Тлателолько
Тлателолько был основан через 12 лет после Теночтитлана отделившейся группой ацтеков, переселившейся на северо-восток в Шальтелолько, в переводе означающем «на холме песка». Шальтелолько был одним из болотистых островов, расположенных на озере Тескоко. Там и прежде обитали группы, связанные с Теотиуаканом и тепанеками. Со временем это поселение стало известно как Тлателолько. По мнению ряда других учёных, его название происходит от слова «тлатолли», означающего в переводе «возвышенное место».
Тлателолько и Теночтитлан возникли практически в одно и то же время, и их развитие шло параллельно. Они были соперниками, пока Ашайакатль, правитель Теночтитлана, не напал и не разбил Тлателолько в 1473 году. После этого Тлателолько вошёл в состав Теночтитлана.
Первоначально этот город занимал площадь в 20 квадратных миль. В настоящее время Тлателолько является кварталом Мехико, а его центром — так называемая площадь Трёх культур. Своё название эта площадь получила потому, что Тлателолько является наглядным примером процесса слияния культур, приведшего к появлению такого народа, как мексиканцы. На площади стоят в окружении многочисленных современных мексиканских зданий руины ацтекских храмов, церковь, памятник колониального периода, и монастырь Сантьяго, построенный священником Хуаном де Торквемадой. В доиспанский период на территории Тлателолько располагались культовый комплекс, где главным строением была типичная двойная пирамида, похожая на Великий храм Теночтитлана, и самый крупный в Месоамерике рынок. Также там были пирамиды меньшего размера, храмы и рынки, разбросанные по разным кварталам.
Одной из особенностей Тлателолько является то, что в нём, по-видимому, не было такой монументальной архитектуры, как в остальных ацтекских городах. Он находился слишком далеко от Койоакана, места, где было построено большинство крупных памятников, а также в течение длительного времени являлся независимым городом. К тому же Тлателолько вошёл в состав Теночтитлана в период правления Ашайакатля, императора, положившего начало строительству огромных сооружений. До него ацтекской архитектуре не была свойственна массивность. Также следует учесть и то, что в Тлателолько основным строительным материалом было, возможно, дерево, не отличающееся долговечностью. Не исключено, что использовались и другие непрочные материалы, и поэтому сейчас трудно определить, какие архитектурные сооружения в Тлателолько были возведены до его включения в состав Теночтитлана. Как бы то ни было, Тлателолько являлся неотъемлемой частью ацтекской метрополии и процветал даже после его насильственного присоединения к Ацтекской империи.
Как и в остальных городах империи, в Тлателолько были алтари, храмы, дворцы, сады, рынки и каналы. Один такой алтарь, расположенный у северной двери церкви Сантьяго, памятника колониальной эпохи, был сооружён из человеческих челюстей. В культовом комплексе подобные алтари встречаются повсюду. Ряд других строений навевают воспоминания о Чичен-Ице и Теотиуакане. Одно из зданий, в котором прослеживаются следы влияния Чичен-Ицы, имеет четыре лестницы, обращённые в разные стороны света. Оно, как полагают, находилось посреди площади и использовалось для проведения религиозных обрядов, во время которых жрецы направляли дым от ладана по сторонам света. Именно поэтому здесь нет алтаря. Подобное влияние и не удивительно, ведь люди жили в Тлателолько и прежде, и они заимствовали стили у других групп.
Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 313-314.