Королевство Наньчжао-Дали (649—1253 гг.)
В III—VI вв. на территории к югу от тогдашних китайских владений происходила интенсивная этническая дифференциация одних и консолидация других племен и народностей. В последующие столетия часть их создала собственную государственность.
Самым известным политическим образованием этого периода на крайнем юго-западе современного Китая (нынешние провинции Юнь-нань, Сычуань и Гуйчжоу) было независимое раннеклассовое государство, именуемое в китайских хрониках Южным Чжао—Наньчжао (649— 1253 гг.). Этнический состав его населения был весьма пестрым: он включал предков различных народов тибето-бирманской, а с X в.— чжуан-тайской группы. Наньчжао возникло в результате объединения шести местных этнических образований (чжао) под верховенством рода Мэн из самого южного чжао и просуществовало (под различными названиями) свыше шести столетий. Единство политического союза поддерживалось и крепло в общей борьбе за независимость, против тибетского царства и Китая.
В VIII—IX вв. молодое государство стало могущественной силой. С 751 г. его короли начали принимать собственные девизы, или символы царствования, как форму официального летосчисления, которая считалась привилегией лишь китайских, японских и корейских правителей. Это был своего рода вызов танскому двору и утверждение суверенитета Наньчжао. В 859 г. монарх Наньчжао присвоил себе титул императора и тем самым вновь подчеркнул самостоятельность государства. Войско Наньчжао не раз громило армии Танской империи и тибетского царства. Его владения помимо Юньнани, Сычуани и Гуйчжоу охватывали часть территории Индокитайского полуострова.
Население Наньчжао все шире занималось земледелием. На полевых работах использовался труд военнопленных — иноплеменников, обращенных в рабов. Возникали городские поселения, прогрессировало ремесло, развивалась торговля, строились дворцы, парки, храмы, мосты. В наиболее экономически развитых районах королевства начиналось становление феодального уклада.
В государстве Наньчжао появилась своя иероглифическая письменность, развивалась живопись, скульптура и архитектура; до сего времени сохранились памятники устного народного творчества.
В самом начале X в. в Наньчжао вспыхнула усобица, порожденная борьбой отдельных чжао за гегемонию. Одна династия сменяла другую. Политическое единство государства дало трещину. Его границы заметно сузились.
Возрождение суверенного королевства (под названием Дали) относится к 937 г. Но былое его могущество сошло на нет. Отпали все прежние вассальные владения; правители Дали оставались полновластными хозяевами только юньнаньских земель. С конца XII в. государство быстро слабеет, а в середине XIII в. оно было уничтожено полчищами монгольских завоевателей.
История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 74.