Ярославль в 1605-1613 годы

3 сентября 1606 года в Ярославль прибыла в ссылку, со своими отцом Юрием, воеводой Сандомирским и другими 375 лицами супруга Лжедимитрия I, сверженного тогда уже с престола, Марина Мнишек; в Ярославле она проживала до июня 1608 года, когда она была отпущена Шуйскими в Польшу после взятого с нее слова «не признавать появившегося тогда второго самозванца своими мужем». Слова своего ей сдержать не удалось; по дороге она была захвачена и доставлена в лагерь самозванца, успешно сделавшего свой путь до Тушина, поди самую Москву. Для борьбы с самозванцем у Шуйского средств было мало: юг был разорен, вся надежда оставалась только на северные области, которые были лучшей частью государства. Попытка Тушинцев взять Троице-Сергиевскую Лавру окончилась неудачей, но это не помешало Тушинскими шайками наводнить весь север; многие города признали власть вора, в том числе и Ярославль. Ярославль отдался на условии не грабить его церквей, домов, лавок и приняли от Лжедимитрия II воеводой Лоренцо Биунге. Правда, такое слабое сопротивление было оказано вору потому, что не знали, кому верить, Шуйскому или Самозванцу. Увидя же, что Тушинцы порядка не поддерживании, а только грабят да бесчинствуют, северные города начинают один за другими отпадать от вора и переходить на сторону московского правительства, помогая в то же время друг другу избавиться от воровских шаек.

То же происходило и в Ярославле.

[20]

Признав в 1608 году власть Лжедимитрия II и выдав ему большую контрибуцию, ярославцы тем доказали свою зажиточность и дали лишний повод к алчности и тушинцев и поляков. Выведенные из терпения постоянными поборами и грабежами, они не раз пытались освободиться и поднимали восстание против грабителей, но были жестоко усмиряемы. Неприятельские отряды, которые бродили около Ярославля и его окрестных селений, грабили и принуждали жителей к покорности Тушинскому вору. Наконец, 8 апреля 1609 года при помощи подошедшего на выручку составленного в Вологде ополчения под начальством воеводы Никиты Вышеславцева Ярославлю удалось освободиться от вражеской зависимости. Заняв Ярославль, Вышеславцев принялся за исправление старых укреплений, а также укреплял город и новыми, хорошо понимая, что в Тушине не помирятся с потерей Ярославля, утрата которого была равносильна утрате всего Заволжья. Вышеславцев не ошибался. Когда до Тушина дошла весть об отпадении Ярославля, там решили, во что бы то ни стало, вернуть Ярославль. Для исполнения этой задачи гетман Сапега отрядил часть своего войска во главе с Лисовским. Неприятель явился под Ярославлем, но безуспешно простоял под Ярославлем и Спасским монастырем от 30 апреля до 23 мая, несмотря на ряд отчаянных и частых приступов к городу. Опустошив слободы и посады, Лисовский отступил к Костроме, где также потерпел неудачу и ушел к главным Тушинским войскам. В память избавления города от врагов, Ярославцы решили построить храм, в котором поставили чтимую доныне в Ярославлѣ икону Богоматери Казанскую, а через год, около этого храма возникла женская обитель (ныне Казанский женский монастырь около бульвара). Самая икона Богоматери была

[21]

передана одному почитаемому Ярославскому купцу Лыткину неким Любским, который похитили эту святыню из г. Романова. Неудачи Лисовского под Ярославлем и Костромой избавили Заволжье от «воров», и Шуйский приказывает дружинами, собравшимся в Заволжских местах, идти к Ярославлю, а оттуда на выручку к Москве. Ярославль становится средоточием всех с[1]верных областей и играет роль в движении против поляков, подобную Рязани и Нижнему-Новгороду. Из Ярославля пишут в разные города грамоты с призывом прислать денег, военных снарядов и ратных людей. Призыв ярославцев был успешен; в Ярославле сосредоточиваются служилые люди, организуется свое ополчение, которое в феврале 1611 года с воеводой Волынским и двинулось из Ярославля на выручку к Москве, где и соединилось с ополчением Прокопия Ляпунова. Помощи столице оказать ими не было суждено:

Смерть Ляпунова расстроила это дело. Наступила полная, повсеместная разруха. Ярославль, вместе с другими городами, вновь признали власть поляков, вновь пришлось ему давать «поборы», столь тяжелые, что они в конце концов вывели ярославцев из терпения и они, «собравшись, постановили «не давать более поляками кормов». В это самое время по призыву патриарха Гермогена, в Нижнем-Новгороде поднялось новое движение в пользу восстановления порядка на русской земле и изгнания поляков. Движение охватило все Поволжье, отозвалось в Поморье. Получив от Нижнего призыв примкнуть к общему делу, ярославцы, не только сами откликнулись на него, но и разослали грамоты по другими городами (Углич, Романов, Кашин и др.). К февралю 1612 года нижегородское движение стало «общеземельным делом». Но не всем было оно по душе, многие были не прочь помешать его

[22]

осуществлению. Заруцкий и Просовецкий из-под Москвы послали отряды казаков к Ярославлю с целью овладеть городом и тем не дать возможность соединиться нижегородцами с ярославцами. Ярославцы дали знать об опасности в Нижний, откуда, узнав о планах Заруцкого, поспешили послать помощь, и передовой отряди ополчения занял Ярославль раньше прибытия поляков и казаков. Следом, пользуясь еще зимними путем двинулся и сам Пожарский с главными войском. В Ярославль ополчение Пожарского вступило в начале апреля 1612 г. и оставалось здесь в течение почти 4 месяцев, потому что кн. Пожарскому необходимо было привести дела в порядок по организации ополчения, а главное, обезопасить свое движет е с тылу. С прибытием Нижегородского ополчения и соединения его с другими, Ярославль стали «центром государственными», каковым и оставался до августа того же года. Тотчас, по прибытии в Ярославль, 7 апреля была разослана грамота ко всем городами с призывом прислать в Ярославль «изо всяких людей человека по два» для организации в Ярославле общеземского правительства и для избрания законного государя[1]Царское избрание в Ярославле не состоялось, но здесь все таки образовалось прочное временное правительство.

Пока Пожарский были в Ярославле, подходили к нему служилые люди, люди посадские доставляли казну (собирали деньги); сам же кн. Пожарский думали со всею ратью, освященными собором и посадскими людьми «как бы земскому делу было прибыльнее»: решили шведов занять мирными переговорами, с казаками бороться оружием, украйные города призвать на помощь; многие укоряли кн. Пожарского за его медлительность в Ярославле, но ему нельзя было, не окончив организации ополчения, идти дальше. 28 июля 1612 года опол-

[23]

чение двинулось из Ярославля под Москву, где и за[1]вершился успешно земский подвиги избранием на царство Михаила Феодоровича Романова. Перед выступлением земского ополчения из Ярославля, был открыть казацкий заговори на жизнь «мужа войны и совета» кн. Пожарского, и лишь по счастью, окончился благополучно для Пожарского. Кроме того, во время пребывания в Ярославле ополчения, здесь в мае месяце появилась страшная моровая язва, особенно усилившаяся к 15 числу. Жители тогда решили помолиться и принять из Толгскаго монастыря икону Божьей Матери, наметив для этого 24 мая. Тогда, по современному сказанию, со[1]борному протоиерею было повелено взять в крестный ходи икону Спасителя из часовни около церкви Афанасия и Кирилла. Во время крестного хода совершились от иконы Спасителя чудеса. Об этом донесли митрополиту Кириллу, который прибыль из Ростова в Ярославль и благословил построить храм на месте обретения иконы; храм был построен в один день и к вечеру освящены Теперь на этом месте стоить церковь, называемая Спас-Пробоинской, где и находится чтимая всем городом икона Спаса Нерукотвореннаго.

[24]

Цитируется по изд.: Ярославль в его прошлом и настоящем. Исторический очерк-путеводитель. Ярославль, 1913, с. 20-24.

Рубрика: