Словакия на рубеже X и XI веков
Словакия в период возникновения Венгерского государства
После гибели крупнейшего западнославянского государства — Великой Моравии, павшей под ударами венгров в 906 г., словацкие земли были завоеваны венграми далеко не сразу. Порабощению Словакии предшествовали многократные опустошительные набеги венгров, в результате которых словацкие земли были разорены, административная и церковная организация пришла в упадок, развитие производительных сил было задержано.
В течение X — первой половины XI века за обладание словацкими землями шла вооруженная борьба между венгерской знатью и феодалами двух соседних славянских государств — Чехии и Польши. В 60-е годы X века часть словацких земель временно присоединил к своим владениям чешский король Болеслав I. Но на рубеже X и XI веков часть словацких земель принадлежала Польше. После смерти Болеслава Храброго Польша потеряла Словакию, большая часть которой в первой половине XI века была включена в Венгерское государство. Все последующие попытки чешских королей воссоединить словацкие земли с родственной Чехией оказались безуспешными.
Словакия была более развитой частью Венгерского государства. Венгры много заимствовали у словаков и родственных им паннонских славян в области земледелия, ремесел, а также в системе органов государственного управления. В венгерском языке термины, относящиеся к земледелию, к горному делу, к области социальных отношений и государственного управления, имеют славянское происхождение. Слово «правда» на венгерском языке в средние века, как и у славян, означало «закон».
Главным занятием населения Словакии было земледелие, причем жители уже были знакомы с трехпольной системой. При обработке земли применялся плуг с железным лемехом. Из сельскохозяйственных культур были известны
[68]
просо, ячмень, рожь, пшеница, овес, лен, конопля, горох и чечевица. Были развиты садоводство, огородничество и виноградарство. В горных районах занимались животноводством, в лесных — бортничеством и лесными промыслами.
Техническому прогрессу в земледелии способствовало раннее развитие горного дела, металлургии и других ремесел.
До появления городов ремесло развивалось в деревнях, а также при господских усадьбах. Ремесленники, работавшие в усадьбах, были зависимыми людьми, обслуживавшими хозяйство феодала. Иногда такие ремесленники составляли целое поселение — деревню, которая получала свое название от ремесла,— названия таких деревень нередко встречаются в грамотах XI века. Так, в грамоте, данной Бенедиктинскому монастырю в 1075 г., наряду с перечислением отдельных ремесленников упоминаются деревни Ковачи — получившая название от кузнецов, живших здесь, и Тесары — от плотников.
В X и начале XI века наиболее известными городами в Словакии были Братислава и Нитра. Ремесло развивалось в подградьях, причем в каждом из них устраивались торги, где сельскохозяйственные продукты обменивались на изделия ремесла. Города были центрами внешней торговли — сюда приезжали иноземные купцы со своими товарами. Крупным центром международной торговли был Остригом (Эстергом), расположенный на важном торговом пути на Дунае, там, где проходит граница со Словакией. Сюда приезжали купцы из Австрии, Баварии, Чехии, Польши и Руси.
Начиная с X века, в венгерском обществе стали быстро развиваться феодальные отношения. Существование венгров на одной территории со словаками и другими славянскими народами способствовало созданию у венгров земледельческого хозяйства и феодальных производственных отношений. Венгры-кочевники начали оседать и переходить от пастушеского хозяйства к земледелию. Среди венгров формировались основные классы феодального общества — феодалы и зависимое крестьянство. На захваченных венграми землях славянских крестьян-общинников, а также на землях словацких феодалов создавалось крупное венгерское землевладение. Класс зависимых крестьян формировался в основном из покоренного славянского населения. Обогащению венгерской знати способствовала захваченная в грабительских походах добыча.
Венгерское государство создавалось в процессе жестокой борьбы короля с мятежной раннефеодальной знатью. Особенно ожесточенной была эта борьба в конце X века, в период правления Гейзы — первого из венгерских князей, который использовал для укрепления своей власти идеологическую силу христианства. В своей борьбе с мятежной венгерской знатью Гейза использовал германских феодалов. Успешно боролся против своевольной знати сын Гейзы Стефан (Иштван) I (997—1038 гг.), который, по выражению Маркса, окончательно «сломил своими законами силу родовых князей» 1. При нем к Венгрии была присоединена значительная часть Словакии и захвачены наиболее важные стратегические пункты на Дунае, на Ваге и в Карпатах.
Правление Стефана I характеризуется крупными реформами во всех областях социально-политической жизни, самыми главными из которых были административная и церковная реформы.
Территория государства была разделена при Стефане на округа — комитаты или столицы, в основу которых легло старое славянское террито-
______
1. К. Маркс. Хронологические выписки, т.1 (Архив Маркса и Энгельса, т. V), стр. 73.
[69]
риальное деление—жупы. Во главе комитатов были поставлены назначенные из дружинников короля «ишпаны» (iSpan, от славянского Span, zupan — пан, жупан). Ишпаны — должностные лица короля — обладали в комитатах административной, военной и судебной властью. Среди ишпанов были пред-ставители и славянской знати — о таких ишпанах говорится в Законнике Стефана I (относящемся к началу XI в.). Центром комитата был град — хорошо укрепленный замок. Славянское население привлекалось для несения военной службы. О том, что в дружине и войсках венгерского короля были славяне, свидетельствует слово «витязь», перешедшее из славянского языка в венгерский для обозначения дружинника.
На территории Словакии Стефан образовал особые пограничные комитаты. Центрами их были Вышеград, Комарно, Братислава, Нитра, Теков, Гонт, Новоград, Гемер и Земплин.
Наряду с местной администрацией при Стефане завершалось создание аппарата центральной власти. Стефан учредил должности палатина, коморника (товарника), который ведал финансами и сбором податей, стольника, заведовавшего королевским хозяйством, и т. д.
Образование комитатов создало благоприятные условия для роста крупного землевладения и усиления подвластной королю феодальной знати. Королевские ишпаны, градские дружинники и предводители сторожевых групп, находившихся на границах Венгерского государства, разными путями захватывали в свои руки общинные земли. Король, считавшийся верховным собственником всех земель в государстве, в награду за службу наделял ишпанов и своих дружинников земельными владениями. В результате таких пожалований в Венгерском государстве возникло условное феодальное землевладение.
Захват феодалами общинных земель и королевские пожалования приводили к росту феодальной собственности и увеличению числа зависимого крестьянского населения.
Для этого периода развития феодальных отношений характерно наличие двух форм феодальной ренты — отработочной и натуральной^ Крестьяне несли барщину на землях церковных и светских феодалов и платили подати продуктами сельского хозяйства и предметами ремесла. Король как верховный собственник земли эксплуатировал непосредственных производителей, взимая с них подати, которые шли с лично свободного населения, прежде всего с покоренного славянского населения. Сбор податей велся по комитатам. Кроме того, королю и церкви отчислялась десятина с натуральных податей, взимаемых феодалами с зависимого населения. Тяжелой повинностью покоренного славянского населения была работа по строительству градов и разного рода укреплений. Важным источником дохода короля Стефана были чеканка монеты и торговля, а также конфискация имущества мятежных феодалов.
Утверждению феодальных отношений в Венгрии способствовала католическая церковь, сумевшая вовлечь Венгрию в орбиту своего влияния. Папа дал Стефану титул короля. В период образования Венгерского государства, когда господствующий класс был еще слаб, церковь, во всеоружии христианской идеологии, способствовала порабощению славянского населения и осевших на землю венгерских крестьян. Основой церковного устройства Венгерского государства послужила великоморавская организация католической церкви. Сохранившееся в стране католическое духовенство перешло на службу к господствующему классу Венгрии. Венгерский король щедро раздавал церкви земельные владения. Класс феодалов пополнился еще одной категорией — духовными феодалами. Церковь в это время полностью подчинялась венгерскому королю, но высшие духовные лица состав-
[70]
ляли особо привилегированное сословие, о чем свидетельствует Законник Стефана. Их мог судить только трибунал, состоящий из духовных лиц. Особое значение для распространения католичества в Словакии имели Остритомское архиепископство, возникшее на рубеже X и XI веков, а также Нитранское и Ягерское епископства, возникшие в конце XI века. Они владели огромными земельными угодьями. В течение XI века на словацкой земле один за другим возникли многочисленные монастыри, которым были переданы земли с крестьянами. На церковных землях работало большое количество крестьян, пригнанных венгерской знатью из других стран в качестве военной добычи и считавшихся рабами. Церковью они были «освобождены» от рабства и посажены на землю. Кроме эксплуатации зависимого от нее крестьянства, церковь наживала огромные богатства в результате сбора десятины, которую должны были платить все крестьяне, независимо от того, на чьих землях они проживали. Право церкви на сбор десятины также было зафиксировано в Законнике Стефана; тех, кто противился уплате десятины, строго наказывали: «Если кто укроет десятую часть своего урожая, принадлежащую церкви, будет платить также и девятую»,— говорилось в Законнике.
В связи с развитием феодальных отношений и закрепощением основной массы крестьян-общинников положение народных масс в Словакии резко ухудшилось. Подати феодальному государству и католической церкви, несение повинностей в пользу церковных и светских феодалов и на королевских землях, военная повинность, надолго отрывавшая крестьян от их хозяйства,— все это разоряло словацкое крестьянство. В случае невыполнения повинностей крестьян сгоняли с земли. По законам феодальной Венгрии власть феодалов над крестьянами была безгранична.
Закрепощенное крестьянство Словакии, испытывавшее не только феодальный, но и национальный гнет, в XI веке поднималось на борьбу против феодальных порядков. В Словакии антифеодальная борьба крестьян была облечена в религиозную оболочку и протекала в виде движения за реставрацию язычества, с представлением о котором у народа были связаны воспоминания о свободной сельской общине. Источники свидетельствуют о том, что подобные движения достигали огромных размеров и продолжались на землях венгерской короны в течение всего XI века.
Языческие движения народных масс, направленные главным образом против католической церкви и церковных феодалов, нередко использовались представителями старой венгерской знати, недовольной укреплением центральной власти и выдвижением на первое место новой служилой знати и могущественных церковных феодалов. Так, одно крупное выступление против католической церкви было использовано представителем арпадовской династии — Коппани. Несмотря на то, что движение было разгромлено Стефаном, оно с новой силой возобновилось после его смерти в 40-х годах XI века.
Особенно сильными были движения против католической церкви и феодального государства в 60-х годах XI века, когда непосредственное участие в борьбе приняли массы словацкого крестьянства, подвергавшегося не только феодальному, но и национальному гнету. Под давлением народных масс король Бела I (1060—1063 гг.) вынужден был создать собрание представителей всех восставших деревень. Депутация крестьян предъявила королю ряд требований, касавшихся восстановления языческой религии и расправы своим судом над епископами и клириками. Крестьяне требовали повесить всех сборщиков церковной десятины, разрушить и сравнять с землей все церкви и монастыри, разбить все колокола. Напуганный широким размахом движения, Бела I разогнал это собрание с помощью войск и казнил его
[71]
руководителей. Вместе с тем он был вынужден уменьшить налоговое обложение. Однако и после этого движение не утихло.
По своему характеру антифеодальные крестьянские движения XI века в землях венгерского королевства были аналогичны движениям XI века в Чехии, Польше, Болгарии и Древней Руси. Антифеодальное движение крестьян было прогрессивным, так как, используя общину, которая давала им «территориальную сплоченность и средство к сопротивлению», они в ожесточенной классовой борьбе завоевали себе наследственное (дедичное) право, которое несколько ограничивало власть феодалов. Согласно дедичному праву крестьяне считались наследственными владельцами земли. Феодал не мог самовольно повышать платежи и повинности крестьян, установленные неписанным обычным правом. В борьбе с феодалами крестьяне отстояли часть общинных прав на пустоши, леса и рыбную ловлю.
[72]
Цитируется по изд.: История Чехословакии в трех томах. Том I. Под ред. Г.Э. Санчука и П.Н. Третьякова. М., 1956, с. 68-72.