Бурятская АССР
БУРЯТСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Бурятия, - в составе РСФСР. Расположена в Восточной Сибири, к Югу и Востоку от озера Байкал. Образована 30 мая 1923 года. Площадь 351,3 тысяч км2. Население 673 326 человек (1959) (буряты, русские, эвенки и др.). Городское население 276 478 человек, сельского - 396 848 человек. В Бурятии - 20 сельских районов, 5 городов, 13 поселков городского типа. Столица - город Улан-Удэ.
На территории Бурятии открыты археологические памятники, самые ранние из которых относятся к верхнему палеолиту (25-15 тысяч лет назад). Люди в то время занимались охотой и собирательством, жили в условиях первобытной общины. В период неолита появились лук и стрелы, гончарное производство, наряду с охотой люди стали заниматься рыболовством. В период бронзового века жители Бурятии разводили домашних животных, освоили литейное дело, имели связи с Китаем, Средней Азией и скифами Восточной Европы; у них существовали патриархально-родовые отношения.
С 3 века до н. э. и до 11 века н. э. на территории Бурятии существовали и сменяли друг друга недолговечные племенные союзы кочевников и раннефеодальные государства: гуннов, сяньби, жужан, уйгуров, курыкан, кыргызов, киданей. В начале 13 века все Прибайкалье и Забайкалье было занято монголо-язычными племенами. Здесь обитали также эвенкийские племена. Основные бурятские племена - булагаты, эхириты, и хоринцы - существовали задолго до 13 века. В 17- 18 веках они сложились в народность и имели свой общий язык, но не образовали государства. Основу хозяйства бурят составляло экстенсивное скотоводство. В некоторых районах они сеяли просо, гречиху и ячмень, занимались охотой и рыболовством, ремеслами, вели меновую торговлю с соседними сибирскими народами, с Китаем и Монголией; жили в войлочных и деревянных юртах. К 17 веку классовое расслоение у бурят привело к разложению первобытнообщинного строя и развитию патриархально-феодальных отношений; усиливалась имущественная дифференциация, появлялись социальные группы и эксплуататорская верхушка во главе с князцами. У бурят существовало шаманство. В конце 17 века из Тибета и Монголии проникает буддизм (ламаизм), получивший в 18-19 веках широкое распространение у забайкальских бурят. Центрами ламаизма являлись буддийские монастыри - дацаны.
В начале 17 века в Бурятии появляются первые русские казачьи отряды, дружественно встреченные бурятами. Продвижение казаков сопровождалось строительством опорных пунктов - острогов, вокруг которых селились русские пашенные крестьяне, служилые и промысловые люди, переселявшиеся в Сибирь из центральной России. К середине 17 века завершилось включение в состав России Западной Бурятии, во 2-й половине 17 века - забайкальских бурят. Вхождение Бурятии в состав России оказало прогрессивное влияние на ее дальнейшее экономическое, политическое и культурное развитие. Буряты восприняли от русских пашенное земледелие, орудия и навыки земледельческого хозяйства, элементы оседлого быта и более высокую культуру. В свою очередь они передали русским крестьянам накопленный столетиями опыт скотоводства в суровых условиях Сибири. В бурятском обществе ускорилось разложение патриархально-родовых и развитие феодальных отношений, лучшие земли захватывались нойонами и богатой верхушкой улуса, владевшей большей частью скота. Усилилось классовое расслоение бурят. У русского населения в Бурятии, как и во всей Сибири, существовали феодальные отношения, которые, однако, выражались в зависимости русских пашенных крестьян не от помещиков, а от крепостнического государства и монастырей, выступавших в качестве феодальных землевладельцев. Основную массу населения Бурятии в 17 - 1-й половине 18 веков составляли «государевы пашенные крестьяне». Их главной государственной повинностью была обработка «государевой пашни». Во 2-й половине 18 века все эти категории крестьян были зачислены в разряд государственных. У эвенков существовали патриархально-родовые отношения с зачатками имущественного расслоения. Русские крестьяне, буряты и эвенки восставали против жестокой эксплуатации и произвола царских чиновников, монастырей, купцов-ростовщиков. В 1658 году вспыхнули волнения бурят в Балаганской степи. В 1696 году восставшие крестьяне и служилые люди с участием бурят захватили Братский острог. В том же году забайкальские казаки и стрельцы выступили против иркутского воеводы и подвергли осаде Иркутский острог.
Во 2-й половине 18 - 1-й половине 19 веков происходил рост товарно-денежных отношений в Бурятии. В 60-70-х годах 18 века в Забайкалье окончательно исчезла система «государевой пашни» и хлебных оброков. Буряты стали платить ясак деньгами. Усилились связи крест. х-в с рынком. Эвенки переходили от звероловства к кочевому скотоводству и земледелию. С освоением края русским населением зарождалась промышленность, расширялась внутренняя и внешняя торговля с Монголией и Китаем через Кяхту. К 1760 году кяхтинская торговля составляла 67 % общего оборота торговли России со странами Азии. По «Уставу об управлении инородцами» (1822) в бурятских ведомствах были учреждены степные думы во главе с тайшами. Во 2-й половине 19 века в Бурятии росла добыча золота. В 80-х годах в Иркутской губернии, Забайкальской области и Олекминском округе ежегодно добывалось до 890 пудов золота, из них на территории собственно Бурятии - от 24 до 34 пудов. В 1863 году в Забайкальской области было 61 предприятие (кожевенные, мукомольные, стекольные, по добыче и переработке серебряно-свинцовых руд и др.), а в 1900 году - 119 предприятий. Проведение Сибирской железной дороги способствовало дальнейшему росту промышленности. В 1900 году было открыто движение от Иркутска до Байкала и от Мысовой до Сретенска. Рост промышленности оказал влияние на развитие сельского хозяйства, на поднятие его товарности. Хозяйство иркутских бурят приняло земледельческо-скотоводческое направление. В хозяйстве забайкальских бурят основное значение сохраняло скотоводство. Усилился процесс оседания. В конце 19 века не имели оседлых домов 16% бурят.
В конце 18 века в Бурятии возникли первые школы, в 1-й половине 19 века - бурятские училища. Под влиянием русской культуры развивалась культура бурятского народа, из бурят вышли первые деятели просвещения и науки: педагог Я. А. Болдонов, ученый-востоковед Д. Банзаров, филолог Г. Гомбоев, этнограф М. H. Хангалов, исследователь Тибета Г. Ц. Цыбиков, историк М. H. Богданов, фольклорист Ц. Ж. Жамцарано и др. Из эвенков вышел писатель и этнограф Г. С. Гантимуров. Однако заметных сдвигов в культурном развитии Бурятии до революции не произошло. По переписи 1897 года грамотных среди бурят насчитывалось 7,2%, а среди женщин - 0,7%.
В Сибирь и Забайкалье ссылались деятели русского революционно-освободительного движения: А. Н. Радищев, декабристы, петрашевцы, народники, социал-демократы, оказавшие влияние на развитие революционного движения в Бурятии. В 1-й половине 19 века в Бурятии происходили волнения мастеровых и крестьян, приписанных к казенным заводам, и рабочих золотых приисков. В 60-70-х годах началась стачечная борьба в Сибири. В 80-90-х годах происходили многочисленные стачки главным образом на золотых приисках.
В конце 19 - начале 20 веков в Бурятии были проведены волостная реформа, резко усилившая административно-полицейский гнет, и землеустройство, ограничившее землепользование бурят крайне небольшим в условиях Бурятии наделом - 15 десятин на мужскую душу. У иркутских бурят было изъято в колонизационный фонд 53% их земель, у забайкальских - 36%. Реакционные мероприятия царизма вызвали широкие волнения бурят. В феврале 1904 года в бурятских ведомствах Забайкалья было объявлено военное положение. В период революции 1905-1907 годов революционное движение рабочих и крестьян Бурятии возглавляли Верхнеудинская и Мысовская группы большевиков. В ноябре рабочие и служащие Забайкальской железной дороги установили явочным порядком 8-часовой рабочий день. На всех крупных станциях были созданы стачечные комитеты и сформированы рабочие дружины. Вся линия от Мысовой до Сретенска находилась в руках рабочих и солдат. Русские и бурятские крестьяне захватывали кабинетские и монастырские земли, рыбные промыслы архиерейского дома на Байкале, отказывались от податей и повинностей. Поднялось национально-освободительное движение бурят. В 1905 году в Верхнеудинске, Чите и Иркутске состоялись съезды бурят, на которых выдвигались требования о создании органов местного самоуправления, оформлении землевладения и землепользования бурят, преподавании на родном языке. Однако съезды проходили под влиянием буржуазных националистов, выражавших интересы нойонства, кулачества и ламства. В 1-ю мировую войну буряты-казаки были призваны на фронт, тысячи бурят мобилизованы на тыловые работы. В период Февральской революции возникли Советы рабочих и солдатских депутатов в Верхнеудинске, Троицкосавске, Тарбагатайских копях и Мысовске. В деревнях были организованы волостные, сельские и станичные комитеты. Среди бурятского населения создавались национально-административные единицы - аймаки, хошуны и сомоны. В период подготовки и проведения Октябрьской революции активное участие в работе Иркутского комитета РСДРП(б) принимала группа бурят-большевиков.
В феврале 1918 года в Бурятии была установлена Советская власть; национализированы транспорт и часть промышленных предприятий, установлен рабочий контроль и 8-часовой рабочий день, конфискованы кабинетские и монастырские земли. Летом 1918 года Советская власть в Сибири была свергнута. В Забайкалье установилась власть ставленника интервентов атамана Семенова. В августе 1918 года Бурятия была оккупирована японскими интервентами, с апреля 1919 года - американскими войсками. Белогвардейцы и оккупанты установили режим террора. В Бурятии развернулось партизанское движение (бурятский отряд П. С. Балтахинова и другие). 2 марта 1920 года части Красной Армии при поддержке партизан освободили Верхнеудинск. Западная Бурятии вошла в состав РСФСР, восточная часть - в Дальневосточную республику (ДВР). 27 апреля 1921 года в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская АО. 9 января 1922 года постановлением ВЦИК образована Бурят-Монгольская АО РСФСР. После изгнания интервентов с Дальнего Востока в ноябре 1922 года ДВР была упразднена и 30 мая 1923 года обе бурят автономные области объединились в Бурят-Монгольскую АССР с центром в Верхнеудинске.
За годы социалистического строительства Бурятия стала индустриально-колхозной республикой. Заново была создана крупная промышленность. В период довоенных пятилеток валовая продукция крупной промышленности увеличилась по сравнению с 1913 годом в 20 раз. Если в 1923 году на легкую и пищевую промышленность приходилось 85% промышленной продукции, то уже в 1937 году 2/3 продукции вырабатывала тяжелая промышленность, хотя производство предметов потребления возросло за этот период в 17 раз. Были построены десятки промышленных предприятии (паровозо-вагонный и стекольный заводы, мясоконсервный комбинат и др.), создана энергетическая база. Возникли угольная промышленность, машиностроение. Выросли кадры рабочих, инженеров и техников из коренного населения. Массовая коллективизация в Бурятии началась в 1930 году. К концу 1934 года колхозы объединяли 73,8% крестьянских хозяйств, обрабатывали 91,2% всего посева и имели 88,3% поголовья скота (включая скот колхозников). С 1935 по 1941 годы в колхозах поголовье крупного рогатого скота увеличилось почти в 2 раза, овец и коз - почти в 3 раза. Общая посевная площадь республики увеличилась в 1940 году по сравнению с 1923 годом в 3 раза.
В Бурятии произошла культурная революция, неграмотность населения, а также патриархально-родовые пережитки были в основном ликвидированы, создана национальная народная интеллигенция. Буряты сложились в социалистическую нацию.
В годы Великой Отечественной войны 19 воинов из Бурятии получили звание Героя Советского Союза, свыше 35 тысяч человек было награждено орденами и медалями. За годы войны в промышленное строительство было вложено в 5 раз больше средств, чем в первую пятилетку (1929-1932).
В 1957 году Бурятия выделена в экономический административный район и создан совнархоз этого района. В 1959 году в Бурятии работало 235 крупных промышленных предприятий, представляющих более 25 отраслей производства. В 1960 году валовая продукция крупной промышленности увеличилась в 68 раз по сравнению с 1913 года, а численность рабочих более чем в 28 раз. В 1959 году доля промышленности в валовой продукции народного хозяйства превысила 80% против 10% в 1923 году. Быстро развивается сельское хозяйство. Бурятия стала крупной базой тонкорунного овцеводства на Востоке страны.
В 1960 году в Бурятии было свыше 700 общеобразовательных школ, в которых насчитывалось свыше 116 тысяч учащихся; 2 вуза.
7 июля 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР переименована в Бурятскую АССР. За достигнутые успехи в хоз. и культурном строительстве и в ознаменование 300-летия добровольного вхождения Бурятии в состав России республика в 1959 году награждена орденом Ленина.
В Бурятии выходят газеты: "Правда Бурятии" на русском языке и "Бурят унэн" на бурятском языке.
Исторические учреждения: отдел истории, этнографии я археологии Бурятского комплексного научно-исследовательского института, исторический факультет педагогического инсьтитута, Кяхтинский краеведческий музей имени академика В. А. Обручева, Улан-Удзнский краеведческий музей имени M. H. Хангалова, Государственный архив Бурятской АССР.
Н. Р. Мангутов. Улан-Удэ.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.
Литература:
История Бурят-Монг. АССР, т. 1, 2 изд., Улан-Удэ, 1954; История Бурят. АССР, т 2, Улан-Удэ, 1959; Богданов М. Н., Очерки истории бурят-монг. народа, Верхне-удинск., 1926; Окладников А. П., Очерки из истории зап. бурят-монголов, Л., 1937; Кудрявцев Р. A., История бурят-монг народа, М.-Л., 1940; Хаптаев П. Т., Бурят-Монголия в период Октябрьской социалистич революции, (Иркутск), 1947; Буянтуев Б. R. и Раднаев Г. Ш., Советская Бурят-Монголия (экон.-геогр. обзор), Улан-Удэ, 1957; Борьба за власть Советов в Бурят-Монголии. Сб. докум. мат-лов, Улан-Удэ, 1957, 300 лет нерушимой дружбы. Сб. ст., Улан-Удэ, 1959.