Тасмания (НЗ, 1903)
Молодой тасманиец.
Отдѣльно отъ всего островного міра лежитъ прелестный островъ Тасманія, прежде называвшійся Вандименовою землей, и представляющій какъ бы обломокъ Австраліи, отдѣленный отъ нея проливомъ верстъ въ двѣсти шириной. Чудный, дикій ландшафтъ этого гористаго острова, покрытаго густымъ, темнымъ лѣсомъ, привелъ въ восторгъ голландскаго мореплавателя Тасмана (именемъ котораго теперь и названъ островъ), случайно открывшаго его въ 1642 году. Островъ казался совершенно необитаемымъ, и, только сойдя на берегъ, люди Тасмана замѣтили зарубки, сдѣланныя, очевидно, кремневымъ топоромъ на стволѣ одного дерева. Зарубки эти отстояли почти на сажень одна отъ другой, и люди Тасмана изъ этого заключили, что обитатели новооткрытой земли должны быть исполинскаго роста. Это напугало ихъ и заставило поскорѣе вернуться на корабль.
Тасманъ однако не зналъ, что онъ открылъ островъ. Онъ думалъ, что это южная оконечность австралійскаго материка и назвалъ открытую имъ землю по имени своего ближайшаго начальника, губернатора голландской Индіи, Антона Ванъ Димена. Прошло однако болѣе ста лѣтъ послѣ этого открытія, прежде чѣмъ европейцы посѣтили снова Тасманію и узнали наконецъ, что это не часть австралійскаго материка, а островъ, и притомъ почти равный по величинѣ Цейлону. Это — прелестная страна, обладающая здоровымъ и пріятнымъ климатомъ и изобилующая водой. Горные склоны покрыты великолѣпными эвкалиптами, а въ ущельяхъ растутъ такіе удивительные древовидные папоротники, какіе врядъ ли можно встрѣтить гдѣ-нибудь въ другомъ мѣстѣ . Фауна острова преимущественно австралійская, т. е. преобладаютъ сумчатыя животныя, причемъ въ Тасманіи еще сохранились такіе виды, которые уже исчезли въ Австраліи, напримѣръ: «тилацинъ», сумчатый волкъ, сильное и кровожадное животное, причинявшее немало хлопотъ первымъ поселенцамъ Тасманіи. Теперь, постоянное и систематическое преслѣдованіе заставило этихъ животныхъ удалиться вглубь острова, въ горы. Тилацинъ — ночное животное, и лишь съ наступленіемъ сумерекъ оно становится смѣлымъ и дерзкимъ, и встрѣчаться безоружнымъ съ нимъ опасно.
Что касается коренного населенія Тасманіи, то оно исчезло безъ остатка. Это были тѣ же австралійцы и вели такой же бродячій образъ жизни. Несмотря на то, что они жили на островѣ, они даже не умѣли строить лодокъ, ходили безъ всякой одежды, и единственным оружіемъ у нихъ были копья и дубины, такъ какъ бумерангъ былъ имъ неизвѣстенъ.
Первыя встрѣчи европейцевъ съ первобытными обитателями Тасманіи не носили враждебнаго характера. Туземцы выказывали миролюбіе и даже готовность услуживать европейцамъ, но это продолжалось недолго. Англичане основали у устья рѣки Дервенъ, на мѣстѣ нынѣшняго города Гобарта, колонію ссыльныхъ въ 1810 году, и вскорѣ между этими насильственными переселенцами и коренными обитателями острова возникла ожесточенная вражда.
Колонисты первые вызвали ее, так ъ какъ однажды, увидѣвъ большую толпу туземцевъ и заподозривъ ее во враждебныхъ намѣреніяхъ, выстрѣлили въ нее и уложили на мѣстѣ человѣкъ 15 дикарей, женщинъ и дѣтей. Оказалось, что дикари не питали никакихъ враждебныхъ замысловъ и просто-напросто отправились на охоту на кенгуру, и эта роковая ошибка колонистов породила смертельную ненависть къ нимъ дикарей, которые не пропускали случая жестоко мстить имъ. Впрочемъ, и колонисты вели себя ничуть не лучше. Въ ихъ глазахъ чернокожіе туземцы стояли нисколько не выше вредныхъ обезьянъ, и поэтому была позволительно ихъ истреблять всякими способами. Такой взглядъ на чернокожихъ людей породилъ возмутительныя жестокости, къ которымъ прибѣгали колонисты для расправы съ ними. Устраивались настоящія облавы на туземцевъ, и, благодаря такому систематическому истребленію, островъ Тасманія былъ совершенно «очищенъ» отъ туземцевъ. Послѣдніе[1]туземцы, преслѣдуемые какъ дикіе звѣри, были захвачены на оконечности одного возвышеннаго мыса въ декабрѣ 1834 года, и событіе это было торжественно отпраздновано колонистами. Плѣнныхъ туземцевъ, въ числѣ 200 человѣкъ, перевезли съ ихъ родины на другой островъ и хотя тамъ выстроили имъ хижины, давали съѣстные припасы, и миссіонеры заботились о нихъ, стараясь наставлять ихъ въ христіанской вѣрѣ, но туземцы, лишенные родины» быстро вымирали. Послѣ десяти лѣтъ в живыхъ осталось не болѣе 12 мужчинъ и 22 женщинъ. Тогда надъ ними сжалились и опять вернули ихъ на родину, но слишкомъ поздно.
Въ 1869 году умеръ послѣдній мужчина, а въ 1876 году послѣдняя женщина—представительница первобытнаго населенія Тасманіи. Итакъ немного болѣе 60 лѣтъ оказалось достаточными временемъ для исчезновенія цѣлаго населенія, численность котораго опредѣлялась ко времени поселенія европейцевъ въ 7 000 человѣкъ.
Въ настоящее время островъ Тасманія входитъ въ составъ Австралійской федераціи и пользуется самоуправленіемъ. На островѣ есть два города, соединенные желѣзной дорогой: сѣверный — Лаунчестоунъ и южный — Гобартътоунъ, остальныя же поселенія Тасманіи представляютъ лишь хорошенькія деревушки, утопающія въ зелени садовъ. Населеніе Тасманіи, исключительно европейское, достигаетъ 200 000 . Вездѣ разстилаются прекрасные поля и луга и превосходные фруктовые сады. Плодовъ родится такая масса, что ихъ не успѣваютъ собирать, и большая часть ихъ сгниваетъ, свалившись на землю. Производительность Тасманіи очень велика. Кромѣ земледѣльческихъ продуктовъ и фруктовъ, оттуда вывозится шерсть и много минераловъ: золото, олово, желѣзо, мѣдь, свинецъ и т. д. Каменный уголь также водится в ъ изобиліи. Только западная часть острова почти необитаема, так ъ какъ тамъ преобладаютъ скалы, совершенно обнаженный или покрытыя густою чащей низкаго кустарника, черезъ которую пробраться можно не иначе, какъ съ топоромъ въ рукахъ. Но именно въ этой негостепріимной области и находятся мѣсторожденія золота и др. металловъ, что и заставляетъ людей селиться тамъ, несмотря на всѣ неблагопріятныя условія.
Цитируется по изд.: Народы Земли. Географические очерки жизни человека на земле. Под. ред. А. Острогорского. Том I. СПб., 1903, с. 52-54.