Норвегия в древние времена
Родоплеменной строй на территории Норвегии (до конца 8 века). Древнейшие следы человека на территории Норвегии (культуры Комса и Фосна) восходят к послеледниковому периоду. В период отступления ледника сложился своеобразный, преимущественно гористый ландшафт Норвегии, с бесчисленными глубокими фьордами и быстрыми реками. Со времени верхнего палеолита население жило главным образом вдоль моря, занимаясь охотой, рыболовством, на Севере - добычей тюленей. Одной из особенностей мезолита в Скандинавии было преобладание изделий из кости и рога, обрабатывавшихся при помощи кремня («век кости и камня»). От этого периода сохранились кьёккенмединги - огромные скопления раковин, костей животных и птиц, которыми питались первобытные жители Норвегии. Многочисленные наскальные рисунки, изображающие стада оленей, - свидетельство охотничьего образа жизни. В эпоху неолита произошло смягчение климата, шире распространились поселения (от 3-го тысячелетия до н. э. сохранились дольмены). Население Южной Норвегии уже было знакомо со скотоводством и примитивным земледелием; в Северной Норвегии по-прежнему жили лишь охотники и рыболовы («арктический каменный век»).
Бронзовый век (с середины 2-го тысячелетия до н.э.) был в Норвегии своеобразен - изделий из бронзы здесь найдено очень мало (на Севере и в горах удерживалась культура неолита). Ухудшение климатических условий в середине 1-го тысячелетия до н. э. и переход к культуре железа сопровождались развитием земледелия, переходом населения к более прочной оседлости. В этот период на территории Скандинавского полуострова уже расселились германские племена, потеснившие местное население - саамов, которые сохранились впоследствии лишь в Северной Норвегии. Связи их с другими народами Европы, торговля с Римом способствовали подъему хозяйства и культуры жителей Норвегии. В первые века н. э. у скандинавов появляется руническое письмо, употреблявшееся ими в течение всего 1-го тысячелетия.
Руны
В период Великого переселения народов на территории Скандинавского полуострова появляются новые германские племена (ругии, хорды); скандинавские воины участвуют в нападениях на Римскую империю. Растет могущество воинственной родовой знати. Несмотря на преобладание в Норвегии поселений хуторами, жителей соседних районов - фюльков (буквально «племя») уже объединяли собрания - тинги, на которых решались судебные и другие дела, вырабатывалось общее право. Родовой строй в Норвегии все более изживался, хотя процесс этот шел здесь намного медленнее, чем у народов Центральной и Южной Европы.
Начало генезиса классового общества ("эпоха викингов"; кон. 8 - нач. 11 вв.). Переходный период от доклас. строя к классовому ознаменовался широкой внеш. экспансией, походами норманнов (викингов). Торговля, грабеж, переселения на новые земли, завоевания, дальние мор. плавания характеризуют этот период. Норвежцы заселяют Исландию и другие острова Северной Атлантики, переселяются в захваченные районы Англии и Ирландии, участвуют в завоевании Северной Франции. В походы наряду с вождями и знатью отправлялись и рядовые свободные - бонды. Отлив части населения, в особенности из Южной и Западной Норвегии, несколько тормозил становление в Норвегии классового общества, но вместе с тем усиливалась знать, росли ее богатства, награбленные в других странах или доставлявшиеся с Запада и Востока купцами; наконец, факт отрыва многих норвежцев от родины свидетельствует о далеко зашедшем кризисе родоплеменного строя. В «эпоху викингов» начинается политическое объединение Норвегии: конунгу Харальду Хорфагеру (Прекрасноволосому) на рубеже 9 и 10 веков удается подчинить себе правителей отдельных областей, и хотя при его потомках власть конунгов оставалась непрочной и сохраняла черты власти вождя племенного союза, страна уже не распадалась полностью на самостоятельные части. С конца 10 века началась христианизация Норвегии. Усиление королевской власти и церкви начинается при Олафе Харальдсоне (1016-1028), лишившемся, однако, норвежского престола в борьбе с Кнудом Датским: гибель Олафа во время восстания знати и бондов Северо-Западной Норвегии (Трённелага) в 1030 году была умело использована церковью, провозгласившей культ святого Олафа в целях поднятия авторитета королевской власти.
А. Я. Гуревич. Москва,
В. В. Похлебкин. Подольск.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.