Китай рабовладельческий (Шан)
Рабовладельческое общество (14 век до н. э. - первые века н. э.). Анализ иньских надписей на панцирях черепах и костях животных, а также и других археологических материалов позволяет сделать вывод, что к концу 14 века до н. э. в Древнем Китае сложилось раннерабовладельческое общество и сформировалось государство, известное под названием Инь. Иньцы к этому времени заселяли долину среднего течения реки Хуанхэ. Их столица находилась близ современного Аньяна, на месте поселка Сяотунь. В этот период широкое распространение получили изделия из бронзы, хотя в хозяйственной жизни еще сохраняли значение каменные и костяные орудия. Существовали различные отрасли ремесла, о чем свидетельствуют найденные при раскопках остатки мастерских. В земледелии, в котором применялось удобрение, проводились прополка и окучивание; кроме зерновых культур, выращивались садово-огородные культуры, тутовые деревья, разводились шелковичные черви. Получило развитие виноделие.
Во главе государства Инь, представлявшего интересы рабовладельческой аристократии, стоял ван - наследственный монарх. Угнетенные классы состояли из рабов, в основном военнопленных, и общинников-земледельцев, носивших название чжун, чжунжэнь (толпа, масса людей). Последние фактически находились на положении государственно-зависимых. Сфера применения рабов была ограничена: в основном их использовали в скотоводстве, на охоте, частично, возможно, в земледелии и в войсках. В раннерабовладельческом обществе периода Инь сохранялись многие пережитки первобытнообщинных отношений.
Ряд совреиенных китайских историков относит формирование классового общества в Китае к очень раннему времени - к предшествовавшему Шан-Инь легендарному периоду Ся. Общество Шан-Инь многие китайские авторы считают развитым рабовладельческим (Го Мо-жо, Эпоха рабовладельческого строя, перевод с китайского, М., 1956), а некоторые полагают даже, что в период Шан-Инь рабовладельческие отношения развились до такой степени, что сделали возможной скорую (с падением Иньского государства) замену рабовладения в Китае феодализмом (Фань Вэнь-лань, Древняя история Китая, пер. с кит., М., 1958; Люй Чжэнь-юй, Цзяньмин чжунго тунши (Краткая общая история Китая), Пекин, 1959; Цзянь Бо-цзань, Чжунго шиган (Очерк истории Китая), т. 1, Шанхай, 1950). Отдельными китайскими учеными высказывалась точка зрения, согласно которой в период Шан-Инь господствовали еще родоплеменные отношения, и лишь к концу периода наметился переход к классовому - рабовладельческому обществу ("Очерки истории Китая", под ред. Шан Юэ, пер. с кит., М., 1959).
В советской исторической науке также существуют различные мнения о времени образования в Китае классового общества и о характере этого общества. Некоторые относят процесс формирования классового общества к сравнительно позднему времени (М. В. Крюков - к периоду Инь (см., например, его статью "Иньская цивилизация и бассейн р. Хуанхэ", "ВИМК", 1960, No 4), Л. С. Васильев - к 9 веку до н. э. ("Аграрные отношения и община в древнем Китае", М., 1961)), причем сторонники данной точки зрения избегают категорических формулировок относительно характера этого возникающего классовго общества. В противоположность упомянутым авторам, Р. Ф. Итс относит формирование классового общества в Китае к более раннему времени, считая, что в период Инь существовал уже развитый рабовладельческий строй. Л. И. Думан ("О роли рабства в эпоху Инь", в кн.: Китай, Япония, М., 1961), Л. В. Симоновская (Симоновская Л. В., Эренбург Г. Б., Юрьев М. Ф., Очерки истории Китая, М., 1956) и другие относят формирование классовго строя к началу периода Инь, рассматривая общество Инь в целом как раннерабовладельческое, в котором уже сложилось государство.
Государство Инь вело длительные завоевательные войны с соседними племенами: на Западе - с цян, лун и другими, на Севере и Северо-Западе - с туфан, куфан и гуйфан, на Юго-Востоке - с жэньфан и другими. К концу эпохи Инь за счет вытеснения этих племен была расширена территория государства Инь. К 11 веке она охватывала современные провинции Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй, Шаньдун и достигала долины реки Хуайхэ.
В связи с потребностями земледелия в иньскую эпоху появились зачатки календаря (лунного), сохранились записи о солнечных и лунных затмениях. Тогда же возникла и письменность - прообраз современной иероглифической китайской письменности. Развивалась и духовная культура, в частности искусство, которое представлено остатками архитектурных сооружений, каменной скульптурой, резными изделиями из кости, камня, нефрита, бронзовыми сосудами различных форм и искусной отделки. Религиозные представления иньцев о жизни, природе и мироздании были связаны со старыми родовыми анимистические верованиями, но наряду с этим большую роль играл культ предков, в первую очередь государственный культ вана.
Л. И. Думан, Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.