Толедо - христианский город
Ворота Толедо. XIV в.
Взятие Толедо христианами воспринималось как огромная победа и трактовалось как начало конца мусульман в Испании. Однако в самом городе изменения не были видны сразу же. К христианским арабоговорящим жителям («мозарабы»), к мусульманам и евреям добавились кастильцы и «франки», то есть жители других регионов королевства и иностранцы, в частности, с юга Франции. Каждая группа получила свой детальный свод прав и привилегий.
С середины XII века Толедо снова стал большим культурным центром. Присутствие ученых и грамотных людей, способных читать по-арабски и по-древнееврейски, а также по-латыни, наличие богатых библиотек все это привлекало учеников со всей Европы. Интерес к точным и естественным наукам — химии, астрономии, медицине — быстро создал Толедо репутацию несколько ортодоксального города, тогда как в XIII и XIV веках в Северной Европе он считался центром магии, оккультизма, некромантии и запрещенных знаний.
Лицо города начало меняться в первой половине XIII века, но город не повернулся спиной к своему прошлому, и его ремесленники создали искусство, в котором были гармонично соединены христианские и исламские влияния; оно получило название искусство мудехар. При правлении Альфонса X, любившего жить в городе и собирать здесь кортесы, христианские, еврейские и мусульманские ученые продолжали свою работу и оставили оригинальные произведения, а также переводы на испанский и иврит. Город познал тогда период расцвета, и еврейская община Толедо, давшая королям столько ученых, медиков и финансистов, стала самой процветающей в королевстве.
Затем Толедо несколько сдал позиции. Сначала его поразила Великая Чума, затем гражданская война, город был вынужден выдерживать осады в 1368 и 1449 годах. Мощная еврейская община подверглась нападкам в 1355 и в 1391 годах, а в июне 1449 года был принят «Sentence-statut» против новых христиан, который ограничивал доступ обращенных (conversos) к общественным местам. Под властью католических королей, несмотря на запрет архиепископа Алонсо Карильо (1446—1482), Суд инквизиции обосновался в городе Тахо в 1485 году. Семь лет спустя последние евреи вынуждены были покинуть королевство, а через десять лет, в свою очередь, исчезли и мусульмане.
В XVI веке, благодаря торговле с Америкой, Толедо снова познал период своего расцвета.
Рюкуа А. Средневековая Испания / Аделина Рюкуа. – М., Вече, 2014, с. 61-63.