Великоморавская держава

Великоморавская держава и ее борьба против агрессии германских феодалов

Славянское население, жившее в Моравии и на землях, расположенных между реками Дунаем и Дыей, распадалось в VIII—IX веках на четыре племенных княжества, наименования которых остаются неизвестными. Моравские «грады» были не только крупными торгово-ремесленными центрами, тесно связанными с экономической жизнью окружающих их сельскохозяйственных районов, но и политическими и военными пунктами. Раскопанные археологами кладбища, содержащие погребения различных в имущественном отношении слоев населения, указывают, что здесь продолжал идти быстрый процесс классообразования.

Материалы археологических исследований, произведенных в чешских и моравских «градах» и на кладбищах, опровергли легенду о якобы решающем влиянии на западнославянскую культуру аварской и немецкой культуры. Зато обнаружились факты, свидетельствующие о значительных культурных связях чешских и моравских славян с Византией и Русью н другими странами.

Ко времени выступления на историческую сцену государства Великой Моравии, возникшего около 830 г., политическая обстановка в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе существенно изменилась. С исторической арены сошел Аварский каганат, окончательно разгромленный в результате походов Карла Великого. В могущественную военную и политическую силу выросло Болгарское государство, вступившее в соперничество с Византией и оказывавшее серьезное влияние на развитие событий в Дунайском бассейне.

Великоморавская держава

Главная опасность в этот период угрожала чехо-моравским славянам со стороны германских феодалов. Уже при Карле Великом славянам пришлось вести борьбу с франкскими вторжениями. Часть чешских племенных княжеств вынуждена была тогда согласиться на уплату франкам дани. С начавшимся вскоре распадом империи Карла Великого угроза агрессии немецких феодалов отнюдь не исчезла. По-видимому, именно это обстоятельство способствовало ускорению процесса объединения чехо-моравских и словацких племенных княжеств в рамках Великоморавского государства.

Первым известным нам по письменным источникам великоморавским князем был князь Моймир (около 818—846 гг.). Его резиденцией являлся г. Велеград, находившийся, как предполагают некоторые чехословацкие археологи, на реке Мораве, в Старем Месте — части современного города Угерске Градиште. Здесь на обширном кладбище IX—X веков были произведены раскопки. Отдельные погребения содержат дорогие золотые украшения и вооружение. На территории кладбища обнаружены остатки двух современных погребений каменных церквей. По мнению других исследователей, местом столицы Великой Моравии было городище Микульчицы на Мораве, где обнаружены остатки богатой архитектуры IX века. Дальнейшие исследования откроют, несомненно, многие стороны жизни Великоморавского государства. Что касается письменных источников, то ныне мы располагаем преимущественно немецкими источниками, которые позволяют восстановить

[51]

Первые упоминания о князе Прибине, IX век.

 

внешнеполитическую историю Великой Моравии, но ничего не говоря об ее внутренней жизни.

В своей объединительной политике князь Моймир столкнулся с сопротивлением князя Прибины, княжество которого было расположено в Нитранской области Словакии между реками Дунаем и Троном. Усиление княжества Прибины было следствием той же тенденции к объединению чехо-моравских и словацких племен в рамках крупного раннефеодального государства, что и усиление княжества Моймира. Соперничество между этими двумя князьями было осложнено вмешательством германских феодалов, выступивших против Моймира.

Заключив союз с немцами, Прибина встал на путь антинародной политики. Он поддержал миссионерскую деятельность немецкого духовенства и всячески мешал объединению чехо-моравских княжеств, чего особенно боялись немецкие феодалы. Около 833 г. Моймиру удается изгнать При- бину из Нитры. Княжество его вошло в состав Великой Моравии, выросшей к тому времени в значительное государство. Это обстоятельство еде более обострило отношения между Моймиром и германским императором Людовиком Благочестивым.

Становилось очевидным, что приближается момент решительного столкновения Великой Моравии с германскими феодалами.

Это столкновение было ускорено распадом обширной франкской монархии, завершившимся в 843 г. По Верденскому договору королю Людовику Немецкому досталась восточная часть империи, составившая Восточно-франкское королевство — будущую Германию. Главной ареной для своей феодальной экспансии германские феодалы считали славянские земли, в частности Моравию. В 845 г. Людовик принудил обратиться в христианство 14 чешских феодалов-«вельмож», стремясь тем самым подчинить их своему влиянию. В 846 г. он совершил поход в Моравию и свергнул Моймира.

[52]

Славянский глиняный сосуд IX - X вв.
Дольни Вестонице.

Серебряная бляха чеканной работы с изображением всадника. Старе Место. Угерске Градиште

 

К этому времени Великоморавская держава была, однако, уже настолько прочной, что уничтожить ее оказалось невозможным. Вместо Моймира Людовик возвел на престол его племянника Ростислава (846—870 гг.), рассчитывая сделать его игрушкой в своих руках. Одновременно было создано Блатенское княжество, расположенное в тылу Великой Моравии, в южной части Панноиии, между реками Дунаем, Дравой и Дыей, во главе которого был поставлен союзник германского короля, бывший нитранский князь Прибина. Это княжество, по мысли германских феодалов, должно было служить дополнительным средством воздействия на Великоморавское государство.

Расчеты Людовика оказались, однако, ошибочными. Ростислав стал для германских феодалов опасным противником. На открытую борьбу с Людовиком Немецким Ростислава толкнули, по-видимому, успехи западных славян в борьбе с немецкой агрессией. Уже на обратном пути из Моравии войско Людовика потерпело поражение от чехов. Попытки усмирить чехов не дали никаких результатов. В 851 г. против Людовика восстали лужиц, кие сербы. В подобных условиях Ростислав мог рассчитывать на успех в борьбе с немцами. И действительно, когда в855 г. Людовик еще раз вторгся з Моравию, его поход был неудачен. На 858 г. проектировался новый поход, но он вообще не был осуществлен ввиду неурядиц, вспыхнувших в королевстве, где восстал и объявил себя самостоятельным государем сын Людовика Карломан, маркграф австрийский.

Вскоре между Ростиславом и Карломаном установились союзнические отношения. Воспользовавшись внутренними затруднениями Людовика, Ростислав поспешил расправиться с Прибиной. В 861 г. Прибина был убит, и Блатенское княжество перешло к его сыну Коцелу, попавшему впоследствии в зависимость от Ростислава.

Между тем Людовику Немецкому удалось справиться с усобицей в королевстве — Карломан вынужден был прекратить сопротивление. Началась подготовка к новому выступлению немецких феодалов против Великой Моравии.

[53]

Раскопки могильника и остатков церкви периода Великоморавской державы. Старе Место, Угерске Градиште

 

В Великой Моравии также готовились к борьбе. В стране поспешно возводились укрепления. Было достигнуто соглашение с чешскими и сербо- лужицкими княжествами, присоединившимися к Великой Моравии. Дипломатическим усилиям Людовика Немецкого, заключившего союз с Болгарией, князь Ростислав противопоставил свою, не менее продуманную политику. Понимая, что болгаро-немецкий союз направлен против Великой Моравии, он заключил соглашение с Византией, бывшей в то время противницей Болгарии.

С этой целью в 862 г. из Моравии в Константинополь было отправлено посольство. Оно имело целью не только установить с Византией союзнические отношения, но и скрепить эти отношения путем переговоров о распространении в Великой Моравии христианства по византийскому образцу. Способствуя распространению в своем государстве христианства, Ростислав укреплял феодальный строй, давал в руки феодалов мощное идеологическое оружие для воздействия на порабощаемое крестьянство, пребывавшее в своей массе в язычестве. Распространение христианства и успех миссии Кирилла и Мефодия являются ярким свидетельством того, что процесс феодализации великоморавского общества к середине IX в. зашел уже достаточно далеко.

От имени Ростислава посольство заявило в Византии: «Наш народ отверг язычество, но мы не имеем учителей, которые наставили бы нас в истинной вере на нашем языке». Византийские дипломаты охотно согласились с предложением князя Ростислава, видя в нем средство расширения своего политического влияния в Центральной Европе. Особенно заинтересован был в успехе мораво-византийских переговоров константинопольский патриарх. В это время не произошло еще отделение западной (католической) христианской церкви от восточной (православной), но отношения между римскими

[54]

папами и константинопольскими патриархами были очень напряженными. В Моравию были направлены миссионеры, братья Кирилл (Константин) и Мефодий, просветительская деятельность которых сыграла большую роль в истории средневековой культуры славянских народов.

К IX веку социально-экономическое развитие славянских народов достигло такого уровня, при котором необходимо должна была появиться письменность. По-видимому, дело обстояло так, что письменность самостоятельно возникла в нескольких центрах славянского мира. Возникшая у славянских народов в силу внутренних потребностей классового общества письменность была первоначально многоалфавитной. В наиболее развитых экономически и культурно областях славяне стали применять для записей буквы латинского и греческого алфавитов. С именами Кирилла и Мефодия связаны такие важные факты, как упорядочение славянского алфавита и начало письменности на старославянском языке.

Создателем славянского алфавита был Кирилл (Константин). По единодушному признанию ученых, составление этого алфавита является непревзойденным образцом в истории новых европейских алфавитов. Составитель его был, бесспорно, прекрасным и тонким знатоком фонетического строя старославянского языка. Известно, что Кирилл и Мефодий были уроженцами города Солуни, который в то время был по преимуществу славянским городом. Славянская речь безраздельно господствовала в нем. Население города говорило на солунском славянском диалекте. Этот знакомый Кириллу и Мефодию с детства диалект и лег в основу их переводов с греческого некоторых богослужебных текстов. Широкая переводческая деятельность братьев началась еще до Моравской миссии. Братья успешно продолжали ее в Моравии и Паннонии. Язык их переводов — старославянский язык — не был языком местного значения. Это не был ни болгарский, ни македонский язык. Старославянский язык был литературным языком, общим в то время почти для всех славян. По мере распространения среди славянских народов он быстро обогащался словарным фондом и формами других славянских диалектов, все более отходя от своей солу некой основы. Этот процесс начался еще при Кирилле и Мефодии и их ближайших учениках.

Старославянский язык сыграл большую роль не только в культурном развитии Великой Моравии. Громадное значение имел он для развития древне- болгарской, а затем и древнерусской письменности и культуры.

Весьма важные результаты мораво-византийские переговоры имели и в области политики. Уже в 863 г. Византия вела войну с болгарским князем Борисом, союзником короля Людовика.

Братья Кирилл и Мефодий прибыли ко двору Ростислава в 863 г. и пробыли в Великой Моравии свыше трех лет. О первом из братьев, Кирилле, известно, что он был выдающимся ученым своего времени и талантливым дипломатом. Вопросы организации церкви лежали, по-видимому, на втором брате — Мефодии, отличавшемся громадной трудоспособностью, силой воли и качествами прекрасного организатора.

В стремлении организовать независимую от германского епископата моравскую церковь князь Ростислав, Кирилл и Мефодий сталкивались с упорным сопротивлением немецко-католического духовенства, значительно укрепившего к этому времени свои позиции на территории Великой Моравии. Зальцбургский и пассауский епископы считали территорию Великой Моравии в церковном отношении подчиненной себе. Успех религиозной политики князя Ростислава зависел от позиции папского Рима. Кирилл и Мефодий, узнав, что в Италии опасались усиления Германии, отправились в Рим, где им удалось получить папскую буллу, разрешавшую богослужение в Великой Моравии и Паннонии на церковнославянском языке. В Риме в

[55]

Древнечешский двор в Левом Градце у Праги. Раскопки

 

869 г. умер старший из братьев — Кирилл. Мефодий возвратился в Моравию в сане моравского епископа.

Тем временем агрессия немецких феодалов против Великоморавского государства возобновилась. В 864 г. Людовик Немецкий вторгся в Великую Моравию и принудил Ростислава признать себя немецким вассалом. В 869 г. Людовик снова вторгся в Моравию. Одно войско во главе с сыном короля Карлом направилось против Ростислава, другое войско во главе с Карлома- ном должно было обрушиться на князя Святополка, сидящего в Нитранской области. Оба войска, однако, не добились успеха и вынуждены были вскоре уйти с великоморавской территории. Великая Моравия вновь стала независимым государством.

Не добившись успеха путем открытого насилия, германские феодалы попытались использовать внутренние осложнения, возникшие в Велико- моравском государстве. Когда против Ростислава восстал его племянник Святополк, которого поддержала часть феодальной знати, обеспокоенная усилением центральной власти, этим междоусобием воспользовался Карломан, оказавший Святополку помощь, за которую последний должен был признать себя вассалом германского короля. В ходе дальнейшей борьбы, после того как Ростислав был разбит, Карломан опустошил страну. Он передал престол Святополку, при котором теперь находились два немецких графа. Они и должны были фактически управлять страной. Вскоре германские феодалы решили, что наступил подходящий момент для полного порабощения Великой Моравии. В 871 г. Святополк был низложен и увезен в Германию. Мефодий был заключен в тюрьму. Великая Моравия превратилась в провинцию Восточно-франкского королевства.

Однако германским феодалам не удалось надолго удержаться в стране. Против господства немецких феодалов, жестоко эксплуатировавших страну, с оружием в руках поднялись широкие массы населения сел и городов. Чешские я моравские феодалы примкнули к народному восстанию, во главе

[56]

Древнечешский двор в Левом Градце у Праги. Реконструкция

 

которого стоял священник Славомир. В результате восстания власть немецких феодалов была ликвидирована и они были изгнаны за пределы страны.

Так как подавить восстание немецкие феодалы не были в состоянии, они сделали попытку восстановить свою власть в Великой Моравии, воспользовавшись авторитетом Святополка. Он был поставлен во главе большого» немецкого войска, которое двинулось против восставших. Но подойдя к великоморавской столице — Велеграду, Святополк перешел на сторону восставших и нанес немцам тяжелое поражение. Несмотря на это, силы Великой Моравии были, по-видимому, сильно истощены. В 874 г., когда между Святополком и Людовиком Немецким был заключен мир, Святополк вынужден признать себя вассалом короля и обязался платить ему дань.

Военные события 869—874 гг. тяжело отразились на деятельности Мефодия, который лишился прочной опоры в лице суверенной великокняжеской власти. Он перенес свою деятельность на территорию Блатенского княжества, во главе которого по-прежнему стоял Коцел. Там Мефодий решил создать самостоятельное славянское Паннонское архиепископство. План этот нашел сочувствие в Риме, где предполагали, что ликвидация зависимости Паннонии от немецких епископов может способствовать укреплению политического влияния папской курии в славянской Центральной Европе. Переговоры с папской курией и на этот раз велись непосредственно Мефодием, который вторично побывал в Риме. Оттуда он вернулся в сане паннонского архиепископа. В границы Паннонского архиепископства была заключена не только Паннония с княжеством Коцел а, но и вся Великая Моравия.

В период деятельности Мефодия на территории Великой Моравии было воздвигнуто несколько каменных храмов. Одним из древнейших храмов является храм в Старом Месте — на территории древнего Велеграда, остатки которого были исследованы в 1949 г. В конце IX века князем Борживоем был заложен храм в Пражском Граде, посвященный деве Марии.

[57]

Церковная политика, проводимая Мефодием, совпадала с объединительной политикой Святополка, который после смерти Коцела (874 г.) присоединил его княжество к Великой Моравии и ряд лет вел борьбу за присоединение всей Паннонии. Несмотря на противодействие Болгарии, большая часть Паннонии оказалась во власти Святополка. Столь же значительны были успехи Святополка на северных и западных границах его княжества. Власть его распространилась на славянские земли по Лабе, Одре и в Карпатах, следовательно, на Чехию и на земли сербов-лужичан. В состав Великой Моравии была включена и Малая Польша.

Причина внутренних и внешних успехов раннефеодального Моравского государства при Святополке кроется прежде всего в укреплении экономического строя этого государства, что в свою очередь было следствием развития производительных сил. Археологические исследования на территории земель, входивших некогда в Великоморавское государство, дают основание заключить, что к концу VIII века и особенно первой половине IX века относится заметный прогресс в развитии производительных сил моравского общества. Это нашло свое выражение в более массовом изготовлении и употреблении железных орудий, в более интенсивном развитии системы двухполья и отчасти трехполья в земледелии, в ускорении процесса отделения ремесла от сельского хозяйства, в усовершенствовании гончарного круга.

Окончательно складывается система укрепленных «градов» (градская система), ставшая серьезной военной опорой княжеской власти. В условиях роста непосредственной угрозы германской феодальной агрессии политика Святополка находила поддержку в широких массах моравского общества. Рост могущества Великоморавского государства не был следствием исключительной роли, которую якобы играл Святополк (как утверждала буржуазно-националистическая историография), а имел внутренние социально-экономические причины.

Годы успехов Святополка были временем наибольшего территориального расширения Великой Моравии; Она являлась мощным и фактически самостоятельным государством, хотя и признавала вассальную зависимость от Восточно-франкской (Германской) империи. Как в Паннонии, так, по-видимому, и в Чехии, и в Малой Польше Святополк, стремясь к укреплению политических связей вновь присоединенных областей с основным ядром своего государства, использовал созданную Мефодием великоморавскую церковную организацию. Распространение христианства в присоединенных им славянских землях Святополк использовал для сплочения их в рамках единого западнославянского государства.

Святополк, с успехом использовавший церковную организацию Мефодия в своей внешней политике, не поддерживал его, однако, в политике внутренней. Даже после третьей поездки Мефодия в Рим, когда он вновь был утвержден в сане архиепископа, а богослужение на церковнославянском языке было еще раз санкционировано папой, Святополк не изменил своего благоприятного отношения к немецкой церкви. Более того, он назначил нитранским епископом немца Вихинга, бывшего заклятым врагом Мефодия. Можно предполагать, что такое отношение великоморавского князя к Мефодию и немецкой церкви было связано также и с некоторыми моментами в его внешней политике, построенной на использовании противоречий между Восточно-франкской империей и Римом, а также между Римом и Византией.

Со смертью Мефодия (885 г) начался полный разгром созданной им церковной организации. Архиепископом был назначен немец Вихинг. Церковно-славянский язык как язык культа был запрещен, а многочисленные ученики Мефодия были частично проданы в рабство, а частично насильственно вы-

[58]

сланы в Болгарию. В их числе находились такие выдающиеся ученые и духовные писатели того времени, как Горазд, Климент, Лаврентий, Наум и др.

Отказ Святополка от дела Мефодия стоял в прямой связи с новой внешней политикой Святополка. В 887 г. с его помощью правитель Паннонии и Хорутании Арнульф сверг Карла III и овладел престолом Восточно-франкского государства. Поддержка Святополка была куплена им ценой признания полной независимости Великоморавской державы (890 г.).

Сближение это, впрочем, оказалось недолговечным. Уже в 892 г. дело дошло до военного столкновения между Святополком и королем Арнульфом, который использовал в своей борьбе с Великой Моравией мадьяр, начавших незадолго до того проникать в Паннонию и Словакию. Одновременно Арнульф попытался устроить что-то вроде экономической блокады Великой Моравии, добившись прекращения поставки соли в страну из Болгарии. Но ни в 892, ни в 893 гг. Арнульфу не удалось достичь сколько-нибудь заметных успехов.

Великоморавская держава, несмотря на ее значительные размеры и военную мощь, не была прочным политическим образованием. Отдельные княжеские династии, сохранившиеся на своих землях в обширной державе Святополка, тяготились его властью и теми материальными обязательствами, которые ложились на их плечи. После смерти Святополка Великоморавская держава была разделена между двумя его сыновьями—Моймиром II, ставшим верховным князем, и Святополком II, получившим в удел Паннонию и Словакию. В этих условиях королю Арнульфу было легче справиться с Великой Моравией. Венгры завоевали Паннонию. В 895 г. от нее отделилась Чехия, признавшая свою зависимость от германского королевства. В 897 г. из ее состава вышли земли сербов-лужичан.

Положение еще более ухудшилось из-за междоусобной борьбы между Моймиром II и Святополком II, который опирался на помощь Арнульфа.

Несмотря на эти неблагоприятные условия, Великоморавская держава пережила кризис, вызванный междоусобной борьбой и новым усилением германской агрессии, и сохранилась в качестве довольно крупного государства. Князь Моймир II пытался вновь добиться для своего княжества самостоятельной церковной организации, стремился укрепить его положение, противопоставив папский Рим Восточно-франкскому государству. Несмотря на яростное сопротивление баварского епископства, в Моравии было создано церковное управление, непосредственно подчиненное Риму. Однако дальнейшее развитие Великой Моравии было вскоре прервано вторжением кочевников-венгров (906 г.), жестоко разгромивших Великоморавское государство.

Венгры проникли в Центральную Европу из Приднестровья. Значительная часть Великоморавской державы — земли, населенные племенами паннонских славян, а также Словакия и Моравия были разорены и порабощены венгерской знатью. Вскоре в Паннонии стало складываться ядро Венгерского государства. В условиях оседания венгров-кочевников на землю начался процесс ассимиляции ими местного славянского населения, численность которого резко сократилась в результате военных событий в конце IX и X веков. Моравии и Словакии, и особенно последней, венгерское завоевание нанесло громадный ущерб. Были прерваны сложившиеся в предшествующий период тесные связи Словакии с чешскими землями. Вместе с тем были нарушены и те культурные и экономические связи, которые существовали прежде между западным и южным славянством. Панноиские славяне и Словакия в результате завоевания оказались в совершенно иных исторических условиях, чем чешские земли и Моравия, в дальнейшем вошедшая в состав Древнечешского государства. Так было нарушено единство исторических су-

[59]

деб жившего на территории Великой Моравии славянского населения. Был прерван процесс образования единой народности на основе чехо-моравских и словацких племен, а также родственных им паннонских славян. Последние подверглись ассимиляции со стороны венгров. Историческое развитие чехо-моравских племен привело к возникновению чешской народности, наряду с которой начала формироваться отдельная словацкая народность.

[60]

Цитируется по изд.: История Чехословакии в трех томах. Том I. Под ред. Г.Э. Санчука и П.Н. Третьякова. М., 1956, с. 48-51.