Китай периода раздробленности - Суй и Тан (СИЭ, 1965))
Раздробленность Китая после падения Западной Цзиньской империи, продолжавшаяся около 300 лет, была ликвидирована после упорной борьбы военно-феодальных группировок. Полководцем Ян Цзянем, служившим в государстве Северное Чжоу, была основана династия Суй (581-618), объединившая в 589 году весь Китай. Династия Суй вела войны на Корейском полуострове против государства Когурё в 611-614 годы и на Юге - против раннефеодального вьетнамского государства Вансуан, захваченного суйским императором в 603 году. Сооружение Великого канала, соединившего pp. Байхэ, Хуанхэ с Янцзы, строительство дворцов, а также дорогостоящие войны повлекли усиление обложения крестьянства налогами и повинностями. Крестьянское восстание, начавшееся в 611 гду в современной провинции Шаньдун, Хэнань и Хэбэй под руководством Ван Бао, Доу Цзянь-дэ и другие, в дальнейшем распространилось на значительную часть страны. Под ударами крестьянских повстанцев и использовавших восстание военно-феодальных групп династия Суй пала. Наместник в Тайюане Ли Юань основал новую династию Тан (618-907). В период царствования первых двух императоров - Ли Юаня (Гао-цзу) (618-626) и его сына Ли Ши-миня (Тай-цзун) (627-649) была укреплена центральная власть, подавлены последние очаги сопротивления повстанческих отрядов и местных сепаратистских сил. Были проведены некоторые мероприятия в интересах крестьянства - уменьшение оброка и трудовых повинностей. Получила развитие система государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. В известной мере экзаменационная система наносила удар по наследственной аристократии и "сильным домам", способствуя созданию прослойки зависящего от императорского двора служилого дворянства, обязанного своим выдвижением лишь личным заслугам. Центральный государственный аппарат Танской империи состоял из трех палат, шести министерств и множества управлений; на местах (в областях, округах и уездах, на которые делилась страна в административном отношении) существовал обширный аппарат, подчинявшийся властям в центре. В Танской империи до 8 века развивались все те формы землевладения, которые существовали и раньше: государственное в форме надельной системы, условное землевладение титулованной знати и чиновничества, церковное землевладение и частная земельная собственность «сильных домов», купечества и др. К концу 7 века территория Танской империи значительно расширилась за счет проведения войн с соседями. В 630 году был уничтожен Восточно-Тюркский каганат, в дальнейшем территория к Югу и Северу от Гоби стала контролироваться Танской империей. После серьезного поражения войск Западно-Тюркского каганата (657) под контроль Танской империи вновь на время попала территория современного Синьцзяна. На Северо-Востоке - на Корейском полуострове после двадцатилетней борьбы было уничтожено (в 668 году) государство Когурё и создано Аньдунское наместничество.
К 1-2 веках н. э. относятся изобретение в Китае и усовершенствование способа производства бумаги, к 3 веку - выделка фарфора. Значительный вклад в науку внес астроном Чжан Хэн (78-139), создавший макет небесной сферы и сейсмограф. Математику 5 века Цзу Чун-чжи принадлежит открытие значения числа p, им же был усовершенствован компас. В области идеологии следует отметить учение философа-материалиста Ван Чуна (27 - ок. 97), выступавшего против религиозной мистики и суеверий, и взгляды Бао Цзин-яня (3-4 вв.), последователя даосизма, выдвинувшего идею общественного устройства, при котором не должно быть ни государей, ни подданных, ни господства одних над другими. Во 2-6 веках широкое распространение получил буддизм, объявленный императором династии Лян У-ди в 504 году государственной религией, после чего возникла борьба между буддизмом и конфуцианством. Против буддийского идеализма (учения о бессмертии души) выступил материалист Фань Чжэнь, опубликовавший в 507 году трактат "О смертности духа". В историографии развивались традиции, заложенные Сыма Цянем: в 1 веке Бань Гу завершено написание "Истории Первой Хань" ("Цянь Хань шу"), цзиньским ученым Чэнь Шоу (5 в.) была подготовлена "История Троецарствия" ("Сань го чжи"), в 5 в. Фань E составлена "История Поздней Хань" ("Хоу Хань шу"). Получила развитие и географическая литература. Развивалась поэзия. В 4-5 веках жил замечательный лирический поэт Tao Юань-мин (365-427), известный, в частности, как автор социальной утопии "Персиковый источник", где описывалась неведомая страна со справедливым общественным устройством. К 6 веку относится появление известного литературного памятника "Вэньсюань" ("Литературный изборник"). Большое влияние на китайское искусство, в особенности на живопись и ваяние, оказала индийская культура, проникавшая вместе с буддизмом. Ярким свидетельством этого влияния являются скульптуры пещер Юньган (близ Датуна) и Лунмынь (близ Лояна), созданные в 5-6 веках.
Л. И. Думан, Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.