Силла: расцвет культуры
Расцвет Силлы в VII—VIII веках. Корейская культура. Объединение большей части полуострова в одно государство привело ко многим важным последствиям. Одним из них было окончательное утверждение феодальных отношений. Это обстоятельство способствовало подъёму экономической жизни в стране. Покинутые населением земли стали вновь обрабатываться. Употреблялись более совершенные земледельческие орудия. Развились ремёсла, в частности те, которые были призваны удовлетворять выросшие потребности двора, знати и чиновничества: производство дорогих тканей, украшений, предметов домашнего обихода. Стала развиваться не только внутренняя, но и внешняя торговля, прежде всего с Китаем и Японией. Из Китая в Корею проникали даже арабские купцы. Арабские источники этого времени упоминают о Силле, как о богатой стране.
Среди городов Силлы первое место занимала столица государства — Кёнчжу (позднее — город Кымсон) в нынешней провинции Северный Кёнсандо. Судя по сохранившимся описаниям, это был большой город, разделённый прямыми перекрещивающимися улицами на кварталы, которых в период наибольшего расцвета города — в VIII веке — насчитывалось 1360. В центре города находился «Лунный замок» — так назывался главный дворец, окружённый большим числом меньших дворцов, павильонов и беседок. На территории дворцового района находилась славившаяся во всей Восточной Азии и созданная ещё в начале VII века. «Башня для наблюдения звёзд» — древнейшая в Восточной Азии астрономическая обсерватория. Как это вообще характерно для городов-крепостей в Корее, столица была расположена в котловине, окружённой горами, по которым вилась внушительная каменная стена с башнями-фортами.
От той эпохи сохранилось много предметов. Среди них — золотые украшения для головных уборов, серьги, кольца, застёжки; зеркала из полированного металла с литым узором на обратной стороне; медные курильницы и чаши; всевозможные керамические изделия, разные украшения из яшмы; оружие—мечи, ножи, копья, и, наконец, ткани — шёлк и парча. Об искусстве литья в Корее свидетельствуют колокола, отливавшиеся для буддийских храмов. На всю Восточную Азию славился колокол в одном из храмов корейской столицы, отлитый в середине VII века. Диаметр его равнялся 7 ½ корейским футам (более 2 метров).
Замечательные образцы рельефной скульптуры сохранились на стенах пещерного храма Соккуль-ам на горе Тхохамсан, неподалёку от столицы Силлы. По своей конструкции и скульптурному оформлению этот храм очень близок к знаменитому пещерному храму Аджанте в Индии. Особенно выделяется большая, около 2 ½ метров в высоту, статуя Будды, сидящего на лотосе. Сохранилось имя художника Сор Ге, писавшего свои картины настолько реалистично, что, как образно говорит предание, птицы принимали сосны на его картине за подлинные.
Необходимо отметить и распространение образованности. В столице и других крупных городах страны были созданы школы, в которых изучались китайская письменность, китайские кодексы, историческая литература и поэзия. В конце VII в. появилась первая система корейской письменности — так называемое письмо иду. Знаками этого письма служили китайские иероглифы, но они применялись как буквы слогового, т. е. фонетического» алфавита.
Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 50-51.