Кварталы города Чанъань
Чанъань обнесен стенами и окружен рвом глубиной в четыре метра и шириной в девять. У города, разграниченного одиннадцатью улицами, идущими с севера на юг, и четырнадцатью, протянувшимися с востока на запад, основными воротами являются Врата сияющей добродетели, которые открываются на юг. Шесть улиц, точно так и называющихся — Шесть улиц (лю цзе), пересекают город от одних ворот до других, за исключением Улицы пурпурной птицы, которая ведет к Императорскому городу, закрытой для простых смертных.
В период своего нового создания в эпоху династий Суй и Тан город насчитывал сто девять секторов, или кварталов, имевших определенную геометрическую форму и разграничивавшихся пересечением улиц. Каждый квартал получал свое название (к примеру, Квартал долговечной радости, Квартал вечной гармонии, Квартал золотой стены, Квартал долгой жизни, Квартал сияющей добродетели и т.д.), все они были закрыты стенами, и их жизнь регулировалась посредством ворот. Внутренними переулками они, в свою очередь, разбивались на несколько секторов — теоретически их должно было быть четыре, но с течением времени это разделение на сектора становилось все более причудливым. Улицы разделялись стенами, отверстиями в которых служили лишь двери домов и иногда лавки, но никогда — окна. В некоторых богатых домах, принадлежавших людям рангом не ниже чиновника третьего класса, имелись, помимо внутриквартальных, выходы на основные городские улицы, и, таким образом, их обитатели могли не пользоваться квартальными воротами.
Многочисленные даосские храмы, буддистские монастыри, полицейские участки и другие официальные и полуофициальные учреждения строились в разных кварталах. Так, префектурная администрация столицы и личные апартаменты самого префекта находились в Квартале сияющей добродетели. Чанъань, кроме того, был разделен на два сектора, восточный и западный, каждый из них представлял собой автономный административный округ с собственными конторами и охранными управлениями. Конкуренция, существовавшая между даосизмом и буддизмом, проявлялась даже в названиях и расположении культовых мест двух религий: в одном квартале — Квартале всеобщего покоя — существовали даосский Храм света востока и буддистский Монастырь света запада!
Вход в город и в каждый квартал находились под наблюдением квартальными надзирателями с красными повязками. Уличное движение облегчалось большой шириной улиц: более ста метров у трех основных магистралей «север—юг» и у одной магистрали «восток—запад», проходившей вдоль южной стороны Императорского города, другие магистрали составляли в ширину в среднем пятьдесят метров. Что касается основных улиц кварталов, то их ширина составляла примерно пятнадцать метров.
В Чанъане было два рынка, симметрично располагавшихся в восточной и западной частях города, напоминая расположение легких в человеческом теле. Что касается снабжения водой разных кварталов города, то его обеспечивали колодцы, находившиеся вблизи кухонь каждого дома. Также для этой цели, как и для отвода дождевых и сточных вод, прорывали многочисленные каналы, подводившие к городу воду двух окрестных рек.
В городе жило много высоких персон. У них зачастую были настоящие владения с обширными садами и библиотеками, слава которых порой сохранялась столетия. Храмы предков этих семейств иногда находились в другом квартале, на определенном расстоянии от их основного жилища. Некоторые кварталы специализировались на каком-то одном роде деятельности — как, например, Квартал высокой добродетели, где проживала самая многочисленная в Чанъане группа музыкальных дел мастеров. Также существовали Квартал чая, Квартал шелка и т. д. Множество чужеземцев из других городов, провинций и даже стран останавливались в Чанъане, имея на то тысячу различных причин, поэтому в большом количестве возникали постоялые дворы и гостиницы, распределяясь по всем кварталам.
Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 79-82.