Идзумо Тайся

ИДЗУМО ТАЙСЯ - префектура Симанэ (провинция Идзумо, уезд Идзумо). Один из древнейших и наиболее почитаемых храмовых комплексов. Другое название — Идзумо-но Ооясиро (Великое святилище Идзумо). Святилище расположено на одной из наиболее сакральных территорий архипелага у подножья священных гор Якума и Камияма. Основной миф, связанный с Идзумо, «куни-юдзури» — уступка, добровольная передача страны, раскрывает процесс подчинение местности правящему роду Ямато. Начало мифов связано с грозным и непокорным Сусаноо, который спускается в местность Суга в Идзумо после того, как боги изгоняют его из Небесной страны, а «куни-юдзури» осуществляет его сын Оокунинуси. Специфика культурного ареала Идзумо, стремление её носителей сохранить независимость требовали от объединителей государства и творцов императорского мифа включить самобытный комплекс мифов и легенд в возможно более ранний слой единого государственного мифологического пантеона.

В «Нихон секи» представлено описание храма Амэ-но хисуми-но мия («дворец небесного солнца»), в котором надлежало исполнять обряды, право на которые сохранили жрецы Идзумо после «передачи страны»: «...Кроме того, намереваюсь я ныне построить обитель Ама-но хисуми- но мия, в которой тебе надлежит жить. Возьму для этого веревку в тысячу саженей из коры дерева таку, бумажной шелковицы, перевяжу ее в ста и еще восьмидесяти десятках мест, обитель воздвигну по такому правилу — столбы-опоры — высокие и толстые, доски — широкие и толстые. А еще для тебя священное поле твое возделаю. А еще, чтобы мог ты ходить в море для своих забав, изготовлю Высокий Мост, Плавучий Мост и Небесную Птицу-Лодку. И через Ама-но ясукава. Небесную Реку с восемь рек шириной. Мост Вбитых Досок построю. А еще изготовлю белый [кожаный] щит, прошитый сто и еще восемьдесят раз. А бог, которому ты будешь служить во время действа, будет Ама-но хохи-но микото». В «Идзумо фудоки» также есть описание святилища. Японские исследователи полагают, что в ранних письменных источниках речь идет о храме Кидзукитайся, который упоминается в списке «Энгисики». Помимо него в списке уезда значатся 58 божеств, почитаемых в 32 святилищах.

Об основании храма рассказывается и в «Кодзики». В правление государя Суйнин (29 г. до н. э.—70 г. н. э.) сказано: «Тогда государь опечалился и лег почивать, и во сне он был вразумлен — сказано ему было: «Если выстроишь мне храм, подобный обители государевой, то дитя непременно заговорит», — так было речено. Когда его вразумили так, он стал гадать высоким гаданием, вопрошая, какого же божества сердце говорило, и оказалось, что причина порчи его сына заключалась в сердце великого божества Идзумо». В «Нихон сёки» храм и его сокровища упоминаются в правление государя Судзин (97—30 гг. до н.э.). В норито «Идзумо-но куни-но мияцуко-но ёгото» (Добрословие [богов] от наместника земли Идзумо) также изложена история появления храма.

В эпоху Мэйдзи кампэй тайся.

Идзумо Тайся посвящено богу Оокунинуси, также почитаются Амэ-но минака нуси-но нами. Така- ми мусуби-но нами. Ками мусуби-но ками. Умаси-аси-каби-хикодзи, Амэ-но токотати.

До 1200 года строение Идзумо Тайся было самым высоким деревянным сооружением в стране, его высота составляла 50 метров, в то время как буддийский храм Тодайдзи насчитывал 46 метров. После многочисленных пожаров главное здание храма (высотой 25 м) было восстановлено. Современный храм отстроен в 1744 году Хондэн и прилегающие к нему павильоны являются национальным культурным достоянием. Идзумо Тайся широко известно самой толстой симэнава. Подобно Исэ дзингу, комплекс расположен в древнем девственном лесу.

Рэйсай 14 мая. Помимо этого отмечается более 15 мацури, самыми яркими среди которых являются каннадэуки («месяц богов») в ноябре, когда все божества Японии собираются в Идзумо.

Идзумо Тайся выстроено в одном из классических архитектурных стилей синтоистского храмового зодчества — тайся-дзукури. Строение напоминает конструкцию древних амбаров на сваях, которые позволяли поднять пол высоко над землей и обеспечить защиту от влаги и мышей. Это — квадратное сооружение на восьми столбах, высотой около четырех метров. Двускатная, тяжелая, прямого контура крыша нависает над крытой верандой, обводящей по периметру здание. Характерной чертой святилища Идзумо является вход, оформленный лестницей, прикрытой отдельной покатой крышей. Практика такого прикрепления вспомогательной крыши к стене здания, без ориентации на единую геометрическую слаженность линий, в вариациях встречается в святилищах стиля тайся. На территории провинции Идзумо и сегодня существует несколько святилищ в этом стиле.

Е С.-Г., ГЛ.

Цитируется по изд.: Боги, святилища, обряды Японии. Энциклопедия синто. Под ред. И.С. Смирнова. М., 2010, с. 174-175.

Рубрика: