Древняя Ларса: аппарат управления (Козырева, 1988)
Работая над ларсскими документами, мы часто можем расставить упоминаемых в них лиц соответственно положению, которое они занимали по отношению друг к другу, а в ряде случаев и определить, хотя бы в общих чертах, границы их полномочий, однако очень редко знаем, какие именно должности занимали эти люди. Ст. Уолтерс, разбирая архив из Ларсы более раннего периода (время Абисарие-Сумуэля), предпринял попытку воссоздать структуру административного аппарата, занимавшегося вопросами ирригации (the irrigation bureau) 1. У него получилась следующая цепочка (сверху вниз): царь — Нур-Син — Ишар-Куби — Луигиса — чиновник-шатамму. Какие конкретно должности исполняли трое лиц, составляющих середину этой цепочки, мы не знаем, хотя они явно занимали видное положение в администрации и полномочия их, подробно описанные Уолтерсом, очень широки.
По аналогии с имеющимися исследованиями, проделанными на материале других старо-вавилонских городов, можно в общих чертах представить себе, каким мог быть бюрократический аппарат в Ларсе, но собственно на ларсском материале изучаемого периода сделать это с достаточной четкостью пока не удается, и наши сведения по этому вопросу носят весьма отрывочный характер. На данном этапе нашего исследования мы можем выделить среди изучаемых нами лиц из числа персонала государственного хозяйства Ларсы времени Варад-Сина и Рим-Сина группу чиновников высокопоставленных, близких к царю, и группу чиновников среднего звена, подчиненных им.
Один из высших постов в старовавилонской административной иерархии занимал чиновник sandabakku (шум. dub. ba)—Фон Зоден переводит этот термин как «главный счетовод» — AhW 1162. В Сиппаре при I Вавилонской династии, как полагает Р. Харрис, было два чиновника, занимав-
[57]
ших эту должность: один из числа местных жителей и второй, прибывший из столицы царства — Вавилона. Последний назывался шандабакку дворца (ga.dub.ba sa e.gal) 2. В текстах из Ларсы также встречаются оба термина: шандабакку и шандабакку дворца. В 58-м году PC Мунаввирум, шандабакку, купил поле неизвестной площади за 8% сикля серебра (YOS VIII 166). Два других упоминания этого титула в документах из Ларсы относятся ко времени PC II. В одном случае Анум-пи-Син, шандабакку, покупает 1 ½ ику 30 cap незастроенной земли за б сиклей серебра (СВД 21). В дру гом Нур-Шамаш, шандабакку дворца, получает предметы из металла, посланные воюющему царю PC II из Ларсы (YOS V 227).
Относительно часто в ларсских документах упоминается должность чиновника sakkanakkum (шум. sagin), которую мы условно переводим как «начальник государственного хозяйства данной территории». Чиновники такого рода были видимо, в каждом более менее крупном селении или городе царства. Ко времени Нур-Адада относится запись о получении таким чиновником селения Ашдубба 1 мины серебра для проведения работ, связанных, вероятно, с рытьем канала (YOS V 152). В отчете о расходе серебра от 14-го года PC упоминаются 2 сикля серебра, выданные Син-магиру, шикканакку города Машканшабра (TCL X 39, 4). В 59-м году PC шакканакку селения Кудурмабуг «занимает» троих человек (TCL X 118). В виде займа оформлена в данном случае, вероятно, замена: три лица, на которых выпала обязанность нести повинность харранум, выставляют, по-видимому, заместителей, а в случае побега последних обязуются выполнить повинность сами. Кроме упоминаний шакканакку определенных городов или селений в документах фигурируют и чиновники такого рода, названные просто по должности, без указания на место ее исполнения. Лица, при именах которых встречается этот титул, неоднократно выступают свидетелями при различных сделках, но редко стоят первыми в списке свидетелей 3.
В документах более позднего времени упоминается чиновник-шакканакку, который отвечает за доставку фиников из садов одного из главных представителей Хаммураппи в Ларсе—Шамаш-хазира (TCL XI 143, 6, время Хаммура- пи). В СВД 90 II 14, время Самсуилуны, упоминаются 33 головы крупного рогатого скота чиновника-шакканакку Мар-ирцитима.
Документы, в которых упоминается титул шакканакку, не дают возможности судить, было ли таких должностей не-
[58]
столько на одной территории и насколько часто чиновники сменяли друг друга на этой должности.
Рангом ниже шакканакку был чиновник, который так и назывался — «следующий (стоящий позади) за шакканакку» (шум. egir sagin). Один из чиновников, занимавших эту должность, Или-уцранни, три года подряд выступал свидетелем в сделках Бальмунамхе (YOS V 119, 17, 9 PC; 123, 19, Ю PC; 126, 21, 11 PC), следовательно, исполнял эту должность не менее трех лет подряд. В 18-м году PC занимавший эту должность Илушу-нацир выступил свидетелем при разделе имущества (СВД 2, 25).
Кроме представителей центральной администрации в городах и сельских поселениях Ларсы была и местная администрация: совет старейшин {sibut alim) и староста (rabianum). Это были органы местного самоуправления, на уровне которых решались вопросы местного значения. Старейшины представляли собой как бы «живой архив» данной местности: они хранили в своей памяти сведения о семейных делах и имущественном состоянии всех местных жителей, обо всех происходивших между ними спорах и принятых судебных решениях (TS 58) 4. Когда при Хаммурапи стали восстанавливать утраченные (или отсутствовавшие?) кадастровые записи, их составляли со слов старейшин (TCL XI 155, 17—19: ... ana qabi PN и PN2 и Sibut alim issatru— со слов такого-то и такого-то и старейшин поселения были записаны).
Из среды высших чиновников и жрецов назначались (или избирались) судьи. Отдельные лица могли занимать эту должность многие годы 5. В документах кроме просто судей упоминаются судьи Ларсы 6 и судьи храма богини Нинмар 7, святилище которой было постоянным местом судебных разбирательств. Интересные сведения о составе «судей Ларсы» содержит список их, приведенный в записи одного судебного спора (KL.I, 7—11, 55 PC):
«Или-иппалсам, судья, жрец-санга бога Нергала, Иддин- Амурру, судья, сын Санума, Иби-Нергал, судья, начальник пятерки, Хумбайа, судья, сын Лу-Нинсианны, Хабиль-кинум, судья, брат Ирибан-Сина, начальника тамкаров, Син-эриш, судья, сын Или-икишама, чиновника-шакканакку».
Приведенные нами данные о высших чиновничьих должностях Ларсы основаны на упоминаниях в текстах должностей после имени собственного лица, занимающего эту должность. Как видно из приведенного выше материала, упоминания эти редки, особенно в административно-хозяйственных документах. Чаще судить о положении, занимаемом в бюрократической иерархии тем или иным лицом, приходится по
[59]
косвенным данным. Так, к числу высшего административного персонала мы относим две группы лиц, должности которых нам известны не всегда. Это, во-первых, лица, в составе имен которых входит имя царя (Рим-Сина), и, во-вторых, люди, называемые «слугами царя имярек» (ir lugal PN).
В 23-м году правления Рим-Сина состоялось, вероятно, его обожествление, и с этого времени перед его именем появляется детерминатив бога (dRim-dStn). Имена собственные, в которых упоминается бог Рим-Син, появляются, насколько мне известно, с 24-го года правления этого царя. Это Рим Син-мубаллит (TCL X 63, 5; 66, 10; 24, 25 PC), Рим-Син. ШИД (TCL X 79, 17; 30 PC), Рим-Син-аппалам (СВД 115, 4; TCL X 79, 21; 30, 31 PC), Рим-Син-магир-Энлиль (YOS VIII 173, 5; 31 PC), Рим-Син-рапашуну (СВД 114, 2; 115, 2; 116, 2; 31 PC), Рим-Син-или (YOS VIII 118, 16; 39 PC) Рим-Син-пишу (YOS VIII 66, 5; 39 PC), Рим-Син-ливвир (YOS VIII 64, 10; 109, конверт 12; 162, 10; 163, 10; 164, 9; 165, печать; 58, 59 PC), Рим-Син-мудаммик (СВД 120, 5; 59 PC). В перечисленных документах нет сведений о том, какие должности занимали лица, названные в честь царя и бога Рим-Сина, но содержание документов, в которых они упоминаются, показывает, что эти лица вели активную хозяйственную деятельность и, по-видимому, относились к числу высокопоставленных чиновников. Так, Рим-Син-нишу вместе с неким Мар-эрцитимом «разрешает (произвести) суд» (dinam usaljizu), т. е. выполняет одну из важнейших судебных функций в государстве (YOS VIII 166, 58 PC). Рим-Син-рапашуну — начальник группы работников (erin) в 675 (СВД 114, 31 PC) и 672 (СВД 116, 31 PC) человека и группы наемных работников (lu bun.ga) в 238 человек (СВД 115, 31 PC). Начальником другой группы работников и наемных людей в этих документах назван Нергал-ламассашу, имя которого известно нам и из других хозяйственных документов. В частности, он вместе с двумя другими лицами (Рим-Син-ШИД и Рим-Син-аппалам) получает значительное количество зерна (TCL X 79, 30 PC). Имя начальника третьей группы работников (СВД 114, 116) отсутствует, вместо этого написано: «кого царь назначит» (sa sarrum isakkanu). Относительно третьей группы наемных работников (СВД 115) написано: «доля царя, ответственность Рим-Син-аппалам» (ba-Ia lugal nig.su dRim-dSin-appalam). Ниже мы более подробно рассмотрим деятельность одного из чиновников, чье имя включало имя бога Рим-Сина,— Рим-Сиy-ливвира.
Другая большая группа лиц, занимавших видное положе-
[60]
ние в государственном аппарате,— это люди, называющие себя на своих печатях «слугой царя имярек» (ir lugal PN). Термин «слуга царя» встречается изредка в текстах из Ларсы. Так, в письме высокопоставленного чиновника Гимиллума, обращенном к представителям администрации одного из селений, предлагается вынести спорный вопрос, касающийся распределения рабочей силы, на решение «слуг царя» (awa-tikunu sa nasiatunu mahar irmes lugal sukna — YOS II 92, 26—27). В данном случае имеются в виду, вероятно, высокопоставленные (чиновники, близкие к царю, которые представляли собой высшую инстанцию для разрешения спора. По отношению к царю все вообще жители управляемой им страны считались «слугами», выражение «царь, его страна и его слуги» встречается в старо-вавилонских гадательных текстах (YOS X 25:18, см. CAD, vol. I, part II, с. 249), и словом «слуги» здесь обозначается население страны. Однако «слугой (царя) имярек» мог называть себя далеко не каждый. Насколько мне известно, в текстах это выражение как определение к имени собственному вообще не встречается, оно сохранилось только в надписях yа печатях 8. На исследуемых нами документах сохранились оттиски печатей, владельцы которых называют себя «слугами» царей Сумуэля (UET V 767, 784), Нур-Адада (YOS V 155; YOS VIII 7, 26, 39,44,56), Син-ирибама (YOS V 155), Син-икишама (YOS V 123). Три человека называют себя на печатях «слугами» Варад-Сина: Бальмунамхе (YOS VIII 71), Анум-пишу (YOS V 122), Ур-Нанна (YOS V 46—47, 50—53), семеро — «слугами» Рим-Сина: Адад-рим-или (YOS VIII 166), Ана-Сиy-таклаку (YOS VIII 122), Иддин-Син (UET V 277), Пузур-Шамаш (YOS VIII 42), Ширбуни (YOS VIII 41, 42), на двух оттисках печатен «слуг» Рим-Сипа имена их владельцев не сохранились (YOS VIII 42). Еще три оттиска печатей «слуг» PC сохранились на документе времени PC II (PSBA 39, pi. VIII, № 21). Это Ибби-Син, сын Син-бел-(или], Син-мушталь, сын Син-магира, и Липит-[...], сын Шамаш-или.
Документы, к которым в качестве гарантии их правильности приложены эти печати, — это либо хозяйственные записи (YOS V 155), либо особо важные частные сделки и акты.
Так, покупка Бальмунамхе и его отцом Син-yур-матнмом крупного участка земли У храма бога Нанны в Уре засвидетельствована пятью печатями важнейших должностных лиц, в том числе и печатью Анум-пишу, слуги Варад-Сина (YOS V 122), а важнейший документ, представляющий собой, по-видимому, отказ от претензий в отношении личного имуще-
[61]
ства Бальмунамхе и его семьи со стороны группы представителей государственного хозяйства (YOS VIII 42), скреплен четырьмя печатями такого же рода. Печатями «слуг царя имярек» удостоверены многие документы государственного скотоводческого хозяйства времени Син-идиннама, исследованные Гетце 9. Ряд этих печатей принадлежал чиновникам-шатамму, на что есть указания в тексте документов (kisib sa.tam.e.ne). В некоторых случаях к документу кроме печатей «слуг» правящего царя прилагались и печати, владельцы которых были «слугами» царя, уже давно умершего. Документ YOS V 155 — запись выдачи овец жрецу-гадателю — сопровождается печатями Закир-илишу, «слуги» Нур-Адада, и печатью Син-имитти, «слуги» Син-ирибама, две другие печати неразборчивы. Документ датирован первым годом правления Син-ирибама, унаследовавшего престол от Син-идди-нама. К тому времени прошло уже шесть лет после смерти предшественника Син-иддинама, Нур-Адада. Трудно предположить, что чиновник просто «не успел» сменить печать, как объяснял аналогичную ситуацию Гетце 10. Известны и другие примеры, когда на документах в качестве гарантии их подлинности (или законности?) делается оттиск печатей «слуг» давно умерших царей. Возможны также случаи, когда и самого «слуги» уже нет в живых, однако оттиск его печати, приложенной к документу наследниками, все еще сохраняет свою силу.
Среди «слуг царя имярек» упоминаются высокие должностные лица. Так, па целом ряде документов, связанных с деятельностью Бальмунамхе, оттиснута печать «Син-бел-или, начальника Города (PA uru), сына Халилума, слуги (царя) Нур-Адада». Самого Син-бел-или, вероятно, ко времени составления документов, датированных 2-м (YOS VIII 7) и 24-м (YOS VIII 26) годом PC, воцарившегося через 28 лет после смерти Нур-Адада, тоже уже не было в живых. Город, начальником которого назван Син-бел-или, очевидно, Ларса. Как и многие столичные города, она часто называется в текстах просто Город. К числу слуг царя Рим-Сина принадлежал, видимо, и сын Син-бел-или, чья печать оттиснута на одном из документов того же Бальмунамхе (YOS VIII 42, 24 PC). К сожалению, верхняя строка оттиска не сохранилась, на двух оставшихся читаем: «сын Син-бел-или, слуга (царя) Рим-Сина». Возможно, это оттиск печати Ибби-Сина, сына Син-бел-или, о котором мы упоминали выше. К числу слуг Рим-Сина принадлежал, как кажется, и один из высших чиновников городской администрации Ларсы более позднего периода — времени Рим-Сина II. Это некий Син-мушталь.
[62]
Среди малочисленных документов, датированных временем Рим-Сина II, сохранилось три, в которых упоминается это имя (см. гл. 10). В одном случае это запись обмена рабыни на раба (YOS VIII 54), на которой оттиснута печать: «Син-мушталь, сын Син-магира, слуга Рим-Сина» 11. В том же году имя Син-мушталя упоминается в двух других документах, где названа его должность — управитель Ларсы (sapir UD. UNUGkl). Документ представляет собой опись различного рода металлических предметов, отправленных управителем Ларсы царю. Возможно, это было снаряжение для войск Рим-Сина II, сражавшихся с Самсуилуной 12. Второй, составленный двумя месяцами позже,— запись расхода муки для выдачи войскам, пришедшим из Урука. Син-мушталь выступает в нем в роли контролера (PSBA 39, pi. VIII, № 21).
«Слугой» Нур-Адада назван па печати корабельщик (ma.iab Наввирум, сын Кулайи. Его печатью скреплены два документа Бальмунамхе, составленные одновременно—15 VIII 25 PC (YOS VIII 44, 56). Как и в случае с Син-бел-или, в самом тексте имя Наввирума не упоминается.
Далеко не всегда на печатях «слуг» царя указана их должность, но имена многих из них неоднократно встречаются в текстах. Одно из наиболее известных лиц этой группы — Бальмунамхе, разбор архива которого будет дан ниже. Другой «слуга» Рим-Сина — Ширбуни, сын Игиги (YOS VIII 41, 42), возможно, идентичен Ширбуни, упомянутому в расходной записи как получатель вышитой одежды, оцененной в 3 сикля серебра, «когда выздоровела дочь Илибани» (TCL X 17, 16—17). Адад-рим-или, «слуга» Рим-Сина, ставит печать на акте о покупке поля Мунаввирумом ga.dub.ba (YOS VIII 161). В списке свидетелей этой сделки имя самого Адад-рим-или не упоминается, но зато указаны два лица, названные его людьми (lud Adad-rim-ili). Часто «слуги» царя скрепляют своими печатями хозяйственные записи. Выше уже говорилось о чиновниках-шатамму, прикладывавших свои печати к записям о выдаче продуктов. «Слуга» Рим-Сина, Ана-Син-таклаку, сын Ипку-Нанайа, оттиснул свою печать на документе, в котором он упомянут как лицо, отвечающее за поступление во дворец 2/3 мины серебра за рыбу (YOS VIII 122). Среди «слуг» царя были и лица, занимавшие жреческие должности. Так, некий Ку-лугаль-банда, сын Нади guda.abzu dNingal, чьей печатью скреплены ряд урских документов времени Гунгупума (UET V 617, 732) и Аби-сарие ШЕТ V 741), при преемнике Абисарие, Сумуиле, начинает
[63]
пользоваться новой печатью, на которой именует себя «слугой» Сумуила (UET V 767, 784), причем должность на печати указана прежняя. Исполнявший такую же должность в храме бога Нанны Ур-Нанна (guda.abzu dNanna), сын Ку Нингаля, главного счетовода (ga.dub.ba) храма Нанны, обозначен в надписи на печати как слуга Варад-Сина (YOS V 46, 47, 50—53). Однако, заняв сам отцовскую должность (после смерти отца?), он начинает пользоваться новой печатью в надписи на которой уже не называет себя «слугой» царя (YOS V 122, UET V 476). В чем причина такого изменения, не совсем ясно. Возможно, это связано с тем, что крупнейшие храмы Ларсы и Ура (храм бога Шамаша и храм бога Наины), видимо, пользовались в этот период некоторой автономией и жрецы самого высокого ранга не считали себя «слугами» царя.
Таким образом, звание «слуга (царя) имярек» не связывалось, по-видимому, с какой-то определенной должностью, а было скорее почетным титулом, удостоверявшим принадлежность его владельца к высшим кругам государственной администрации.
В хозяйственных документах из Ларсы упоминается еще одно лицо, явно занимавшее высокое положение, должность которого неизвестна, а характер деятельности не вполне ясен Это лицо, называемое в текстах человек (awilum). Слово авилум в старо-вавилонский период часто ставилось как почтительная приставка перед наименованием высших чиновничьих должностей, когда по каким-либо причинам не указывали имя собственное носителя этой должности. В приведенных ниже отрывках из хозяйственных документов после слова авилум название должности не упоминается. Как имя собственное это слово во всех известных мне документах из Ларсы упоминается один раз (YOS VIII 157, 15, 5-й свидетель). В пользу того, что в наших текстах это не имя собственное, кроме самого содержания документа говорит и тог факт, что это слово в наших текстах склоняется. Примеры склонения имен собственных в старо-вавилонский период крайне редки.
Упоминания об авилуме в хозяйственных документах из Ларсы:
1) 29 I 4 PC (YOS V 207) — отчет Итти-Син-милки, начальника тамкаров города Зарбилум. (31—33) (перечисленные выше предметы даны) дочери (такого-то), когда авилум с дочерью царя, которая в город Дер была выдана (замуж) в Зарбилум, пришел.
[64]
2) 30 IV 6 PC (YOS V 171)—запись расхода масла. (2)4 сила масла помазания (для) авилума.
3) V 6 PC (YOS V 174) — запись расхода зерна. (4) [x] гур ави[луму].
4) XII 6 PC (YOS V 172)—запись расхода масла. (2)4 сила масла помазания (для) авилума. (9) % гур 1 бан (масла израсходованы), когда авилум в храме Иштар в Уруке останавливался. (12) 2/5 гур 2 бан (масла израсходовано ка выдачи) сопровождающим (?) авилума (в) путешествии в Рахабум.
5) 30 II 10 PC (YOS V 194)—запись расхода масла. (2)4 сила масла помазания (для) авилума.
6) XII 14 PC (TCL X 39) — запись расхода серебра. (16) 15 ше (израсходовано на) пряности (?) для еды авилуму.
7) 5 III 16 PC (TCL X 45)—запись расхода серебра. (4—5) 1/2 сикля цена 4-х... для еды авилуму.
8) 5 II 20 PC (YOS V 204)—запись выдач сезама для производства масла. (1—2) 3 бан сезама... для (отжимания) масла помазания (для) авилума.
9) VIII 30 PC (СВД 57) —запись расхода фиников. (4—6)... когда в Адабе Шумум-либши авилум приказал.
10) 20 IV 36 PC (TCL X 88) — отчет (торгового агента?) о расходе серебра. (5—8) '/з сикля серебра... плата... которую Ахи-шагиш, сам... и авилуму в корзине для табличек ? велел принести. (11—17) 2 бан пива, серебро его 20 ш[е], которое, когда Нупатум .... авилуму он велел принести; '/г сикля 15 ше плата за мясо..., которое у детей Цилли-Амурру я купил и авилуму велел привести.
11) 10 III 47 PC (EG 51)—запись расхода серебра. (3—4) 1/6 (сикля серебра) плата за рыбу... (для) еды авилуму.
12) 30 XII 59 PC (СВД 120) — запись расхода зерна. (1) 7б гур 3 бан (получил) авилум. (13—15) 1 бан (получил) прачечник, (который) ... для авилума.
13) Время Самсуилуны (Кl- 100) —отчет о расходе зерна. (31—32) 48 гур зерна плата за 7з мины серебра, которая авилуму была дана.
Судя по приведенным выше текстам, термин авилум в хозяйственных документах из Ларсы упоминается на протяжении более чем 70 лет. Он получал выдачи маслом, зерном, серебром, а также продуктами, стоимость которых в отчетных документах оценивалась в серебре, т. е. привозными. Уже размеры и характер выдач говорят о высоком положении, которое занимал авилум в хозяйстве. Это подтверждает и тот факт, что он сопровождает в путешествии дочь царя,
[65]
совершает какие-то ритуальные церемонии в храме Иштар в Уруке и в городе Рахабум, связанные с расходом большого количества масла. Возможно, авилум совершал какие-то религиозные церемонии, направленные на поддержание благополучия государственного хозяйства, подобно тому как определенные религиозные действия, совершавшиеся царем, должны были поддерживать благополучие всей страны 12.
[66]
Цитируется по изд.: Козырева Н.В. Древняя Ларса. Очерки хозяйственной жизни. М., 1988, с. 57-66.
Примечания
1. Walters St. D. Water for Larsa. L., 1970.
2. Harris R. Ancient Sippar. Istanbul, 1975, c. 53.
3. Аби-табум, 7-й свидетель продажи раба (YOS VIII 8, 19, 9 PC), Или-таппаэ, 7-й свидетель продажи сада (СВД 15, 22, 15 PC), Варад-Наина, 5-й свидетель обмена сада (СВД 28, 25, 19 PC), Магирум, 2-й свидетель продажи поля (СВД 16, 17, 31 PC), Шамаш-магир, 1-й свидетель продажи сада (YOS VIII 156, 21, 39 PC), Манум, 4-й свидетель в споре о продаже поля (YOS VIII 150, 28, 55 PC).
4. Спор касается сада и дома, которые некий Мар-Амурру купил у Син-магира, а затем по решению суда вынужден был вернуть приемному сыну последнего, Или-баии, в связи с выходом очередного указа царя (simdai sarrim). Дело происходило в правление Рим-Сина. Позднее, уже при Хаммурапи, некий Син-мубаллит, вероятно наследник Мар-Амурру, попытался вновь вернуть себе сад и дом, но город и старейшины, заслушав свидетелей, привлекавшихся по первому судебному делу, отказали ему в иске.
5. В документах, разделенных значительным промежутком времени, упоминаются судьи: Син-магир (YOS VIII 42, 23 PC и К1. 101, 25 PC), Шанинум (YOS VIII 42, 23 PC и YOS VIII 102, 30 (?) PC), Илушу-ибишу (YOS VIII 63, 45 PC и YOS VIII 150, 55 PC), Нур-Амурру (СВД 46, 29 рС и YOS VIII 63, 45 PC).
6. TS 71, 12; RA 14, 95, 11; К1 1.
7. TS 58, 7; YOS VIII 50, 11.
8. О печатях такого рода из Сиппара см.: Harris R. On the Process of Secularization under Hammurapi.— JCS XIV, 4, 1960, c. 117—120.
9. Goetze A. Sin-idinnam of Larsa. New Tablets from his Reign.— JCS IV, 2, 1950, c. 83—118.
10. Там же, с. 88.
11. Какой Рим-Син (первый или второй) имеется в виду, из надписи на печати неясно.
12. Авилум упоминается в сходных контекстах н в других документах этого периода, найденных на территории царства Ларсы. См.: Leemans W. F., Legal and Economic Records from the Kingdom of Larsa. Leiden, 1954, № 35, 17, 18, 31 PC; 38, 2, 55 PC), и в одном документе из Лагабы, см.: Leemans W. F. Legal and Administrative Documents of the Time of Hammurapi and Samsuiluna (mainly from Lagaba). Leiden, 1960, 73, 12.