Китай. Нашествие монголов
Нашествие монголов в Китай, начавшееся в первом десятилетии 13 века (1209 год - царство Си-Ся признало себя вассалом Чингисхана, 1211 год - вторжение монголов на территорию чжурчжэньского государства Цзинь, уничтожение этого государства в 1234 году и захват всего Северного Китая), на время прерванное в связи с походами на Запад, закончилось в 1279 году захватом всего Китая, уничтожением Сунской империи и установлением власти монгольской династии Юань (1271-1368, в Китае с 1280 года). Завоевание страны сопровождалось разрушением городов и массовым истреблением населения. Господство монгольских феодалов принесло большие бедствия китайскому народу: многие китайцы были превращены в рабов, земли крестьян захвачены монгольскими феодалами, производительные силы разрушены, экономика и культура пришли в упадок. В Китае монгольскими завоевателями был установлен тяжелый экономический, политический и национальный гнет, значительно затормозивший общественное развитие страны. Китайский народ вел длительную борьбу с монгольским господством. К середине 14 века народные восстания охватили всю страну, самым крупным из них было восстание «красных войск», организованное тайной Сектой белого лотоса (Байляньцзяо). В результате двадцатилетней борьбы восставшие победили, в 1368 году последний юаньский император бежал в степи Монголии. К власти пришел один из руководителей восстания - Чжу Юань-чжан, основавший династию Мин (1368-1644).
В империи Мин были восстановлены прежние порядки, хотя на время и смягчена феодальная эксплуатация крестьянства. Власть в империи была более централизованной по сравнению с прежними государственными образованиями в Китае, о чем свидетельствуют такие факты, как упразднение верховной палаты, сосредоточение всей верховной власти, политического управления страной и военного руководства в руках императора, установление строгого контроля центральной власти над местной и др.
К концу 1-го десятилетия 16 века в различных районах Китая возникли крестьянские восстания. Основными причинами их были возросшая концентрация земли в руках феодалов различных категорий (наследственная знать, шэньши, купечество), обезземеливание и обнищание крестьянства, усиление феодальной эксплуатации. Наиболее крупным было восстание в столичном округе под руководством братьев Лю Чун и Лю Чэнь. В 1511-1512 годы восстание распространилось на современные провинции Хэнань, Шаньдун, Шаньси, а затем Цзянсу, Аньхой и Хубэй. Почти одновременно происходили крестьянские восстания в Цзянси и Сычуани. Восставали солдаты (в 1533-1535 годов в Датуне и на Ляодуне). К концу 30-х годов 16 века основные очаги восстания были подавлены.
Империей Мин проводилась активная внешняя политика - на Севере против монголов, на Северо-Востоке против чжурчжэньских племен в непосредственной близости от корейского государства Чосон. Минам подчинилась часть чжурчжэньских племен, и северо-востосная граница Китая прошла примерно по 42° северной широты. На Юго-Западе в состав Минской империи вошла территория государства Наньчжао (современная провинция Юньнань и Гуйчжоу), небольшая часть провинций Цинхай и Сикан. На Западе, на территории современного Синьцзяна, Минская империя не смогла восстановить прежних позиций Китая, ее политическое влияние распространялось лишь на местные княжества в Турфане и Хами (восточная часть Синьцзяна).
Влияние Минской империи распространилось в районе южных морей и Индийского океана. Сюда с 1405 по 1433 годы были направлены 7 морских экспедиций во главе с Чжэн Хэ. В 16 веке Китаю пришлось отражать нападения японцев на юго-восточном побережье Китая. Минская армия оказала также помощь Корее, подвергшейся японскому вторжению; в 1598 году японские войска были вытеснены из Кореи.
В 1516 году у побережья Китая появились первые корабли европейских колониальных захватчиков-португальцев. С 1557 года в руках Португалии оказался «арендованный» ею китайский порт Аомынь (Макао). Во 2-й половине 16 века в Китае пытались активизироваться испанцы, в конце 16 - начале 17 веков у берегов Китая появились голландцы. Во 2-й половине 16 века в Китай проникли первые европейские миссионеры - иезуиты, занимавшиеся не только распространением христианства, но и сбором различной информации о положении Китая.
В феодальный период культура Китая находилась на относительно высоком уровне развития. Танский период считается "золотым веком" поэзии, тогда же развивались и художественная новелла, публицистика, искусство. Наиболее известными поэтами того времени были: Ван Вэй (699-759), Ли Бо (701-762), Ду Фу (712-770), Бо Цзюй-и (772-846). Основоположником и наиболее видным представителем публицистики был Хань Юй (768-823), ярый враг буддизма. В сунский период наибольшего развития достигла философия, получившая в литературе название «неоконфуцианство», поскольку сунские мыслители в построении своих систем отталкивались от древнего конфуцианства, давая ему новое толкование. Неоконфуцианство было официальной идеологией феодального Китая и служило интересам господствующего класса. Крупнейшими философами этого времени были Чжу Си, Чжан Цзай и др. В 16 веке прогрессивные мыслители Ван Синь-чжай (1483-1541) и Ли Чжи (1527-1602) выступили против конфуцианства, выдвигая утопическую для того времени идею создания общества без богатых и бедных. Развивалась историческая литература. Наряду с написанием историй всех средневековых династий в эти века в Китае составляются общие сводные истории (Сыма Гуана, Чжу Си), появляются крупные работы энциклопедического характера ("Тун дянъ" ("Политич. свод"), "Цэ Фу юань гуй" ("Сокровищница библиотек"), "Вэньсянь тункао" ("Систематич. свод письменных памятников и суждений")), собрания древних надписей на камне и бронзе. Важными вехами в развитии китайской историографии стали труды танского историка Лю Чжи-цзи (661-721) "Ши тун" ("Толкование истории") и сунского историка Чжэн Цяо (1104-62) "Тун чжи" ("Историч. свод"). Художественная литература ознаменовалась появлением драмы (13-14 вв.) и романа (14-16 вв.). Высокого совершенства достигли китайская живопись, скульптура, музыка. Крупным изобретением этой эпохи было книгопечатание (с досок в 9-10 веках, подвижной шрифт в 11 веке).
Л. И. Думан, Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.