Суй (ИСЗА, 1970)
Экономические, социальные, политические и культурные сдвиги в жизни китайского общества V — VI вв. породили тягу к воссозданию государственного единства. Затянувшиеся изнурительные междоусобицы тормозили развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли, затрудняли использование огромной и сложной ирригационной системы, усугубляли тяжелое положение трудового люда. Расчленение страны, отсутствие единой и прочной общегосударственной организации мешало правящему классу более надежно удерживать в повиновении эксплуатируемые массы. Интенсивные контакты между различными этническими образованиями в обеих частях страны, характеризовавшие период Южных и Северных династий, содействовали объединению. Немаловажной предпосылкой политического воссоединения Китая являлся развитой бюрократический аппарат, сложившийся еще в древности. Необходимость восстановления мощной всекитайской централизованной власти диктовалась и возрос-шей угрозой Китаю со стороны тюркского каганата, сформировавшегося в Центральной Азии к середине VI в. Воздействие всех этих факторов особенно остро ощущалось на севере. Надельная система, получившая распространение в этой части Китая, обеспечивала северу более благоприятные возможности хозяйственного прогресса, облегчала мобилизацию материальных и людских средств для осуществления военным путем объединения страны. При императорском дворе и в армии северных правителей набирали силу китайские феодалы, недовольные тем, что у власти все еще находились тоба, и жаждавшие сбросить их с трона. Они с крайним неудовольствием смотрели, как правители тоба, не отрешившиеся от степных традиций, стояли за союз с тюрками, таивший опасность для Китая.
Все это подготовило победу централизованной общекитайской государственности над центробежными устремлениями крупных светских и духовных феодалов.
Выразителем тенденции к воссоединению Китая выступила военно-политическая «группировка Гуаньлун» (названа по районам Гуаньчжун в современной Шэньси и Лунси — в Ганьсу). Она объединяла узами соседства, этнического единства и родственных связей крупнейших китайских помещиков, чиновников и военачальников севера, которым в сере-дине VI в. удалось сосредоточить в своих руках реальную власть в государствах, образовавшихся после распада державы Северная Вэй. Экономическое и военное могущество «гуаньлунцев» основывалось на существовании надельной системы и связанной с ней военной организации «войск округов». Группировка явилась центром консолидации сил той экономически менее мощной, не численно преобладавшей части ки-тайского феодального класса, которая в противоборстве с сепаратист-
[61]
скими устремлениями «сильных домов» добивалась воссоединения страны под властью китайской династии.
В 581 г. военачальник Ян Цзянь, один из наиболее видных представителей «группировки Гуаньлун», захватил престол и основал династию Суй (581—618). В последующие восемь лет армия Ян Цзяня (581 — 604) подавила мятежи феодалов, отказывавшихся признать нового императора, и подчинила владения южнокитайской династии.
После трехвекового расчленения Китай был вновь объединен. Восстановление государственного единства имело важное значение в истории страны. Централизация явилась существенным фактором повсеместного и всестороннего утверждения феодальных начал в экономической, социальной, политической и культурной жизни Китая.
[62]
История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 61-62.