Гуам в XVII-XIX веках

С приходом испанцев Гуам стал составной частью их гигантской империи и развивался по типичной для колоний Испании схеме.

В первое время после появления в 1668 году на острове испанских миссионеров и солдат, их охранявших, фактическим главой этой маленькой колонии был руководитель христианской миссии. На командира военного отряда возлагалась лишь ответственность за охрану миссии. Командир отряда назначался вице-королем Мексики.

В 1676 году была учреждена должность губернатора Марианских островов, имевшего свою резиденцию на Гуаме и назначавшегося также вице-королем Мексики. Но и его функции заключались в основном в оказании помощи католическим миссионерам.

В 1681 году генерал-губернатором (уже непосредственно испанской короной) был назначен Антонио де Саравия.

Саравия получил в истории Гуама известность тем, что ввел на острове систему так называемого непрямого управления, заключавшегося, как мы отмечали выше, в том, что на важнейшие посты в местном управлении поставили коренных жителей, сохранивших лояльность к испанским властям. В их руки была передана полиция. Саравия даже сделал одного из местных вождей «фельдмаршалом королевских войск» на острове 80. Коренные жители получили статус испанских подданных. Современный американский ученый Д. Оливер, сопоставляя испанское колониальное управление Гуамом с последовавшим за ним американским, писал: «В эру испанского управления влиятельные лица из коренных жителей занимали видные посты путем избрания и по назначению, при американском же управлении все высшие должности занимали морские офицеры и даже муниципальные власти или выбирались, или назначались только в соответствии с предписаниями военно-морского губернатора... Другим важным обстоятельством являлось то, что коренные жители в период испанского управления имели больше «политических прав: они действительно являлись испанскими подданными и обладали одинаковыми с другими испанскими подданными правами» 81. Оливер анализирует положение, конечно, лишь с формальной точки зрения. Истории хорошо известно, какими «правами» реально пользовались островитяне у испанских колонизаторов, но с чисто юридической точки зрения он прав.

После окончательного подавления испанцами освободительного движения чаморро в 1698 г, генерал-губернатор сосредоточил в своих руках верховную гражданскую и военную власть, а также стал главой юстиции.

Вторым по рангу был сержант-майор, являвшийся командующим войсками. И генерал-губернатор, и сержант-майор жили в городе Аганье — столице Гуама.

Во времена испанского управления на Гуаме существовало следующее административное деление.

Остров делился на муниципалитеты во главе с алькадами, кроме Агамьи, которая управлялась комендантом, являвшимся в то же время и начальником полиции. Муниципалитеты, в свою очередь, делились на районы, во главе которых стояли местные вожди, получившие в 1789 году титул губернадорсильо (маленький губернатор). В каждом районе имелись два альгвасила, или полицейских офицера, и зелатер, следивший за исполнением жителями религиозных обрядов, предписанных миссионерами. Все должности, кроме генерал-губернаторской и сержант-майорской, занимались коренными жителями острова. В 1793 г. было введено правило, согласно которому на все офицерские должности назначались лишь лица, владевшие испанским языком. Поскольку бывало так, что представители местной знати в том или ином селении не знали испанского, а владел им кто-либо из простолюдинов, именно он и получал должность в администрации, подрывая таким образом традиционную иерархию.

В течение первых полутораста лет испанского господства на Гуаме непосредственный контроль за управлением островом осуществлял от имени испанской короны вице-король Мексики. После восстания испанских колоний в Америке управление Гуамом перешло в руки генерал-губернатора Филиппин. В 1817 году ежегодные ассигнования на административные расходы были уменьшены с 20 тысяч до 8 тысяч песо, а с 1855 года вообще перестали поступать.

Система управления была реорганизована в соответствии с филиппинской. Срок полномочий губернатора ограничили шестью годами. Он по-прежнему назначался испанской короной, но непосредственным его начальником являлся генерал-губернатор Филиппин.

До 1844 года генерал-губернатор Марианских островов сохранял за собой функции главы юстиции, после 1844 года была учреждена специальная должность помощника губернатора, выполнявшего эти функции на Гуаме и на всем архипелаге.

Командование войсками передавалось в руки подполковника, которому помогал сержант-майор.

Административное деление сохранялось без изменений. В деревнях губернадорсильо собирали налоги и распределяли наряды на общественные работы. Правосудие осуществляли полицейский комиссар и двое судей, разбиравших земельные и денежные споры; в их распоряжении находились два писца. Полицейский, альгвасил, пресекал действия правонарушителей, а также ежедневно надзирал за выполнением общественных работ, к которым привлекались поочередно все жители.

Во главе деревень стояли принципалы, которым помогали сельские старосты, возглавлявшие каждые пятьдесят семей. Вместе со своими помощниками они вели перепись населения, облагали его налогами и взимали их, отвечали за общественные работы. Должность сельских старост была пожизненной. Губернатор выбирал на нее одного из двух кандидатов, представленных губернадорсильо.

Районные власти — губернадорсильо, полицейский комиссар и судьи — назначались на двухлетний срок. В выборе кандидатов участвовали местные чиновники, по решающее слово оставалось за губернатором. До истечения срока полномочий должностных лиц губернатор созывал муниципальный электорат из тринадцати человек: губернадорсильо, шесть деревенских принципалов и шесть сельских старост, занимавших свои посты свыше двадцати пяти лет. Это собрание тайным голосованием избирало судей, обязательно из числа лиц, занимающих или занимавших пост деревенского старосты, и двух кандидатов на должность губернадорсильо (третьим кандидатом считался действующий губернадорсильо).

Как правило, губернатор должен был назначить на должность того из кандидатов, кто набрал большее число голосов, но мог и пренебречь им, объяснив при этом свой выбор.

Губернадорсильо получал исключительные полномочия у себя в районе, где он действовал без каких-либо консультаций с принципалами деревень и сельскими старостами. Лишь при чрезвычайных обстоятельствах он созывал муниципальный совет, представлявший население района.

Таким образом, испанская колониальная администрация на Гуаме состояла из губернатора, его помощников, главного судьи, казначея, руководителя общественных работ, санитарного врача, начальника порта, сборщика налогов и регистратора землевладений. Как и раньше, вторым после губернатора яйцом на острове был сержант-майор, командовавший артиллерийской ротой, насчитывавшей около шестидесяти человек.

Эта система управления Гуамом сохранилась до последних дней испанского господства на острове, то есть почти до конца XIX столетия.

Цитируется по изд.: Малаховский К.В. Остров, открытый Магелланом (Гуам). М., 1975, с. 41-45.

Примечания

80. L. Thompson. Guam and It’s People, [1970], стр. 58.

81. D. Oliver. The Pacific Islands, Cambridge, 1958, стр. 241.

Рубрика: