Перу: экономико-географическое положение
Перу принадлежит к числу стран, наиболее удаленных от важнейших хозяйственных центров мира и от оживленных морских путей. Расстояние от крупнейшего порта страны Кальяо до Ливерпуля составляет около 11 700 км, до Нью-Йорка — 6250 км, а до Гонконга — приблизительно 18 000 км. Изолированность Перу усиливает высокая стена Анд и обширная зона девственных тропических лесов на востоке, которые отделяют страну от атлантического побережья. Для связей Перу
[10]
с другими странами важнейшее значение имеет Тихий океан.
Береговая линия тихоокеанского побережья Перу протянулась на 2780 км. Она слабо расчленена и не образует удобных естественных гаваней. К югу от Писко горы подходят так близко к берегу, что почти не остается места для сооружения портов. Лучшие естественные гавани страны — Чимботе, Касма, Саманко и Кальяо.
После испанского завоевания порт Кальяо стал базой тихоокеанской или перуанской флотилии Испании. Корабли совершали рейсы между Кальяо и Панамой, перевозя туда грузы из южноамериканских колоний Испании на Тихом океане. В обратном направлении шли ткани, оливковое масло, порох, оружие и другие товары из метрополии. Их доставляли в Панаму караваны мулов из Портобельо, расположенного на карибском побережье Панамского перешейка.
Кроме того, торговые суда курсировали между Кальяо и Акапулько, мексиканским портом на Тихом океане. Акапулько вел торговлю с Манилой (Филиппины); здесь можно было купить многие восточные товары — шелка, фарфор, пряности и др., пользующиеся спросом у богатых перуанских креолов. Таким образом, северное направление для морской торговли Перу было главным.
После освобождения Перу получило возможность развивать торговлю со всеми странами (Испания препятствовала торговле своих колоний с другими государствами). В этот период коренным образом меняется направление грузопотоков — связи с Европой и с Соединенными Штатами осуществляются через Магелланов пролив или вокруг мыса Горн. Это стало необходимо, так как количество грузов из Перу заметно возросло и их транспортировка с двойной перегрузкой на Панамском перешейке стоила слишком дорого. А к этому времени уже научились строить суда, которым были не страшны бури и штормы, столь частые в районе мыса Горн.
В конце XIX — начале XX в. монополии США усиливают торговую экспансию в страны Латинской Америки, в том числе в Перу. Однако необходимость пользоваться путем через Магелланов пролив осложняла конкурентную борьбу США с европейскими странами за
[11]
рынки тихоокеанских стран Латинской Америки. Судам, идущим из Нью-Йорка в Кальяо через Магелланов пролив, приходилось преодолевать почти такое же расстояние, что и судам, идущим из Гамбурга.
В связи с этим монополии США проявляют большой интерес к планам постройки канала через Панамский перешеек.
В 1914 г. сооружение канала было закончено. Путь через канал сокращал расстояние от Нью-Йорка до Кальяо на 6200 км. Европейские страны получили меньший выигрыш — путь от Гамбурга до Кальяо, например, сократился лишь на 3900 км.
Панамский канал вновь повернул на север грузопотоки, идущие из Перу, приблизил Перу к главным морским путям земного шара и вместе с тем облегчил проникновение капитала США в перуанскую экономику.
Через тихоокеанские порты Перу осуществляется более 90% внешнеторгового оборота страны. Велико значение портов и для связей между оазисами пустынного побережья Перу.
Значительная часть территории Перу лежит в бассейне величайшей реки Южной Америки — Амазонки. Долины истоков Амазонки издавна служили путями, связывающими друг с другом горные районы Перу и всю область Перуанских Анд в целом с Амазонской низменностью. В настоящее время по долинам этих рек проходят железные и автомобильные дороги.
Реки бассейна Амазонки уже на территории Перу становятся судоходными. «Морские суда доходят до порта Икитос, который расположен в 3,5 тысячи км от устья Амазонки и примерно в 400 км от бразильской границы.
Таким образом, в Перу начинается величайший речной путь, соединяющий страну с крупнейшим государством Латинской Америки — Бразилией и дающий выход Перу в Атлантику. Но водный путь по Амазонке пока используется слабо, так как река течет через почти не освоенные и редко заселенные земли, связи которых с внешним миром незначительны. Однако правящие круги Перу понимают, что потенциальное значение бассейна Амазонки очень велико, отсюда и стремление их расширить владения Перу в Амазонии за счет Эквадора.
Итак, Перу занимает одну из ключевых позиций з Южной Америке: широкий тихоокеанский фронт позво-
[12]
ляет контролировать морские пути, идущие вдоль западного ее побережья, а господство над верхней Амазонкой — оказывать влияние на развитие обширного района Амазонской низменности. Понятно поэтому, что империалисты США придают большое значение упрочению своего господства в Перу.
Сухопутные границы Перу проходят преимущественно по слабо освоенным территориям, где нет хороших дорог. Там же, где граница разделяет относительно развитые районы Перу и его соседей (Западный участок Границы с Эквадором и граница с Чили), связи между ними осуществляются главным образом морем, так как эти районы расположены на побережье. Исключение составляет граница с Боливией: Боливия, лишенная выхода к морю, ведет торговлю с Перу и частично с другими странами, используя автомобильную дорогу Ла-Пас — Лима и смешанный железнодорожно-водный путь (железная дорога Ла-Пас — Гуаки, озеро Титикака, железная дорога Пуно — Мольендо), которые пересекают перуанско-боливийскую границу.
[13]
Цитируется по изд.: Долинин Л.А., Дорошкевич Л.Н. Перу. М., 1964, с. 10-13.