Восточная Римская империя (Каплан, 2011)

Когда Константин, едва восстановив Римскую империю, решил создать новую столицу на берегах Босфора, на месте древнего греческого городка Византия, он был вынужден решать ряд проблем. Речь в первую очередь шла о том, чтобы улучшить защиту страны на двух наиболее опасных рубежах: на Дунае, через который беспрестанно переправлялись враждебные племена, где усилились готы, все более угрожавшие безопасности страны, и на Евфрате, где после появления в 226 году Сасанидской династии граница подвергалась непрерывному давлению со стороны персов. Возникновение нового «форпоста» на стыке Европы и Азии позволяло достаточно быстро вмешаться в назревающий конфликт. Кроме того, речь шла и о том, чтобы приблизиться к наиболее процветающим регионам: если Балканы не сумели избежать опустошения городов в III веке, то в Малой Азии и еще в большей степени в Сирии-Палестине и Египте в то время наблюдался непрерывный экономический рост, сопровождаемый развитием городской цивилизации.

Сам Константин был римлянином с Запада, и, прежде чем подчинить Восток, он после сражения с Максенцием у Мульвиева моста (лат. Pons Milvius) (312 г.) воссоединил римский Запад. Однако «кинетическая энергия» Римской империи сосредоточилась на Востоке, где возникла и откуда распространилась новая религия — христианство, — культ, разрешенный Константином в 313 году. Император в 325 году даже попытался унифицировать церковное учение и церковь и с этой целью созвал Первый (Вселенский) Церковный собор в Никее, а незадолго до своей смерти в 337 году принял крещение. Он не хотел создавать новую империю. Восточная Римская империя возникла постепенно. В течение всего IV века желание сохранить целостность Римской империи было довольно сильным; Феодосий I был последним, кто сумел воссоединить империю, но после его смерти в 395 году окончательно оформилось разделение страны на две части. Иллюзия единства империи поддерживалась в основном законами, принятыми в одной части страны и считавшимися обязательными для исполнения в другой.

Запад страны постоянно подвергался германским вторжениям, при этом Восток не оказывал Западу какой-либо помощи. Первый серьезный удар по восточной части страны был нанесен с Востока вестготами. 9 августа 378 года император Валент был убит в ходе сражения при Адрианополе. Враги находились уже в воротах Константинополя, но восточная часть империи сумела отбросить вестготов на Запад, где они закрепились в Испании и заняли территорию Галлии вплоть до Луары. Когда готы добрались до Испании, она уже была разграблена вандалами; в результате весь Запад был захвачен германцами, и в западной части империи, неспособной сдержать их натиск, назревал кризис, продолжавшийся вплоть до падения Рима в 476 году под ударами Одоакра, который отослал на Восток, в Константинополь, императорские регалии.

На Востоке же шли оживленные дебаты по поводу того, как относиться к тем, кого традиционно считали варварами. Их присутствие в империи не было новостью, так как именно из них римские власти вербовали элиту своих войск. Эти варвары стали народами, присоединенными к империи; они получали земли, а их элита быстро начала занимать ключевые политические позиции. Для одних прирожденных римлян, веривших в цивилизаторское превосходство империи, это был шанс «влить свежую кровь» и заселить сельские регионы Балкан. У других римлян увеличение численности и новое положение варваров порождало ощущение смертельной опасности, которую можно отразить, двумя способами: истребить пришельцев или отослать их подальше от империи. Остготы, поселившиеся в Паннонии по распоряжению Маркиана около 450 года н.э., оказались втянутыми во внутреннюю борьбу империи незадолго до того, как Зенон направил Теодориха завоевывать Италию.

Хотя Восток не выпускал Запад из поля своего зрения, было ясно, что он все сильнее отчуждается. Началом этого процесса послужило основание новой столицы: около 410 года Феодосий II приказал построить новую городскую стену, что позволило удвоить (700 гектаров) площадь города Константина; в V веке в Константинополе проживало более двухсот тысяч жителей, и он стал соизмеримым по численности населения с Антиохией и Александрией. Император почти постоянно находился там. В Константинополь пригласили римских сенаторов, содержание которых щедро оплачивали; вокруг префекта претория сформировалась мощная администрация, был обеспечен надежный контроль практически над всеми провинциями; города продолжали оставаться центрами государственной власти.

Восточная Римская империя стала христианской. Константин уравнял христианство с другими религиями; при Феодосии это была фактически единственная разрешенная религия. Восток стал театром, на сцене которого происходили ожесточенные дебаты, приведшие к оформлению православной веры на церковных соборах. Христианизация произошла относительно быстро, главным образом в городах. Епископы были выходцами из правящего класса; они разделяли его вкусы и культуру, основанные на литературе и философии Античности. Этим объясняется тот факт, что христианство сумело быстро вписаться в систему римских нравов и обычаев общества.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 8-12.