Пушкин (ПпЛ, 1957)
Город Пушкин (бывшее Царское Село) расположен в 25 и к югу от Ленинграда. С Витебского вокзала отправляются в город Пушкин электропоезда. В Пушкине от вокзала до парков идут автобусы. В летнее время (по воскресеньям) между Ленинградом и Пушкином курсируют автобусы, отправляющиеся с Манежной площади.
Город Пушкин широко известен как прекрасное место отдыха трудящихся, летом ежедневно заполняющих его парки, а зимой приезжающих сюда покататься на лыжах и коньках.
Старинные пушкинские парки раскинулись на территории около 600 га. Разнообразные по стилям и характеру пейзажей, богатые различными древесными породами и ценными сооружениями, они представляют собой замечательное народное достояние и находятся под охраной государства.
Наибольшее историко-художественное значение и мировую известность имеют Екатерининский и Александровский парки, сохранившие все особенности русского паркостроительного искусства XVIII—XIX веков. Здесь расположено немало выдающихся памятников архитектуры, исторических монументов, декоративной скульптуры. В Екатерининском парке проводятся экскурсии на темы: «Екатерининский парк как историко-художественный памятник» и «А. С. Пушкин в Царском Селе».
Среди пригородов Ленинграда город Пушкин занимает особое место благодаря его неразрывной связи с творческой биографией великого русского поэта, имя которого город носит с 1937 года. В Царском Селе А. С. Пушкин жил шесть лет в период обучения в Лицее и летом в 1831 году. Здесь он начал свою поэтическую деятельность и в разное время написал ряд крупных произведений. На протяжении всей своей жизни поэт постоянно возвращался мысленно в «прекрасный Царскосельский сад», воспевал красоту его природы, воздвигнутые в нем памятники искусства и старины, называя его своим «Отечеством». Это двойное значение города Пушкина — великолепного архитектурно-паркового ансамбля и родины музы гениального поэта — привлекает к нему десятки тысяч туристов со всех концов Советского Союза и из зарубежных стран.
Возникновение пушкинских парков относится к первой четверти XVIII века — периоду первоначального строительства Петербурга. Когда вокруг будущей столицы Русского государства создавались загородные царские дворцы и дачи крупных вельмож, на месте нынешнего города Пушкина находилось небольшое поместье, по-фински называвшееся «Саари-мойс» (возвышенное место). С 1710 года усадьба принадлежала жене Петра I Екатерине. В 1718—1724 годы для нее был выстроен здесь первый каменный дворец и разбит регулярный сад.
Новый дворцовый комплекс получил название сначала Сарского, а затем Царского Села. Вокруг него располагались Кузьмино, Славянка, Пулково и другие деревни, населенные крестьянами-«переведенцами» из центральной России. До середины XVIII века Царское Село сохраняло типичные черты дворцового поместья петровского времени; с 1744 года началось его расширение и переустройство.
По желанию вступившей на престол дочери Петра I Елизаветы, царскосельская вотчина должна была стать парадной загородной резиденцией. Разнообразные строительные работы, проводившиеся в течение 12 лет сначала по проектам архитектора А. В. Квасова и С. И. Чевакинского, а затем по проектам знаменитого В. В. Растрелли, превратили Царское Село в великолепный дворцово-парковый ансамбль. Это было наиболее выдающееся произведение архитектурного и садово-паркового искусства в Европе середины XVIII века.
[Екатерининский царскосельский дворец]
Большой дворец (позднее названный Екатерининским), построенный в стиле русского барокко, стилистически и композиционно был связан с окружающим его парком и расположенными в разных местах павильонами — «Эрмитажем», «Гротом», «Катальной горкой» и др.
Одновременно с новыми зданиями создавались и новые садовые участки, впоследствии влившиеся в общий комплекс огромных пушкинских парков. По обе стороны Большого дворца симметрично раскинулись регулярные сады, пересеченные прямыми аллеями с фигурно подстриженными деревьями. За ними поднимались густые заросли лесных районов парков: с южной стороны — «Дикая роща», с севера — «Зверинец», в котором содержали зверей для царской охоты.
Дворец как главное звено этого ансамбля и его композиционный центр возвышался над всеми другими постройками и зелеными насаждениями.
Во второй половине XVIII века парки Царского Села продолжали развиваться, но уже на основе иных художественных принципов, характерных для русского искусства этого периода. Плеяда талантливейших архитекторов создавала постройки в стиле русского классицизма, стройные и строгие по своим силуэтам, лаконичные по художественной отделке, прекрасно гармонировавшие с живописной природой пейзажных парков. В течение 30 лет (1760—1790 гг.) в Царском Селе работали архитекторы Ч. Камерон, Д Кваренги, В. И. и И. В. Нееловы, Ю. М. Фельтен, А. Рннальди. В этот период были созданы: Александровский дворец и Лицей, «Агатовые комнаты» и Камеронова галерея, павильоны: «Верхняя ванна», «Нижняя ванна», Концертный зал и др. Одновременно создавались интересные постройки, отражавшие в своих формах характерные черты искусства других народов, главным образом китайской архитектуры.
В начале XIX столетия в разных местах Екатерининского парка появились первоклассные архитектурные и скульптурные памятники, не изменившие, однако, общего облика ранее сложившегося ансамбля.
Подверглась перепланировке обширная территория бывшего «Зверинца»— нынешняя пейзажная часть Александровского парка. Архитектор А. А. Менелас в 1820-х годах возвел здесь ряд построек в духе средневековой готики, придавших романтический характер окружающим их парковым районам.
Во второй половине XIX и в начале XX веков в пушкинских парках ничего нового не создавалось. Старинные постройки частично изменились и огрубели благодаря позднейшим переделкам.
Город Царское Село возник позднее, чем дворцово-парковый комплекс. Небольшая слобода, стихийно выросшая вокруг царскосельской резиденции в период ее строительства, состояла из трех улиц, расположенных параллельно Екатерининскому парку, и нескольких небольших пересекающихся с ними улиц и переулков.
Дальнейший рост слободы был приостановлен в 1780 году указом о создании рядом с ней нового уездного города Софии к югу от Царского Села (в сторону Павловска). В Софию, где по трем утвержденным проектам строились жилые дома и возводился большой каменный собор (архитектор Ч. Камерон), должны были переселиться все жители Дворцовой слободы. Однако этот проект не имел успеха. Через несколько лет София перестала существовать как самостоятельный город и превратилась в часть города Царское Село, основанного в 1808 году. В 1809 году архитектор В. И. Гесте разработал генеральный план города, охватывающий территорию в два раза большую, чем старая слобода.
Город имел строго регулярную планировку в виде шахматных квадратов. На границах его с двух сторон были насажены бульвары, вплотную подходящие к паркам и как бы замыкающие его в зеленое кольцо. Большие строительные работы были направлены на восстановление и перестройку обветшавших зданий и на сооружение новых, отвечающих своими художественными формами требованиям архитектуры начала XIX века. Основные постройки города, связанные с придворным ведомством, создавались по проектам архитектора В. П. Стасова, а здания для городских учреждений и жилые дома строили его ближайшие помощники — В. И. Гесте, А. М. Горностаев, С. Л. Шустов. В Софии возводились казармы для размещения царскосельского гарнизона. В дальнейшем Царское Село продолжало развиваться как привилегированный, а потому и наиболее благоустроенный город.
В 1836 году была проложена первая в России железнодорожная линия между Царским Селом и Павловском. В 1837 году открылось регулярное железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом. В связи с этим в 1839 году возник новый квартал города, примыкавший к железнодорожному вокзалу, а с 1855 года началась застройка территории вдоль Павловского шоссе, где расположились дачи петербургской знати. В 1887 году в Царском Селе были устроены образцовый водопровод и канализация. Одновременно начала действовать электрическая станция, и Царское Село явилось первым городом в Европе, который сплошь был освещен электричеством.
В городе, который тщательно охранялся и по составу населения считался наиболее «благонадежным», были, однако, активные участники революционного движения. 2 апреля 1895 года в Царском Селе у одного из членов петербургской группы «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» М. А. Сильвина состоялось под председательством В. И. Ленина совещание, посвященное вопросу о дальнейшей работе «Союза» в связи с поездкой В. И. Ленина за границу. По воспоминаниям Н. К. Крупской, «человек 5—6 поехало „праздновать пасху" в Царское Село к одному из членов нашей группы — Сильвину, который жил там на уроке. Ехали в поезде как незнакомые». Совещание происходило в несохранившемся после войны доме на бывшей Конюшенной улице. В мае 1900 года В. И. Ленин провел около двух часов в царскосельских парках, стараясь скрыться от слежки во время своей нелегальной поездки из Пскова в Петербург.
После Великой Октябрьской социалистической революции парки и памятники Царского Села стали народным достоянием. Дворцы были превращены в музеи, в которых сотни тысяч советских людей впервые знакомились с произведениями искусства, созданными руками их предков; парки сделались излюбленным местом отдыха трудящихся; особняки титулованной знати были заняты лечебно-оздоровительными и просветительными учреждениями.
В 1918 году город был переименован в Детское Село, а в столетнюю годовщину со дня смерти А. С. Пушкина (1937 год) он получил свое современное название.
Овеянный славой гениального поэта, город на протяжении всей своей истории тесно связан с именами деятелей русской художественной культуры. Воспетый А. С. Пушкиным и плеядой поэтов его поры, он привлекал к себе особое внимание писателей и художников последующих лет. В конце XIX и начале XX вв. здесь в разное время жили Н. Г. Гарин-Михайловский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Ф. К. Сологуб. Художник П. П. Чистяков (учитель И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова) имел здесь свою рабочую мастерскую. Часто посещал этот город А. А. Блок, который любил его за то, что в нем «Пушкиным пахнет и огромная даль».
После революции круг творческих деятелей, связанных с г. Пушкиным, значительно расширился. Начиная с А. М. Горького, который жил здесь на даче, многие советские писатели приезжали сюда отдыхать и работать. Постоянными жителями города в течение многих лет были писатели А. Н. Толстой и В. Я. Шишков, художник А. Я. Головин, композитор Б. В. Асафьев.
В годы Великой Отечественной войны город Пушкин подвергся сильному разрушению, так как оказался на передней линии фронта. В огне погибла великолепная отделка Екатерининского дворца, сгорело несколько парковых павильонов, были разрушены мосты, плотины, водная система парков; фашисты изуродовали и частично похитили остававшиеся на месте художественные памятники, варварски вырубили и уничтожили множество деревьев.
24 января 1944 года город Пушкин был освобожден советскими войсками от врага. Огромные и трудоемкие работы, проделанные ленинградцами за истекшие годы, восстановили не только зеленые массивы, но и значительную часть архитектурно-художественных памятников.
Путеводитель по Ленинграду. Л., 1957, с. 614-620.