Мин. Усиление централизации

Утвердившись у власти как противники свергнутого юаньского режима, минские правители заимствовали многие из его политических институтов. Империя Мин сохраняла типичные черты китайской феодальной деспотии. Император, как и прежде, являлся неограниченным владыкой, считавшимся священной персоной, «сыном неба». Столичная администрация по своей структуре первоначально полностью повторяла образцы предшествующих феодальных династий. Высшим исполнительным органом была назначаемая императором «Верховная палата». Ее глава, первый министр, или канцлер, осуществлял повседневное руководство нижестоящими звеньями государственного аппарата. «Верховная палата» непосредственно направляла деятельность традиционных шести ведомств. Отдельно от этих органов стояла особая палата цензоров, надзиравшая за работой столичных и местных чиновников. Провинциальная власть в первые годы Мин была построена по принципу единоначалия. Губернаторы имели широкие полномочия, делавшие их почти самостоятельными правителями.

Унаследовав традиционные формы управления, Минская династия попыталась преодолеть в них те изъяны, которые мешали упрочению ее власти. Чжу Юань-чжан повел решительную борьбу против злоупотреблений чиновников — язвы, которая ранее разъедала весь государственный организм. Особенно суровые наказания были установлены за лихоимство. По императорским указам за взятку, превышавшую 60 лянов серебром, чиновнику отрубали голову, затем с казненного сдирали кожу, набивали ее соломой и изготовленное таким образом жуткое чучело выставляли напоказ всем. Уличенные в мелком взяточничестве и других незаконных действиях служащие подлежали ссылке на каторгу. Строгие меры хотя и не ликвидировали, однако на время значительно уменьшили масштаб коррупции феодальной бюрократии.

Становление империи Мин происходило в сложной политической обстановке. Свергнутая Юаньская династия имела еще много приверженцев не только среди изгнанной за пределы Китая монгольской знати, но и внутри страны, среди китайских феодалов. Чжу Юань-чжан, привлекая к себе влиятельных феодалов, в том числе бывших юаньских бюрократов, и ища их поддержки, в то же время относился к ним с известным недоверием. Опасаясь измены и сепаратизма, он стремился обеспечить надежный контроль за действиями подчиненных, максимально усилить централизацию государственной власти.

С этой целью в 1376 г. была проведена реформа провинциального управления. Вместо всевластных губернаторов в каждой провинции устанавливались три высших должности: гражданского и военного губернаторов и провинциального судьи, независимых друг от друга и подчиняющихся только столичным органам. Такое разделение власти ослабляло самостоятельность местной администрации и облегчало контроль.

Дальнейшая централизация была ускорена в связи с раскрытием в 1380 г. крупного антиминского заговора среди чиновничества, корни которого уходили в Монголию. Организатором заговора был глава «Вер-ховной палаты», канцлер Ху Вэй-юн. Жестоко расправляясь с изменни-

[259]

ками, Чжу Юань-чжан одновременно осуществил серьезную перестройку центральных органов управления. Он упразднил пост канцлера, а затем вообще ликвидировал «Верховную палату», долгое время служившую своего рода кабинетом министров при феодальных монархах Китая. Функции этого органа, восстановление которого впредь было строго запрещено, отныне переходили лично к императору.

Успехам централизаторского курса способствовало ослабление в результате предшествующих народных восстаний группировки крупных китайских феодалов. Многие крупные помещики погибли, средние же и мелкие нуждались в сильном государстве.

Активную роль в процессе централизации системы управления сыграла конфуцианская идеология. Реформированная при Сун, она временно ослабила свои позиции в период монгольского господства. С приходом династии Мин конфуцианские доктрины снова стали надежным идейным орудием укрепления императорской власти. Известные конфуцианские ученые, знатоки древних книг, с самого начала формулировали основные принципы политики минского двора.

Явным противоречием централизаторскому началу в деятельности Чжу Юань-чжана было создание им института «удельных» князей из сыновей и внуков императора, насчитывавших к концу его царствования несколько десятков человек. За каждым из них с рождения закреплялся «удел». По достижении совершеннолетия князья переезжали туда на жительство, получая часть местных налоговых поступлений.

Минские «уделы» в отличие от европейских являлись условным пожалованием без права гражданской и судебной власти. Однако «удельным» князьям были даны значительные военные полномочия. При их резиденциях-ставках учреждался штат придворных и охранные войска. Эти резиденции становились подобием императорского двора. Еще при жизни Чжу Юань-чжана многочисленные принцы крови стали плести интриги друг против друга и повели скрытую борьбу за наследование престола. Лишь суровый нрав основателя династии удерживал его отпрысков от открытых распрей и междоусобиц.

После смерти Чжу Юань-чжана группа придворных, минуя сыновей императора, возвела на престол его внука Хой-ди. Молодой император вместе с частью сановников решил ликвидировать княжеские «уделы». В ответ осенью 1399 г. один из наиболее влиятельных князей, Чжу Ди, поднял мятеж против нового государя.

Чжу Ди был четвертым сыном Чжу Юань-чжана. Его «удел» находился на севере страны с резиденцией в Пекине. Сам он приобрел солидный военный опыт и влияние в пограничных войсках, неоднократно участвуя в походах против монголов. Возглавив мятеж, Чжу Ди двинулся из своей базы на юг, на столицу империи. В четырехлетней войне против армии императорского двора он одержал победу. В 1403 г. его войска взяли Наньцзин. Император Хой-ди бесследно исчез во время штурма города; Чжу Ди провозгласил себя императором под девизом Юнлэ (1403—1424). Утвердив свою власть и сделав столицей сначала Наньцзин, а затем, с 1421 г.,— Пекин, он восстановил в стране режим политической централизации.

[260]

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 259-260.

Рубрика: