Топография города Чанъань

Сердцем города, центром власти, точкой, откуда исходило физическое истечение сияющей мощи Сына Неба, являлся Дворец высочайшей вершины (Тайцзигун), и его расположение было в высшей степени представительно. С севера он закрывался обширным парком, вход в который простым смертным был запрещен, с востока к нему примыкал дворец наследника престола, а с запада у него находились здания императорской администрации и склады. Дворец высочайшей вершины вписывается в прямоугольник, имеющий протяженность 1492 м с севера на юг и 1285 м с востока на запад.

На каждой его стороне имелись внушительные ворота — подобную картину нам дают многие города и дворцы Китая, имеющие, правда, более позднее происхождение. Квартал императорских дворцов, не имеющий никакой прямой коммуникации с городом простых смертных, открывается к Императорскому городу, который сам окружен стенами со множеством ворот — основными являются Врата небесного наследства (Чэнтяньмэнь). Со стороны этих ворот глазам внешнего наблюдателя открываются величие и мощь императора. С этой стороны принимаются гости, приглашенные на празднование Нового года. Через эти врата проходят посланники из провинций, а также из других стран, которых принимает сам Сын Неба. С восточной и западной сторон от этих ворот вдоль поперечной улицы возвышается два здания, предназначенные для приема тех, кто приглашен на аудиенцию. В одном из этих зданий имелся Камень цвета легкого, т.е., красного, в другом — Протестный барабан. На камне должен был сидеть на протяжении трех дней тот, кому было дано разрешение высказаться перед императором, — этот временной промежуток должен был позволить просителю поразмышлять перед аудиенцией, с тем чтобы затем толково высказать свои мысли. Барабан, по идее, должен был предоставляться в распоряжение любого человека, посчитавшего себя обиженным или имеющим какие-то упреки в адрес верховного правителя, — считалось, что этот обычай восходил ко времени правления Юя Великого (2207—2198 гг. до н.э.). Так устанавливалась связь, по крайней мере символическая, между правителем и его народом.

При том что название «Высочайшая вершина» отсылает к «Книге перемен» («И цзин»), где говорится, что высочайшая вершина порождает Инь и Ян, которые дают рождение четырем сторонам света, источают, в свою очередь, восемь триграмм, в данном случае подразумевается Небесный мандат (Тяньмин), которым наделяется Сын неба, о чем напоминает название Врат небесного наследства. Обращение одновременно к законам космологии и законам функционирования власти осуществляется посредством конфигурации и именования памятников. Трудно представить себе лучший способ дать понять, что те и другие базируются на одних и тех же основаниях.

Врата двух фениксов (Фэнхуанмэнь), единственные открытые ворота на восточной стороне Императорского дворца, открывают вход во дворец наследника престола, двое других ворот обращено на запад. С северной стороны Врата духа сокровенного и воинственного (Сюаньумэнь) выходят к упоминавшемуся Запретному парку. Вдоль центральной оси «север—юг» располагаются наиболее важные строения, среди которых выделяется самое сакральное — Палата высочайшей вершины (Тайцзидянь), тронная палата, где даются официальные аудиенции 1-го и 15-го числа каждого месяца. Восточный дворец, Боковой дворец и Большая кладовая располагаются к востоку от Императорского дворца.

Еще один дворец был сооружен позднее с внешней стороны от стен столицы, к северо-востоку—это Дворец великого света (Дамингун), где император имел возможность сверху обозревать весь город. Этот дворец выходил к Запретному парку. Последний императорский дворец, меньшего размера, был построен в черте города, недалеко от Восточного рынка, располагаясь вдоль стены столицы, — это Дворец прихода блаженства (Синцингун).

Императорский город (Хуанчэн), по сути, представляет собой административный центр. Окруженный стенами со всех сторон, кроме северной, которая примыкает к южной части Императорского дворца. Этот город тянется на 1843 м с севера на юг и на 2820 м с востока на запад. Новшеством столицы династий Суй и Тан являлась концентрация основных государственных ведомств в определенном квартале, отделенном от того района, где проживали чиновники высокого ранга. В высшей степени символичным для имперского государства, единственного держателя власти, было то обстоятельство, что этот квартал был отделен от остальной части столицы, оставаясь при этом полностью открытым ко дворцу. К четырем южным воротам Императорского дворца добавлялось еще семь ворот, открывавшихся к собственно столичному городу. Главными воротами, располагавшимися на той же оси «север—юг» (на ее южной стороне), что и Врата небесного наследства, были Врата пурпурной птицы (Чжуцюэмэнь), ими заканчивалась одноименная улица, являвшаяся самой крупной артерией столицы. Их расположение было схоже с расположением Врат небесного спокойствия (Тяньаньмэнь), которые и сегодня можно видеть в Китае. Внутри Императорского города, вдоль этой престижной оси, стояло шесть ведомств. Идя с юга на север, на восточной стороне мы находим Ведомство чинов, Ведомство налогов и Ведомство ритуалов; на западной стороне находились Военное ведомство, Ведомство наказания и Ведомство общественных работ. В первой половине VIII в. тут работали в общей сложности 1293 чиновника всех рангов. Другие административные ведомства, библиотеки, архивы были рассредоточены в том огороженном пространстве, заключавшем в себе Девять дворов (цзю си), в числе которых был Двор объявлений громким голосом (хунлуси), предназначенный для приема тех, кто обычно говорил более сильным голосом, чем китайцы, т.е. иностранцев, для которых этот Двор являлся также и гостиничным.

Четырнадцать из шестнадцати полков Императорской гвардии было расквартировано в Императорском городе. Два других, выполнявших полицейские функции в столице, было расквартировано в окружении жилых кварталов. Неизвестно точное число человек, составлявших каждый из этих полков, но по некоторым приблизительным подсчетам можно заключить, что их было около пяти тысяч.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече,2014, с. 75-79.

Рубрика: