Государство Само (ИЧт1, 1956)
Славянские племена на территории Чехии, известные по письменным источникам, и на территории Моравии, известные по данным археологии, в конце I тысячелетия н. э. уже не имели почти ничего общего с племенами эпохи первобытнообщинного строя. Это были территориальные объединения, опиравшиеся на разветвленную систему «градов». Их территории в отдельных случаях соответствовали территориям старых военно-племенных союзов. Во главе таких племен стояли князья, власть которых была, по-видимому, наследственной. Господствующее экономическое и политическое положение занимала знать. Таким образом, есть все основания рассматривать эти объединения племен как зарождающиеся раннефеодальные государства. Образование более крупных раннефеодальных государств происходило в условиях столкновений и конфликтов между племенными княжествами и подчинения одних другими.
Разумеется, процесс возникновения крупных раннефеодальных государств должен был растянуться на сравнительно длительный период времени. Были, однако, обстоятельства, которые ускоряли этот процесс. Таким обстоятельством являлось, например, обычно наличие угрозы со стороны внешних завоевателей. Именно такой фактор внешнеполитического характера надо иметь в виду, когда речь идет об образовании первого крупного государственного объединения на территории Чехословакии, известного под названием государства Само.
[48]
Само. Рис. М. Алеши
В середине VI века на территории Паннонии (современная Венгрия, а частично и Словакия) обосновалась кочевая орда аваров, пришедшая в Европу из азиатских степей. Покорив местные славянские племена, которые по своему социально-экономическому и культурному развитию бесспорно стояли выше своих поработителей, авары возглавили образовавшееся у паннонских славян раннефеодальное государство. Господствующим классом в этом государстве была аварская знать, беспощадно эксплуатировавшая местное славянское население. Аварское завоевание отрицательно отразилось на развитии соседних славянских племен. На Среднем Дунае постоянные набеги кочевников-аваров несли сельскому населению неисчислимые бедствия. Обычно они сопровождались захватом большого количества рабов-пленников, угоном скота, поголовным грабежом населения и многочисленными насилиями. Именно эти преследования аварами славянского населения нашли отражение в русской летописи: «Си же обри воеваша на словены и насилье творяху женам дулебьскым: аще поехати будяше обрину, не дадяше въпрячи коня, ни вола, но веляше въпрячи 3 ли 4 ли — 5 ли жен в телегу, и повести обрина; и тако мучаху дулебы. Быша бо обри телом велици, а умом горди и бог потреби я, и помроша вси, и не остася ни един обрин;
[49]
и есть притча в Руси и до сего дне: погыбоша аки обры, их же несть племени, ни наследка».
Приблизительно так же складывались и франко-аварские отношения. Франкам — западным и северо-западным соседям чехо-моравских племен — не раз приходилось отражать нападения кочевников — аваров, нередко использовавших для набегов на франкские владения и подвластных им славян.
Государство Само.
Притеснения аваров вызвали решительный отпор со стороны паннонских и Моравских племенных княжеств. Их борьбу против аварской агрессии возглавил некто Само, бывший, по сведениям хрониста Фредегара (писавшего между 640 и 660 гг.), франкским купцом, путешествовавшим по славянским землям в торговых целях, а по мнению некоторых историков — славянином, долго жившим среди франков. Мощное восстание против аваров, возглавленное Само, вспыхнуло около 622—623 гг. В ходе этого восстания несколько племенных княжеств объединилось в относительно крупное государственное образование, ядром которого была, надо полагать, Моравия.
Борьба государства Само с аварами не была изолированным явлением. В успешном исходе борьбы молодого западнославянского государства с аварской кочевой ордой были крайне заинтересованы Византия и франки. К сожалению, состояние наших источников таково, что прямо признать или отрицать наличие военно-политического союза между Византией, франками и государством Само невозможно, хотя сам факт их совместного выступления против аваров не может вызывать сомнений.
В дальнейшем, когда аварам было нанесено сокрушительное поражение, государству Само пришлось пережить угрозу другого иноземного нашествия. С притязаниями на верховную власть в западнославянском государстве выступил франкский король Дагоберт. Около 631 г. Само удалось нанести Дагоберту решительное поражение. В ходе борьбы с франками государство Само расширило свои границы за счет окрестных чешских, а также сербо-лужицких земель. Разумеется, узы, соединявшие эти земли с центром государства, не были прочными. Местные племенные династии сохранялись, и как только угроза со стороны франков была устранена, эти узы начали разрываться.
Причину крупных военных успехов государства Само следует усматривать прежде всего в том, что в борьбе с внешним врагом княжеская власть могла опереться не только на свои дружины и на племенную знать, но и на народное ополчение, на вооруженный народ, кровно заинтересованный в прекращении тех опустошений, которые несли с собой аварские набеги и вторжения франков.
Государство Само было важной ступенью в процессе образования раннефеодальной государственности у западных славян. Появление на исторической арене этого государства сопровождалось аналогичным явлением у восточных и южных славян. Почти одновременно с государством Само возникли государства Валинана и Русь у восточных славян и Болгарское государство — у южных славян.
Внутренняя история государства Само почти неизвестна, источники ничего не сообщают нам и о дальнейшей судьбе этого первого западнославянского государства. Держава Само едва ли могла сохраниться долго в том виде, в каком она известна нам в момент своего триумфа, достигнутого в борьбе с аварами и франками. По-видимому, значительная часть племенных княжеств, вошедших в состав государства Само, вскоре от него отпала. Но на основной территории государства Само — в Моравии — процесс роста и укрепления раннефеодальной государственности, несомненно, про-
[50]
должал развиваться. Через полтора столетия Моравия вновь стала ядром обширного западнославянского государства, речь о котором будет идти ниже.
[51]
Цитируется по изд.: История Чехословакии в трех томах. Том I. Под ред. Г.Э. Санчука и П.Н. Третьякова. М., 1956, с. 48-51.