Ямная культура
ЯМНАЯ КУЛЬТУРА - точнее ямная (древнеямная) культурно-историческая область, - условное наименование ряда близких археологических культур, распространенных в каспийско-черноморских степях в 3 - начале 2-го тысячелетий до н. э. Первые памятники Ямной культуры открыты и определены В. А. Городцовым в 1901 году на Северском Донце. Территория Ямной культуры в период ее расцвета простиралась от Южного Приуралья на Востоке до реки Днестр на Западе, от Самарской Луки на Севере до рек Терека и Кубани на Юге. Внутри нее выделен ряд вариантов, соответствующих конкретным племенным группам и отдельным, хотя и тесно исторически связанным, культурам. Основные варианты: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северско-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Юго-Западный (Буго-Днестровское междуречье), Северо-Западный (правобережье среднего Днепра). Основными объединяющими признаками Ямной культуры являются: характерный погребальный обряд - индивидуальные подкурганные погребения со скорченными, окрашенными охрой костяками, а также специфические формы круглодонных сосудов.
В развитии Ямной культуры выделяются 3 хронологических периода.
1-й - древнейший (1-я половина 3-го тысячелетия до н. э.) с наибольшей четкостью представлен в Волжско-Уральском, Предкавказском и Донском вариантах. Для него характерны скорченное положение погребенных на спине, восточная ориентировка, обилие охры, остродонные горшки, целиком покрытые штампованным и поперечным орнаментом, кремневые и кварцитовые орудия (ножи, скребки, наконечники стрел), украшения из кости и раковин, каменные навершия - скипетры. Поселения этого периода представлены лишь временными стоянками подвижных скотоводческих групп. В течение 1-го периода племена Ямной культуры распространились на Запад, вступив в тесное взаимодействие с поздненеолитическим населением Приазовья и Поднепровья (Днепродонецкая культура и культура Среднего Стога II). Для 1-го периода характерно наибольшее культурное единство по всей территории Ямной культуры.
2-й период (3-я и начало 4-й четверти 3-го тысячелетия до н. э.) отмечен началом дифференциации внутри Ямной культуры, обусловленной спецификой развития разных районов и особенностями их культурных контактов. Древние традиции прочнее всего сохранились в Волжско-Уральском варианте. Погребальный обряд здесь остался прежним, сосуды круглодонные, орнамент более скромный, геометрический, к прежним орнаментальным приемам прибавляются отпечатки шнура. Появляются первые медные изделия (шилья и короткие ножи), костяные украшения и трубки ("флейты"). На Дону и в Приазовье обряд менее стабилен (погребения на боку, различная ориентировка). Здесь наблюдается сильное воздействие северо-кавказской майкопской культуры (плоскодонные сосуды, медные изделия). Своеобразие западных вариантов Ямной культуры в этот период обусловлено усиливающейся ролью местных культур Поднепровья (наряду с курганными - бескурганные погребения, каменные закладки, западная ориентировка, специфические формы сосудов, шнуровая орнаментация). Взаимодействие с раннеземледельческими культурами северо-западного Причерноморья привело к оседанию части населения Ямной культуры и появлению у него стационарных поселений (в Поднепровье - Михайловское поселение, Скеля Каменоломня, Дурна Скеля и др.). В Михайловском поселении ко 2-му периоду относится средний слой, отмеченный каменными основаниями домов, сочетанием круглодонных и плоскодонных сосудов, развитым каменным инвентарем, единичными медными изделиями, безусловными свидетельствами земледелия. Верхний слой этого поселения относится уже к 3-му периоду Ямной культуры (конец 3 - 1-я четверть 2-го тысячелетия до н. э.). В нем открыты каменные укрепления, сложные дома, заметно возросло число металлических орудий.
3-й период характеризуется еще большей дифференциацией и активным взаимодействием племен Ямной культуры с племенами катакомбной культуры и северо-кавказскими племенами. Единство погребального обряда нарушается по всей территории, сосуществуют кругло- и плоскодонные сосуды. Распространяются изделия из кавказского металла (бронзовые ножи, тесла, шилья, подвески). Есть следы местной металлообработки. Дифференциация племен привела к исчезновению объединявших их ранее характерных черт материальной культуры, свойственных Ямной культуре.
Потомки племен Ямной культуры на Востоке сыграли основную роль в формировании срубной культуры бронзового века, на Западе они были ассимилированы рядом новых общностей (среднеднепровской, катакомбной, усатовской).
Основной отраслью хозяйства племен Ямной культуры было скотоводство, в открытых степях - полукочевое и кочевое, в речных долинах - придомное, сочетавшееся с земледелием. Подвижность скотоводческих племен обусловила их быстрое распространение и далекие миграции: следы вторжений племен Ямной культуры отмечены вплоть до Севера Балканского полуострова.
Искусство Ямной культуры представлено древнейшими антропоморфными каменными изваяниями степной полосы. Племена Ямной культуры сыграли значительную роль в формировании ряда групп индоевропейской языковой семьи.
Н. Я. Мерперт. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.
Литература:
Городцов В. A., Результаты археологич. исследований в Изюмском уезде Харьковской губ. 1901 г., в кн.: Тр. XII Археологического съезда, т. 1, М., 1905; Городцов В.А., Результаты археологических исследований в Бахмутском уезде Екатеринославской губ. 1903 г., в кн.: Тр. XIII Археологического съезда, т. 1, 1907;
Лагодовська О. Ф., Шапошникова О. Г., Макаревич М. Л., Михайлiвське поселення, К., 1962;
Мерперт Н. Я., Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского Междуречья, М., 1974.