Киевская Русь: политическая история
Политическая история Киевской Руси известна благодаря древнерусским летописям, составленным в конце 10-12 веках в Киеве и Новгороде монахами, близкими к княжеским верхам, почему в них и сообщается в основном лишь история князей. По данным начальной части летописи, первым князем Киевской Руси был легендарный Кий (основавший Киев), известный армянскому историку 7 века Зенобу Глаку и живший, по ряду косвенных данных, в 6 веке. Первые датированные сообщения летописи начинаются с 852 года. 60-е годы 9 века рассматриваются в летописи совместно с историей западных и южных славян. Позднее в летопись была добавлена легенда о призвании варягов (862) во главе с полулегендарным князем Рюриком. По той же легенде, два боярина, бывшие в подчинении у Рюрика, - Аскольд и Дир в 862 году двинулись на Царьград по Днепру, подчинив по дороге Киев. По смерти Рюрика власть перешла варяжскому конунгу Олегу (умер в 912 году), который, расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883-885 годы подчинил древлян, северян, радимичей и в 907, 911 годы (первая достоверная дата летописи) совершил походы на Византию. Игорь продолжал активную внешнюю политику Олега. В 913 году через Итиль он прошел все западное побережье Каспия, дважды (941-944) нападал на Византию. Непомерные требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одна из первых на Руси приняла христианство. Она упорядочила управление на местах (так называемые «становища») и вынуждена была установить нормы дани («уроки»). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964-972) обеспечил Киевской Руси свободу торговых путей на Восток, через земли волжских болгар и хазар, упрочил международное положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном море и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от Завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит в бою с печенегами. Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента - брата Олега древлянского (977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич, с помощью варягов двинулся на Киев. Ярополк был убит, и Владимир стал великим князем (980-1015). Настоятельная необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося феодализма - христианством, побудила Владимира ввести его на Руси в форме византийского православия. Христианство обосновывало классовое общество и укрепляло тем самым положение господствующего класса. Поэтому первыми восприняли христианскую религию социальные верхи, народные массы еще долго держались языческих верований (см. Крещение Руси). Княжение Владимира - вершина расцвета Киевской Руси, границы которой необычайно расширились (от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей). После смерти Владимира (1015) возникла усобица между его сыновьями, в которой были убиты два из них: Борис и Глеб, причисленные позднее церковью к лику святых. Убийца - Святополк, бежал после борьбы с братом Ярославом Владимировичем, ставшим киевским князем (1019-1054). В 1021 году против Ярослава выступил Брячислав полоцкий (1001-1044), союз с которым был куплен ценою уступки ему ключевых позиций на торговые пути «из варяг в греки» - Усвятского волока и Витебска. Через 3 года против Ярослава выступил его брат - Мстислав Тмутараканский. После битвы у Листвена (1024) Киевская Русь была поделена по Днепру: Правобережье с Киевом досталось Ярославу, Левобережье - Мстиславу. Так в 20-х годах 11 века начало расшатываться ранее сплоченное государство. После смерти Мстислава (1036) единство Киевской Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по укреплению государства, устранению церковной зависимости от Византии (образование в 1037 году самостоятельной митрополии) и расширению градостроительства. При Ярославе Мудром значительно укрепились и расширились политические связи Киевской Руси с государствами Западной Европы. Помимо Византии, Польши и Норвегии, Киевская Русь имела династические и другие политические связи с Германией, Францией, Венгрией и другими государствами. Наследовавшие Ярославу трое его сыновей поделили владения отца, причем Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич - Чернигов, Всеволод Ярославич - Переяславль. Пытаясь первое время всемерно сохранять единство Киевской Руси и действуя сначала заодно, Ярославичи не смогли все же предотвратить феодального распада Киевской Руси. Положение осложнилось натиском половцев (1068). После поражения Ярославичей на Альте (1068) народное ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ привел к восстанию 1068 года в Киеве, бегству Изяслава и вокняжению в Киеве по воле масс полоцкого Всеслава, изгнанного в 1069 году объединенными силами Изяслава и польских войск. Вскоре среди трех Ярославичей возникли распри, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073), который возвратился в Киев только после смерти Святослава (1076), но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (1078-1093) не смог сдержать объективных процессов распада единого государства и подчинить местных князей. Лишь под влиянием нашествий половцев (1093-1096 и 1101-1103) было создано относительно прочное временное объединение князей вокруг киевского князя для отражения общей опасности. Теперь в трех крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113) в Киеве, Олег Святославич - в Чернигове, в Переяславле - сын Всеволода Владимир Всеволодович Мономах - тонкий политик, убеждавший князей объединиться для борьбы с половцами. Созываемые им для этого съезды князей себя не оправдали (см. Любечский съезд 1097, Долобский съезд 1103 года). По смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло городское восстание. Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников (уступка восставшим), затем он усилил свои позиции, усмирив новгородцев, и посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами Киевской Руси, направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате половецкая опасность была временно ликвидирована. Несмотря на усилия Мономаха объединить Киевскую Русь, объективные исторические процессы продолжали развиваться, что выразилось прежде всего в необычайном росте областных центров - Чернигова, Галича Волынского, Смоленска и другие, тянувшихся к самостоятельности. В 1125-1132 году сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу удавалось еще сдерживать центробежные устремления частей Киевской Руси. Ему, например, принадлежал план воздействия на непокорных полоцких князей при помощи коалиции ряда князей (1128), что привело в конце концов к полной победе над полоцкими князьями и к высылке их в Византию (1129). После смерти Мстислава (1132), распавшись навсегда, Киевская Русь вступила на путь феодальной раздробленности.
Б. А. Рыбаков, Л. В. Алексеев. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.