Портрет Лимы
В первой половине XVII в. Лима превосходит Мехико по величине и величию. К 1614 г. ее население достигает 25 500 жителей, из которых 9600 испанцев, 10 386 африканцев, 1978 индейцев, 744 мулата и почти 200 метисов. Своим процветанием город обязан серебряным рудникам Потоси, которые к 1592 г. по объему продукции значительно обходят все прииски Новой Испании, вместе взятые. Лима также является перевалочным пунктом для иммигрантов и путешественников, следующих в более отдаленные королевства, такие как Чили. Лима — это прекрасно спроектированный город. На главной из его четырех площадей находятся дворец вице- короля и особняки членов королевской семьи. Здесь же расположены и здание Аудиенсии, муниципалитет, королевская сокровищница, городской собор и дома общественных писарей, торговцев и архиепископов. В 1583 г. на третий совет сюда съезжается духовенство со всей Южной Америки.
В Лиме построено около дюжины мужских монастырей (из них самый величественный — монастырь Святого Доминика) и полдюжины женских (среди которых монастырь Encarnacion, приютивший 400 монахинь), четыре госпиталя, университет Сан-Маркос (в 1650 г. здесь работало 24 преподавателя) и три коллегии, не считая иезуитских. И наконец, резиденция Святой инквизиции, имеющей в подчинении два архиепископства и тринадцать епархий. Во время религиозных и светских праздников в столицу стекаются жители окраин. Эти празднества служат прекрасным поводом для демонстрации богатства и могущества местной олигархической верхушки: тщеславие — отличительная национальная черта — не дает заскучать зевакам.
В отличие от Мехико и Куско, древних индейских городов, более половины индейского населения Лимы переселилось сюда из других местностей. Тем не менее Cercado, главный индейский квартал, с одной стороны защищен естественной границей — рекой Римак. Собственно говоря, Лима является первой испанской столицей в Индиях. Культурная интеграция и метисация здесь более поздние явления, чем в Мехико. В 1636 г. «чистые» этнические группы (испанцы, индейцы, негры) составляют 95% населения Лимы, насчитывающей в то время 40 000 душ.
На улице негоциантов сосредоточена вся торговая деятельность города — и основная его деятельность. Здесь находятся более 200 магазинчиков и лавок. Как отмечают авторы хроник XVII в., весь город является гигантским рынком, на котором можно встретить кого угодно, вплоть до архиепископа или вице-короля собственной персоной. Торговцы зачастую связаны с крупнейшими предпринимателями Севильи и Мехико родственными связями.
В религиозном плане город в Андах не замедлил проявить себя: он может гордиться тем, что на заре XVII в. здесь нашли прибежище четверо будущих святых: архиепископ, миссионер- францисканец и два доминиканца — мулат Мартин де Поррес и креолка Роса де Санта Мария (будущая святая Роса Лимская). Религиозное рвение и самоотречение последней
привлекают внимание городской элиты, жаждущей (что характерно для любого крупного католического города), божественного покровительства, дарованного этим верным слугам Господним.
Богатство Лимы подпитывается рудниками Потоси, превратившими этот оазис, раскинувшийся между прибрежными пустынями и Кордильерами, во вторую Византию. В своем «Мемориале» 1630 г. францисканец Буэнавентура де Салинас-и-Кордоба сравнивает Лиму с Римом из-за его храмов, с Генуей из-за мягкости климата и, наконец, с Саламанкой из- за коллегий и университета. Последний носит имя Сан-Маркое и соседствует с двумя крупными иезуитскими коллегиями, Сан-Пабло и Сан-Мартином. В университете Лимы преподают выдающиеся деятели Индий. Наиболее знаменитый из них — автор Historia natural у moral de las Indias (1589), отец иезуит Хосе де Акоста. Его работы, позднее опубликованные в Испании, послужат настольной книгой всему миссионерскому апостолату.
Музыканты и художники, привлеченные легендарными богатствами страны, блестящие юристы (например, Хуан де Солорсано), многочисленные вице-короли — меценаты, поэты (например, Хуан де Мендоса-и-Луна) превращают Лиму в блестящий культурный центр Иберийской Америки. «Это не Перу», — до сих пор говорят французы, вспоминая о стране, чье имя было синонимом изобилия, земле обетованной.
Мазен О. Испанская Америка XVI – XVIII веков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с. 44-47.