пеших прогулок, но вот купаться и загорать на океанских пляжах не следует — слишком холодно. Случается, в июле в Кейптауне идет снег. Весна (август—сентябрь) и осень (апрель—май) короткие. Пожалуй, самое идеальное время для путешествий — осень и весна. Именно весной (август—сентябрь) можно увидеть очень красивое зрелище — цветущие западные пустыни.

Снегопады случаются чаще на вершинах самых высоких гор. В некоторых провинциях есть сезонные различия.

ЮАР занимает одно из ведущих мест в мире по количеству солнечных дней в году. Температура морской воды отличается в разных районах — от прохладной 12—17 °С в зависимости от сезона в районе Кейптауна (на атлантическом побережье) до 21—26 °С в Квазулу-Натале (г. Дурбан на побережье Индийского океана).

Мир растений

Большая часть Центрального плато — низкотравная степь, или травянистый вельд. Однако внешний вид цветущих южноафриканских саванн значительно изменился, после того как поселившиеся тут буры начали безудержно разводить сот и высаживать зерновые культуры. Последующая деградация сельского хозяйства этого района сопровождалась, как выражаются ботаники, «проникновением экономически малоценных растений в травянистый вельд». В полупустынной Северо-Капской провинции широко распространен тип растительности, который обычно называют «кару». Он характеризуется разреженным невысоким злаковым покровом, а также низкими кустарниками и многочисленными суккулентными растениями. Всё это — последствия перевыпаса... Заросли кустарников с редкими деревьями и обилием травы, известные под названием бушвелд, занимают северо-западную часть Центрального плато и продолжаются к востоку на территории, имеющей форму полумесяца, через Трансваальский Низкий Велд (или Вельд) на север Квазулу-Наталя. Здесь преобладают акации, гигантские баобабы и мопане. Большая часть засушливой Северо-Западной провинции покрыта колючими кустарниками, злаками и отдельно стоящими деревьями. Эта территория известна как бушвелд Калахари. Капский район покрыт преимущественно кустарниковой растительностью, известной под названиями финбос, или маккия, которая очень сходна с маквисом Южной Франции и чаппаралем Южной Калифорнии. Этот район отличается большим разнообразием видов. У этих растений твердые кожистые листья и смолистый сок. В диком состоянии встречаются многочисленные каллы. Раньше южные и юго-восточные прибрежные районы были покрыты густыми субтропическими лесами. Широко встречались окотея пузырчатая, применявшаяся для изготовления мебели, и железное дерево, древесина которого шла на различные цели.

С появлением темнокожих скотоводов банту и черных и белых земледельцев за последние два-три столетия почти все леса были вырублены или выжжены под пашни. Однако остатки коренных лесов кое-где все же сохранились на крутых склонах гор и особенно близ г. Кнайсна (или Найсна). На месте старых лесов были посажены плантации акаций, сосен и эвкалиптов, завезенных из Австралии, а в устьях рек сохранились мангровые заросли.

Многие путешественники, отправлявшиеся в Южную Африку, выслушивали перед отъездом туда бесконечные истории и легенды о деревьях[1]людоедах, якобы поджидающих свои жертвы в отдаленных уголках страны. Есть ли в них хоть доля правды?

Не пугайтесь. Никакого дерева-людоед а в природе не существует, нет никакого «утерянного звена» между растительным и животным царствами, как пытались окрестить эти создания природы. Однако доля истины в пресловутой легенде о зловещем дереве все же имеется.

Ряд исследователей обращается в поисках объяснений к растениям-хищникам. Эти удивительные представители зеленого мира безусловно вдохновили ряд сочинителей с непомерно развитым воображением.

В Африке много растений-хищников. У маленькой росянки с болот листья собраны в розетку, внутри которой находятся «щупальца», затягивающие насекомых на погибель. В горах Седарберг, недалеко от Кейптауна, растет росянка королевская, размером с добрый куст. Она ловит и поглощает все живое величиной с маленькую лягушку. Такое растение может с успехом питаться и мелкими млекопитающими, например мышами. По берегам рек и ручьев произрастает пузырчатка, дверцы ловушек которой всегда готовы впустить небольшую рыбку у икру, насекомое. Пустить, но, увы, не пустить.

Эти и другие растения, в том числе с эффектными кувшинообразными листьями, ловят и переваривают свою добычу. Возможно, растения-хищники действительно ответственны за появление разных сказок и легенд, в том числе, например, легенды о «цветке смерти», который якобы своим странным ароматом заманивает путешественника в пещеру, одурманивает запахом, а затем обвивает лепестками, выделяющими кислоту, что растворяет плоть, оставляя только кости.

Слыхали мы и о плотоядной лиане, что поймала и сожрала в тропических джунглях собаку одного белого охотника. Охотник, пытаясь освободить собаку, вдруг к своему ужасу почувствовал, что лиана впилась ему в руку своими живыми хищными «пальцами». Он уцелел, но рука была изодрана до крови.

Фигурирует еще и «дерево-змея», хватающее любую птицу, присевшую к нему на ветки. Землю под ним сплошь устилают перья и кости. Некий путешественник в научных целях специально скармливал этому дереву цыплят и обнаружил на его ветвях присоски, точь-в-точь как у ось[1]минога. С их помощью дерево высасывало кровь у своих жертв. Другое дерево под названием «ловушка для обезьян» специализируется, как говорят, исключительно на этих животных. Не успеет обезьяна вскарабкаться по стволу, как листья вокруг нее смыкаются, и единственное, что остается от несчастной, — это ее косточки, упавшие на землю через несколько дней.

Верить или не верить в эти истории — личное дело каждого читателя...

Всего же в ЮАР насчитывается около 16 тысяч видов растений. Национальный цветок (с 1975 г.) — гигантская, или королевская, протея. Она распространена на юго-западе и на юге Западного Кейпа, от гор Седарберг до Грэхемстауна Головка цветка, напоминающая артишок, стала причиной того, что на латыни его стали называть «cynaroides», что означает «похожий на артишок». Разумеется, такое имя кажется несправедливым по отношению к самой крупной из протей. Можно найти королевскую протею разных цветов и с разной формой листьев, но самая красивая — с серебристо-розовыми прицветниками. (Сейчас ее можно приобрести в цветочных магазинах Москвы.)

В стране созданы 18 национальных парков, в том числе парк Крюгера (один из старейших и самых известных в мире, основан в 1898 г.). Но о них чуть позже.

Животный мир

До того как здесь появились европейцы, фауна Южной Африки была сказочно богатой. Однако за последние два-три столетия усиленной охоты животный мир сильно обеднел. Некоторые виды были выбиты подчистую, а большая часть крупных животных перебралась в горные и пустынные районы Северного Трансвааля, в частности на территорию национального парка Крюгера Прежде слоны обитали на всей территории страны, исключая Намакваленд; ныне те, что уцелели, обитают только в лесах близ Кнайсны и кустарниковых зарослях национального парка Аддо на юго-востоке страны (близ Порт-Элизабет), хотя большие популяции можно еще встретить в национальном парке Крюгера.

Белые носороги, некогда многочисленные во внутренних районах страны, в настоящее время представлены лишь несколькими особями в резервате Хлухлуве-Умфолози в Квазулу-Натале.

Львов, широко распространенных в прошлом (имелось не[1]сколько подвидов) по всей территории Южной Африки, можно встретить только в некоторых национальных парках, например в парке Крюгера и вдоль границы с Ботсваной.

Огромное количество антилоп и зебр некогда паслось на саваннах Центрального плато, а сегодня небольшие стада встречаются только вдоль границы с Ботсваной и в восточной части Северного Трансвааля, а зебры почти исчезли. Национальный парк Калахари-Гемсбок в Северо-Капской провинции предоставляет убежище ряду животных, включая антилопу спрингбок, гепарда и гиену. Бабуины, гиены, шакалы, дикие собаки и несколько видов мелких кошачьих все еще встречаются в горных местностях, а обезьяны населяют леса Квазулу-Наталя.

Леопарды, некогда бывшие грозой домашнего скота по всей Южной Арфрике, к середине 1970-х гг. оказались под угрозой уничтожения, и сегодня, чтобы их увидеть, нужно подняться до рассвета и долго искать с помощью мощной оптики среди ветвей в парке Крюгера На островках у западного побережья, омываемого холодными водами, водятся пингвины. Попугаи и птицы-носороги встречаются вдоль всего теплого восточного побережья. Страусы были обычны и имели большое коммерческое значение полвека назад; сейчас они перебрались в малонаселенные внутренние районы и... на многочисленные фермы. По-прежнему многочисленны рептилии.

Крокодилы встречаются в прибрежных реках на севере Квазулу[1]Наталя, много змей, включая африканских гадюк, кобр, древесных змей и мамб.

Традиционной «приманкой» для туристов считается «биг файв» — «Большая пятерка», пять крупнейших животных Южной Африки, как бы ее визитная карточка: слон, лев, кафрский буйвол (свирепое животное, с которым надо вести себя весьма осторожно), носорог и леопард. Всех их, да еще, пожалуй, гиппопотама и жирафа, сегодня можно увидеть только в заповедниках.

Цитируется по изд.: Давидсон А.Б., Непомнящий Н.Н. Южно-Африканская республика. Весь мир в одной стране. М., 2010, с. 18-26.

Рубрика: