Аркадия (Редис, 1993)

АРКАДИЯ. Центральный горный район греческого Пелопоннеса, по преданиям — место обитания бога Пана, дикая область, которая позже была идеализирована как страна пасторальных поэзии и песен, с нимфами и сатирами, пастухами, их возлюбленными, живущими в идиллии и наивной простоте. Аркадия в этом смысле является декорацией для «Идиллий» Феокрита (хотя пейзаж, который он описывает, больше соответствует Сицилии и южной Италии), для эллинистических романов, таких как «Дафнис и Хлоя», и для «Эклог» Вергилия. Пасторальные мотивы бурно развивались в эпоху Возрождения после распространения «Аркадии» Якопо Саннадзаро (1481). «Влюбленный пастух» Марло, «Как вам это понравится» Шекспира, «Календарь пастуха» Спенсера «Комус» и «Люсидас» Мильтона, «Адонаис» Шелли,— все это вариации на одну и ту же тему, так же как и «Крестьянская кантата» Баха, «Дафнис и Хлоя» Равеля и «Сильвия» Делиба. Идиллические ландшафты Пуссена и Клода — это тоже Аркадия, как и парковое искусство 18-го века. Общество «Аркадия» было основано в Риме в 1690 году королевой Швеции Кристиной в ее уединении; оно стало первым из множества подобных. Это продолжалось два столетия. Аркадия все еще появляется в романах Форстера, и, возможно, желание общества избежать урбанизации приводит к идеализации «естественной» жизни. Слова «Я тоже родился в Аркадии» впервые встречаются как название картины Гверчино, более известной по двум копиям Пуссена, на которой изображены аркадские пастухи, взирающие на череп и могилу, возможно могилу Дафниса, который умер из-за любви, как писал Вергилий в «Эклогах». Эти слова можно перефразировать как «Я тоже жил в Аркадии», т. е. знал лучшую жизнь,— такая трактовка была распространена в немецкой романтической поэзии.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 29.

Рубрика: