Китай. Поздний феодализм (Мин и Цин)
Поздний феодализм (начало 17 века - 30-е годы 19 века). С начала 17 века усилился процесс концентрации земель в руках крупных землевладельцев. Обезземеленные крестьяне в Китае не превращались в наемных рабочих, а становились в основном арендаторами-издольщиками. В земледелии получил также распространение наемный труд, в особенности в приморских провинциях и районах, расположенных в бассейнах Янцзы и Хуанхэ, однако крупное землевладение не превращалось в капиталистическое, а наемные работники не становились свободными батраками: их правовое положение было близким к положению крепостных - за самовольный уход от хозяина до истечения срока найма их наказывали ударами палки, как и беглых рабов. Характерной чертой периода позднего феодализма было появление денежной ренты как превращенной формы ренты натуральной. Начало ей положено законом 1581 года о введении итяо бяньфа, т. е. единого денежного налога, заменявшего натуральный налог и трудовые повинности. Позднее денежная рента получила широкое распространение, что свидетельствовало о дальнейшем развитии товарно-денежных отношений, их проникновении в деревню. Но они не смогли окончательно подорвать феодальное хозяйство в китайской деревне.
В государственном ремесле и мануфактурном производстве произошли серьезные изменения: разложение отработочной системы, частичная отмена ее, т. е. уничтожение крепостного труда, так называемой обязательной трудовой повинности, и замена ее заработной платой в зависимости от выполненной работы или затраченного времени. Выражением этого были правила оплаты мастеров различных категорий, разработанные Палатой труда в годы правления императора Вань-ли (1573-1620). Работники государственных мастерских (их называли чжаому, т. е. мобилизованные) отныне перестали считаться барщинниками и по форме оплаты напоминали наемных рабочих в капиталистическом обществе. Однако они отличались от последних тем, что оставались феодально-зависимыми и их могли заставить работать принудительным порядком. Существование чжаому свидетельствовало о зарождении элементов капиталистич. форм эксплуатации. В конце 16-17 веков частные мануфактуры получили широкое распространение в шелкоткацком производстве (главным образом в Сучжоу), хлопчатобумажном (центр, город Сунцзян), фарфоровом (Цзиндэ-чжэнь), красильном (город Уху), железоделательном (город Цзуньхуа).
В конце 16 - начале 17 веков империя Мин переживала глубокий кризис, вызванный обострением классовых противоречий и нападениями с 1618 года на территории империи чжурчжэньских племен (впоследствии они стали известны как маньчжуры), обитавших на Юге Маньчжурии и объединившихся под властью Нурхаци. Борьба против феодальной эксплуатации проходила как в городах, так и в деревне. Первые массовые выступления горожан относятся к началу 17 века (1601-1606). Эти выступления в ряде мест (город Сучжоу) приняли форму вооруженных восстаний.
С конца 16 века усилилась борьба внутри господствующего класса. Внешне она проявилась в дворцовых переворотах, организуемых высшим чиновничеством и евнухами, игравшими большую роль при императорском дворе и являвшимися крупными феодалами. В конце 16 - начале 17 веков в эту борьбу включается организация Дунлинь, созданная передовыми шэньши и представлявшая интересы оппозиционных зажиточных городских слоев.
В 20-30-х годах 17 века крестьянские восстания в Северном Китае слились в крестьянскую войну (1628-1645) под руководством Ли Цзы-чэна, Чжан Сянь-чжуна и других, в результате которой была свергнута династия Мин. Однако часть китайских феодалов, вступив в соглашение с маньчжурскими ханами и использовав их войска, разгромила восстание и способствовала захвату Китая маньчжурскими завоевателями и приходу к власти маньчжурской династии Цин, управлявшей Китаем около 270 лет (1644-1911). Борьба китайского народа против маньчжурских завоевателей, видную роль в которой играли города и купечество юго-восточного побережья Китая, продолжалась почти до конца 17 века. Одним из руководителей этой борьбы был Чжэн Чэн-гун. Завладев всей территорией Китая, Цинская династия произвела перераспределение земельного фонда: конфискованные земли минской знати и частично китайских земледельцев перешли в руки маньчжурского императорского дома, маньчжурской аристократии. Маньчжурские феодалы в союзе с китайскими помещиками, из которых вербовалась часть бюрократии, создали деспотическую монархию, опиравшуюся на сравнительно сильную армию и разветвленный государственный аппарат. Высшие органы власти и руководство армией, костяком которой были так называемые знаменные войска - опора монархии, находились в руках маньчжур. В Цинской империи феодальная эксплуатация сочеталась с национальным гнетом как в отношении китайцев, так и в отношении различных национальных меньшинств. Маньчжурские императоры (богдыханы) проводили политику изоляции Китая от внешнего мира, всячески ограничивали внешнюю торговлю, запрещали строить большие морские суда. Эта политика, как и бедствия, связанные с опустошительным маньчжурским нашествием, задержали прогрессивное развитие Китая.
Роль, которую в истории Китая сыграли нашествия кочевых народностей - гуннов, киданей, чжурчжэней, монголов, маньчжуров, - привлекает большое внимание исследователей. В то время как буржуазные ученые интересовались преим. вопросами взаимного влияния Китая и завоевывавших его народностей в области культуры, законодательства и прочего и лишь иногда занимались изучением жестокого национального гнета, например, маньчжуров в Китае (в основном в сфере культуры и идеологии - такова монография американского историка Л. К. Гудрича (L. Goodrich, The literary inquisition of Ch'ien-Lung, Balt., 1935)), марксистская историография поставила коренную проблему: как отразились нашествия крчевников на социально-экономическом развитии Китая. Ряд советских авторов (А. Н. Бернштам, Л. В. Симоновская) допускает, что в первые века н. э. гунны, сяньби и другие кочевники сыграли прогрессивную роль в истории Китая, ускорив падение рабовладельческой Ханьской империи и облегчив тем самым развитие феодальных отношений в Китае. В то же время взгляды А. Н. Бернштама, писавшего о прогрессивной роли гуннов в Западной Европе, куда они якобы несли среднеазиатскую и китайскую культуру ("Очерк истории гуннов", Л., 1951), решительно отвергнуты советской наукой; от них отказался и сам А. Н. Бернштам (см. его "Историко-археологич. очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая", М.-Л., 1952). Нашествия на Китай киданей, чжурчжэней, монголов и маньчжуров рассматривались до недавнего времени всей историографией, в том числе и китайской, как фактор, крайне отрицательный для Китая, задержавший его развитие. В начале 60-х годов в работах отдельных китайских авторов отмечаются поиски положительных моментов в истории монгольских завоеваний, а также попытки оценить по-новому - в общем положительно - значение для Китая деятельности таких монгольских и маньчжурских правителей, как Чингисхан, Канси. Таковы статьи Хань Жу-лина "О Чингисхане" (Лунь Чэн-цзисыхань, "Лиши яньцзю", 1962, No 3), Лю Да-няня "Канси" (Лунь Канси, там же, 1961, No 3). Эти статьи вызвали критику со стороны других китайских ученых.
Основой феодальной эксплуатации на частных землях в Цинской империи оставалась кабальная аренда, а на государственных - рента-налог, вначале состоявший из подушного и поземельного, позднее (1716) объединенный в единый налог, выплачивавшийся деньгами (серебром или медью), и трудовые повинности. С конца 17 века возобновился подъем производительных сил в Китае, в конце 18 века развитие товарно-денежных отношений, ремесел и в ряде районов мануфактур значительно превзошло уровень, имевшийся накануне маньчжурского завоевания.
В условиях нацианьного и феодального гнета китайское крестьянство, как и крестьянство национальных меньшинств, неоднократно восставало против Цинской монархии. Наиболее известными были восстания в Фуцзяни в 1663 года под руководством Ван Те-фу, в Шэньси в 1680 году во главе с Ян Ци-луном, на Тайване в 1721 году под главенством Чжу И-гуя. В 1735 году восстали местные племена (мяо) в Хунани, Гуйчжоу и Гуанси в связи с ликвидацией их самоуправления, основанного на родоплеменных традициях, и усилением эксплуатации. Широко известна антицинская деятельность тайных обществ (Саньхэхой, Гэлаохой, Байляньцзяо), особенно сильно развернувшаяся в 18 веке.
Несмотря на жестокие репрессии против "вольнодумства", в Цинской империи развивалась прогрессивная общественная мысль, ее представителями были Ван Фу-чжи (Ван Чуань-шань, 1619-1692), Хуан Цзун-си (Хуан Ли-чжоу), Гу Янь-у (Гу Тин-линь, 1613-1682) и другие, принимавшие участие в борьбе с маньчжурскими завоевателями. Первый из них выдвинул идею передачи земли тем, кто ее обрабатывает, остальные поддерживали идею перераспределения земли, уравнения налогового бремени, снижения арендной платы. Хуан Цзун-си резко выступал против деспотизма Цинской монархии и ученых, поддерживавших ее. Еще в более резкой форме против деспотизма вообще выступал Тан Чжэнь (Тан Чжу-вань), разоблачавший феодальный гнет. В 18 - начале 19 веков широкую известность получила школа источниковедения (ее представители Дай Чжэнь (Дай Дун-юань), Цуй Шу (Цуй Дун-би) и Цзяо Сюнь), подвергшая исправлению и критическому исследованию древнее литературное наследство. Среди исторических трудов следует отметить работы Ван Фу-чжи. Официальная историография того времени (18 век) развивалась под знаком борьбы с антиманьчжурским духом и приспособления истории к интересам маньчжурских феодалов.
Еще в период господства Минской династии Россия пыталась установить отношения с Китаем и наладить торговлю с ним (отправление в Пекин И. Петлина в 1618 году, поездка тарского казака Емельяна Вершинина в 1641-1642 году с торговым караваном торгоутского тайши Дайчина). В царствование Цинской династии Россия продолжала эти попытки (посольство Ф. И. Байкова в 1654-1658 годы, И. С. Перфильева в 1658 году, Спафария в 1675-1678 годы), но они не дали положительных результатов. Однако, несмотря на отсутствие дипломатических отношений, торговые связи между Россией и Китаем расширялись. В середине 17 века маньчжурские власти пытались военной силой вытеснить русских землепроходцев из бассейна реки Амур, где последними в 40-50-х годах на обоих берегах реки была освоена обширная территория, не принадлежавшая Цинской империи. Эти и последующие попытки в 70-80-х годах17 века не увенчались успехом. Однако в 1689 году путем прямой военной угрозы Цинское правительство вынудило Русское государство подписать Нерчинский договор 1689 года. Согласно этому договору, Русское государство уступало Цинской империи свои владения по правому берегу реки Аргунь и на части левого и правого берегов Амура в его верхнем и среднем течении (фактически и после Нерчинского договора уступленная Цинам территория не была занята и освоена маньчжурами), русские поселения (Албазин, Комарский острог и др.) должны были быть срыты, а их жители обязаны покинуть территорию Приамурья, территория в низовьях Амура и в районах, прилегающих к Охотскому морю, осталась неразграниченной; Кяхтинский договор 1727 года установил границу Цинской империи и России в районе Монголии и подтвердил неразграниченность территорий в районе низовья Амура и Охотского побережья (окончательно граница России с Китаем по Амуру и в Уссурийском крае была определена впоследствии: Айгунский договор 1858 года установил границу по Амуру и при этом возвратил России часть территории, утраченной по Нерчинскому договору; Пекинский договор 1860 года разграничил области, остававшиеся по Айгунскому договору неразмежеванными вплоть до будущего разграничения, и определил русско-китайскую границу на участке между Уссурийским краем и Северо-Восточкым Китаем).
Цинская империя в 17-18 веков, в царствования Канси (1662-1722) и Цяньлуна (1736-1795), значительно расширила свою территорию. В конце 17 века была захвачена Халха, или Северная Монголия (Южная, или Внутренняя, Монголия была присоединена маньчжурами еще к 1636 году), после чего развернулась длительная и упорная борьба с западными монголами (ойратами), создавшими Джунгарское ханство. Лишь в 1757 году борьба закончилась уничтожением этого ханства. К 1760 году маньчжурской династии удалось покорить Восточный Туркестан (Кашгарию). Завоеванная на западе территория была включена в состав Цинской империи под названием Синьцзян ("Новая граница"). В конце 18 века после ряда походов китайско-маньчжурской армии Тибет окончательно стал частью Китая.
Войны Цинской империи против Бирмы (1767-1769) и Вьетнама (1788-1789), имевшие целью захват этих стран, закончились поражением цинских войск и их изгнанием народами Бирмы и Вьетнама. И хотя в дальнейшем Цинская империя считала эти страны, как и Непал, своими вассалами, по существу они были независимыми. Весьма относительным был и "вассалитет" Кореи по отношению к Цинам, формально установленный в 1637 году. Попытки западноевропейских стран (Португалии, Голландии, Франции и Англии) в 18 веке установить официальные отношения с Цинской империей и проникнуть в Китай для проведения колониальной политики не имели успеха. Однако им было разрешено торговать на Юге, в Гуанчжоу (Кантоне).
Л. И. Думан, Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.