Белев (Глаголева, 1993)

Белёв в XVII веке.

«Знаменитым городом в Тульской губернии» называли современники в конце XVIII — начале XIX веков город Белев. Известный с XII столетия древний город претерпел многочисленные нападения татарских войск, находился во власти литовских князей, с XV века вошел в состав Московского государства. В XVIII столетии Белев стал крупным религиозным центром, в нем был возведен целый архитектурный комплекс монастырей и церквей, очень эффектно расположенный на крутом берегу Оки.

К глубокой древности, к XV веку относится основание Спасопреображенского мужского монастыря, до сих пор поражающего уникальностью архитектурного решения, величественными следами былой красоты. Монастырь был основан как родовая усыпальница белевских князей и славился своим богатством. Три сохранившиеся древние церкви монастыря — Спасопреображенский собор (1683—1686 гг.), надвратная Алексеевская церковь (1695—1697 гг.) и Введенская церковь (1698—1700 гг.) — являются редчайшим, а для тульского края единственным цельным архитектурным ансамблем XVII столетия. Реставрация их была начата, но так и не доведена до конца. Вертикальной доминантой города и сейчас является прекрасная колокольня Спасопреображенского монастыря, выстроенная в классическом стиле в 1818—1820 годы.

Еще один архитектурный памятник Белена — Крестовоздниженский девичий монастырь — был основан в 1625 году. До нас дошли, правда, только здания, сооруженные вместо древних построек уже в XIX веке,— колокольня начала века, более простая, «провинциальная» по сравнению с колокольней Спасопреображенского монастыря, и Крестонозди и женская церковь 1866—1869 годов 53. Здания также нуждаются в реставрации.

[43]

Назначенный уездным городом в 1777 году, Белен был довольно большим и благоустроенным. От древних времен вокруг города оставались следы бывших укреплений — рва и земляного вала. Кроме двух монастырей, в Белеве конца XVIII века было 15 церквей. При мужском монастыре уже тогда действовала семинария для 160 учеников — одно из первых учебных заведений на территории губернии! На 36 улицах и переулках располагались 153 лавки. 15 харчевен. 2 госпиталя, колоссальное количество кузниц — 51 железная и 2 медные, 46 каменных домов и 1008 деревянных, 11 питейных домов. Дильтей в 1777 году писал, что в Белеве «считается солодовенных заводов 8, из них один каменной [т. е. выстроенный из камня]: кожевенных 12, из них 3 каменные; скорняжных два; салотопенных 3. из них 2 каменные; 3 пивоваренных; 1 для печных изразцов и 2 воскобойных... По учреждению наместничества считается 791 купец... 1535 мещан... и 70 мастеровых людей... Сверх обыкновенных ремесел кузнечного, кожевенного и подобных сим делают здесь столовые ножи самой лучшей работы» 54. 31 завод в 70-х годах XVIII века! Такого мы не наблюдали в других уездных городах Тульской губернии даже в середине следующего столетия.

Белев сильно страдал от пожаров. Почти весь город выгорел в пожаре 1719 года. Второй разорительный пожар случился в 1772 году, уничтожив 69 домов. Вспыхнувший 2 мая 1801 года пожар, по словам современника и очевидца В. А. Левши на, «был из ужаснейших». «Менее, нежели в час объяты стали пламенем два монастыря, шесть церквей, все присутсвенные места и до 450 обывательских прекрасного здания каменных и деревянных домов. Распадение огня было так велико, что каменные здания загорались не на кровлях, но снизу у основания. Пламенные клубы и вихри носились над городом от усилия бури, сопровождаемой естественными вихрями... Не спасено ничего из деревянных строений, ибо от пылу огненного, искр и дыму не можно было приступить к угашению». Однако, как писал далее В. А. Левшин, «несчастное сие приключение вскоре изгладилось в памяти: пострадавшим бедным жителям Белена было выделено из казны 2,5 тысяч рублей займа без процентов с рассрочкой на 20 лет, да белевское дворянство и купечество собрало по подписке и подарило бедным 6 тысяч рублей. С таковым важным пособием при ревностном присмотре погоревшие обыватели чрез четыре месяца обстроились в лучшем виде по плану и фасадам Высочайше утвержденным, и город Белев учинился красивее прежнего» 55.

Чем же был красив Белев в начале XIX века? Посмотрим на него глазами все того же Левшина: «Положение места, занимаемое городом, очень красивое: занят оным высокий крутогорный левый берег Оки реки, так что приезжая от Москвы, Тулы и Мценска, можно увидеть все лучшие, находящиеся в нем здания. Но и со всех сторон город сей виден на великое расстояние: устроен на трех горах: на первой, отде-

[44]

ляемой речкой Белевкой, находилась крепость, в оной ныне соборная деревянная церковь со строимой вновь соборною же каменною церковью, во имя собора Пресвятые Богородицы [церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1719 году и сильно пострадавшая от пожара 1801 года; не сохранилась], и казенные здания, Присутственные места, магазины и остров с предместием с Московской стороны, называемый Казачья слобода, в которой каменная церковь Святых Кузьмы и Дамиана [вероятно, речь идет о приделе во имя святых Космы и Дамиана Покровской церкви, так как отдельной церкви с таким названием в Белеве не было; не сохранился]; в оном ныне и Дворянская улица [теперь Пролетарская], очень хорошо выстроенная. Городская часть отделяется от сей речкою Выркою; в ней лучшие здания здешних жителей, два монастыря, на берегу реки Оки расположенные: первый мужской Спасопреображенский Епархиальный, второй женский Крестовоздвиженский; 8 каменных огромных церквей приходских и 1 деревянная... в этой части находится огромный Магистрат на Купеческой Площади [до революции называлась Нижней, теперь пл. Революции, здание замыкает нынешнюю улицу Софьи Перовской; сейчас там медицинское училище], составляющий обширный четвероугольник, окруженный торговыми каменными лавками. Вторая торговая площадь [до революции называлась Верхней, иногда Хлебной площадью, теперь площадь Октября] еще обширнее первой, устроенная также по новому плану и данным фасадам, окруженная деревянными, а отчасти и каменными торговыми лавками. В сей части много огромных каменных купеческих домов, выстроенных по новой архитектуре; из них отличнейшие... Г[оспод] Истоминых [на ул. Истоминской]. Далее отстраивается купечеством дом каменный народного училища... Завырская часть отделяется от сей городской речкою Выркою. На высокой горе, во-первых, представляется великолепная церковь Св. Апостолов Петра и Павла, выстроенная 1-й гильдии купцом Селиным [в 1782 году, теперь там располагается маслозавод, здание требует реставрации]; в одной линии находящийся с нею дом сего купца в два жилья [этажа, на ул. Фрунзе] огромен и, будучи окружен каменными оградами, представляет издали Замок, что придает городу особливую красоту, особливо же представляет оный в великолепном виде едущим по Московской и Тульской дорогам. В этой части также много каменных домов, почти все заводы городские и четыре водяных мучных мельницы. Более церквей в этой части города, кроме каменной часовни, нет; но зато изобилие в раскольнических скитах или кельях. Хотя оные и есть при многих домах, но во всем городе сие Завырье, а паче так называемая Зосимовская улица [теперь не существует), есть самое гнездо сих обманщиков, распутных и тунеядцев. Частица небольшого города, отделяемая от него протоками Денежным и Карачовским, а от Завыры речкою Выркою, состоит из маловажного построения деревянных домов, надлежащих разночинцам. К

[45]

сей же Завырской части прилегает очень хороший мост на судах через Оку реку» 56.

К середине XIX века город сильно вырос, в нем было уже три площади и 50 улиц с переулками. Несколько увеличилось количество домов, их стало 1228, причем 126 из них были каменными. Шесть улиц были вымощены камнем. Современник писал, что «особенно хороша Московская улица [позже называлась Дворянской, теперь Пролетарская); она пролегает в прямом направлении от Московского выезда через всю городскую часть и спускается по крутому берегу к реке Вырке... На этой улице находятся присутственные места, лучшие дома Белевских купцов, их магазины и лавки. Вообще Белев опрятен и красиво построен... В Белеве имеются два училища: уездное и приходское; в них... учащихся 413. Кроме вдовьего дома здесь находятся: воспитательный дом и 5 богаделен. Всего в городе жителей обоего пола 6700 душ...» 57.

Вдовий дом, о котором упомянул составитель описания Белева капитан Гвоздев, считался лучшим зданием Белева в начале XIX века (сохранился, ул. Октябрьская, 7). Первоначально он принадлежал купцу Дорофееву, и современники часто называли его дворцом, так как именно в нем останавливалась проездом императрица Елизавета Алексеевна, жена императора Александра I. Летом 1825 года здоровье Елизаветы Алексеевны, и того не очень крепкое, заметно расстроилось. Врачи прописали ей целительный воздух Италии. Но в государстве было неспокойно, и царская чета не решилась оставить страну. Вместо Италии был выбран Таганрог. Александр I отправился вперед, чтобы все приготовить к приезду больной, но вскоре после ее прибытия заболел сам и неожиданно скончался. Последствия этого события всколыхнули Россию и хорошо известны всем: восстание на Сенатской площади, пятеро повешенных, сотни сосланных в Сибирь и т. д. Вдова императора, тяжело пережив кончину супруга, только весною следующего года смогла отправиться в обратный путь. Но в дороге ей стало совсем нездоровиться, и она была вынуждена остановиться в Белеве, в доме купца Дорофеева. Спустя несколько дней, 4 мая (по старому стилю) 1826 года вдовствующая императрица скончалась.

Дом купца Дорофеева был выкуплен у него правительством, и в память о кончине Елизаветы Алексеевны там уже в следующем году был устроен «Вдовий дом» — приют для вдов из разных сословий. При доме была сооружена церковь во имя святой и праведной Елизаветы, а в саду дома установлен мраморный памятник, увенчанный бронзовой царской короной, под которым был зарыт металлический ящик «с внутренностями императрицы после бальзамирования ее тела» 58.

«По торговле Белев занимает второе место в губернии после губернского города,— сообщает нам «Военно-статистическое обозрение Российской империи» 1852 года, — и принадлежит к числу весьма немногих уездных городов, производящих обширную торговлю. Об-

[46]

ширною своею торговлею он обязан судоходной реке Оке, по которой ежегодно проходит вверх и вниз до 1500 судов разной величины».

Белевские купцы с успехом торговали хлебом, конопляным маслом, пенькой. Раз в год, с 28 августа по 10 сентября в Белеве проходила крупная ярмарка, по-видимому, наиболее крупная после тульских ярмарок. Капитан Гвоздев писал, что н Белен «к этому времени привозят красные товары, галантерейные, серебряные и золотые вещи, чай, сахар, сукна, шелк и проч., всего на миллион рублей серебром» 59.

К этому времени Белен приобрел славу еще за одну сторону своей деятельности — маркитантство, т. е. торговые поставки в армию. Белевские купцы часто сопровождали русские войска во время маневров, снабжали их всем необходимым и даже получили на это особую привилегию. Торговля и маркитантстно постепенно вытесняли другие виды деятельности населения города. Если в 1777 году в Белене насчитывался 31 завод, то спустя 70 лет их число резко сократилось: «Военно-статистическое обозрение» 1852 года отмечало, что в городе «фабрик нет; когда-то делались в Белене столовые ножи превосходной работы; но эта отрасль промышленности давно здесь не существует. Между заводами важнее прочих кожевенные купца Селина. Сальные заводы упадают: прежде вытапливалось сала до 35 000 пудов, а теперь на 9-ти заводах только 10 000 пудов. Лучший завод сальных свеч — Сорокина достаточен только на удовлетворение местных нужд». В городе по-прежнему было много кузниц — 24, на которых работали 97 человек, но и они, в основном, обслуживали армию.

Тем не менее. Белев и в середине XIX века оставался «во всех отношениях первым городом после губернского во всей Тульской губернии как по величине, красоте зданий, богатству и оборотам купечества, так и по тому влиянию, которое он оказывает по своей торговле на соседние уезды Орловской и Калужской губерний» 60.

Ушли в прошлое влиятельность, красота, богатство... Хотя многие здания, о которых писали современники, сохранились до наших дней, нам они уже не кажутся ни «великолепными», ни «огромными»; некоторые из них, к сожалению, разрушаются и умирают. На это больно смотреть. Другие, к счастью, реставрируются, и, хотя работа эта ведется уже много лет, все-таки есть надежда, что когда-нибудь Белев возродится.

[47]

Цитируется по изд.: Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина. Очерки культуры и быта Тульской губернии XVIII – первой половины XIX вв. Тула, 1993, с. 43-47.

Примечания

53. Уклеин В. Н. Змеится лентою дорога... С. 136—150; Тишин П. П. Белев: Очерк истории города и района. Тула, 1981. С. 19; Андреев Г. П. Белев. Тул. кн. изд.. 1958. С. 19—24; Малицкий П. И. Приходы и церкви... С. 145—170.

54. Дильтей Ф. Г. Собрание нужных вещей... С. 71.

55. Левшин В. А. Исторические, статистические и камеральные известия... С. 134.

56. Там же. С. 134—137.

57. Военно-статистическое обозрение Российской империи... С. 127—129.

58. Малицкий П. И. Приходы и церкви... С. 157.

59. Военно-статистическое обозрение Российской империи... С. 129.

60. Там же. С. 129—130.

Рубрика: