Хазарский каганат (СИЭ, 1974)
ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ - раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине 7 века на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западно-Тюркского каганата (см. Тюркский каганат). Во главе Хазарского каганата удержалась тюркская династия Ашина. Столицей каганата до начала 8 века был город Семендер в Дагестане, а затем город Итиль (на Нижней Волге). Во 2-й половине 7 века хазары подчинили часть входивших в государственное объединение Великая Болгария приазовских болгар (часть их после поражения ушла на Среднюю Волгу, а остальные - за Днепр к Дунаю), а также царство гуннов-савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей Хазарского каганата. Византия установила союз с Хазарским каганатом (заключенный еще с Западно-Тюркским каганатом против сасанидского Ирана), направленный против утвердившегося во 2-й половине 7 века в Закавказье Арабского халифата.
К началу 8 века хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма (отнятой у Византии), а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра. Одновременно они вели ожесточенную борьбу с арабами за обладание Закавказьем, неоднократно совершали туда набеги, но утвердиться там не смогли. В 735 году в земли Хазарского каганата через Каспийский проход и Дарьял вторглись арабы, разгромив армию кагана (титул главы Хазарского каганата). Каган и его приближенные были вынуждены принять ислам (т. е. фактически подчиниться арабам), который, однако, получил распространение только среди части населения Хазарского каганата, а сам каган и его приближенные вскоре отказались от него. С перемещением центра Хазарского каганата на Нижнюю Волгу в ее долине развиваются земледелие и садоводство, а в столице каганата Итиле - ремесла и торговля. Город стал важным центром международной (транзитной) торговли, приносившей Хазарскому каганату большие доходы. В Доно-Донецком междуречье, в связи с переселением туда части северо-кавказских алан, возникают оседлые поселения, возрождаются города на Таманском и Керченском полуостровах. Хотя основным видом хозяйственной деятельности населения Хазарского каганата остается кочевое скотоводство, процесс распада родовых порядков ускоряется, складываются раннефеодальные отношения. В результате поражения, нанесенного арабами армии кагана, авторитет тюркской династии в Хазарском каганате падает.
Фактическая власть в государстве сосредоточивается в руках местных хазарских и болгарских феодалов, а каган превращается в почитаемого, но безвластного владыку. В течение 8 века прочные отношения у Хазарского каганата сохранялись с Византией, что способствовало распространению христианства. Ей было разрешено создать на территории Хазарского каганата церковную организацию (митрополию), в которую входило 7 епархий, в том числе епархия в Итиле, что обеспечивало Византии значительное влияние в Хазарсклм каганате. В связи с большой международной ролью Хазарского каганата вопрос о его государственной религии имел важное политическое значение. Арабы безуспешно пытались утвердить там ислам, а Византия - христианство. Хазары же не связывали себя церковными узами ни с Халифатом, ни с Византией. В 1-й половине 8 века (около 731 года) часть хазар Северного Дагестана приняла иудаизм (в Северном Дагестане поселились евреи, изгнанные из сасанидского Ирана и, позднее, из Византии), в их числе некий князь Булан.
В конце 8 - начале 9 веков один из его потомков - Обадия стал во главе Хазарского каганата и объявил иудаизм государственной религией. Совершенный им переворот вызвал недовольство других хазарских князей. Началась длительная и упорная борьба, в ходе которой восставшие призвали на помощь из-за Волги мадьяр, а Обадия нанял кочевников гузов. Восстание было подавлено, мадьяры оттеснены за Днепр, с ними ушли уцелевшие бунтовщики (кабары). Смутой в Хазарском каганате воспользовались крымские готы, перешедшие под власть Византии, и некоторые другие народы, платившие ранее дань хазарам (в том числе приднепровские славяне). В эти годы на Дону была построена крепость Саркел, предназначенная для защиты торгового пути с 3апада на Итиль. В конце 9 века в Северном Причерноморье прорвались печенеги и изгнали (895) в Подунавье зависимых от Хазарского каганата мадьяр. Причерноморские и донские степи оказались под властью печенегов. Этим воспользовалась Византия, заинтересованная в дальнейшем ослаблении каганата. Она начала натравливать на хазар окружавшие их кочевые племена. Но главной силой, противостоявшей Хазарскому каганату, явилось Древнерусское государство. Еще в 9 веке русские дружины проникали в Каспийское море, нарушая важную для хазар торговлю по Каспийско-Волжскому пути. В 913/914 и 943/944 годы русские войска проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье.
В 964/965 году русский князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил Хазарский каганат. Были разорены города Итиль и Семендер и захвачен город Саркел. Не имела успеха попытка хазар во 2-й половине 10 века спасти положение с помощью Хорезма, ценой принятия ислама, т. е. подчинения Хорезму. Ослабленный внутренними противоречиями и опустошительными вторжениями кочевых народов (печенегов, гузов), разгромом 964/965 года, к концу 10 века Хазарский каганат перестал существовать.
M. И. Артамонов. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.
Литература:
Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962;
Плетнева С. A., От кочевий к городам, М., 1967;
Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1-2, Л., 1962-67;
Коковцов П. К., Еврейско-хазарская переписка в X. в., Л., 1932;
Dunlop D. M., The history of the Jewish Khazars, Princeton (N.Y.), 1954.