Сардиния [и Карфаген]
Даже в большей степени, чем Сицилия, за которую карфагеняне и греки вели беспрестанную войну, Сардиния воспринималась Карфагеном как их личное владение. И условия первого римско-карфагенского договора от 509 года не оставляют никакого сомнения по этому поводу. Позже мирный договор узаконил потерю в 241 году Сицилии, что позволило Карфагену сохранить Сардинию, хотя и в течение очень небольшого промежутка времени. Окончательно остров перешел под контроль римлян в 238 году, и Карфаген безуспешно пытался возвратить себе Сардинию, когда в ответ на воззвание восставших сардов оказал им в 215 году военную помощь. Восстание было подавлено римлянами в битве при Корнусе.
Сардиния, и в частности южное и западное побережья, с давних пор была одним из перевалочных пунктов на морских путях финикийцев, шедших на запад. На стеле из города Нора (установленной в Капо ди Пула, на западе от пролива Кальяри) начертана надпись, датируемая IX веком. Но вскоре, начиная с середины VI столетия, Карфаген, организуя военные кампании под руководством сначала Малха, а затем Магона (Юстиниан. XVIII, 7, 1), устремился на завоевание глубинной части острова в целях овладения рудниками Иглезиенте и плодородной равниной Кампидано, расположенных по диагонали, соединяющей Ористано на западе с Кальяри на юге. Сражение с фокейцами при Алалии, состоявшееся в 545 году поблизости от Корсики, все еще свидетельствовало о ревнивом стремлении Карфагена сохранить свои владения. Юстиниан добавляет (XIX, I, 7.19), что несколько позднее Гасдрубал Магонид привел сюда экспедицию, за которой последовала еще одна, возглавляемая Гамилькаром Магонидом (484—480) и организованная незадолго до его поражения при Гимере. Археология подтверждает данные литературных источников. И об этом свидетельствует расположенное в зоне рудников, в 5 км по прямой от побережья, поселение Монте Сираи. По всей вероятности, основанное жителями Сульчиса, оно было предназначено для осуществления контроля над поставками сырья, добываемого на рудниках Иглезиенте. Но вскоре небольшая крепость трансформировалась в настоящий город со всеми соответствующими пуническому городу элементами: храмами, тофетом, некрополем и т.д. А немного севернее, за пределами города, был основан храм бога Цида в Антасе (Sid BBY; см. Храмы и святилища, гл. VI), который также свидетельствует о глубоком укоренении карфагенян на Сардинии.
Местное население Сардинии обладало весьма характерной культурой, автохтонные сооружения которой отличались от финикийских построек. Свидетельствами этой цивилизации (название которой нурагская или нурагическая происходит от сардинского термина «нураг», что означает круглую башню, сложенную из каменных блоков) и являются эти башни, усеявшие всю Сардинию, за исключением мест древней финикийской колонизации, то есть юго-западной четверти острова, где они практически не встречаются. Сопоставление литературных источников с результатами археологических исследований позволяет предположить, что после периода мирного сосуществования во времена первых путешествий финикийцев на запад отношения между аборигенами и карфагенянами, новыми владельцами финикийских колоний, испортились. В результате военных кампаний под руководством Малха, а также других последовавших за ней операций, возглавляемых карфагенскими генералами, смешанное местное население (финикийцы, карфагеняне и сарды, сумевшие интегрироваться в финикийско-пуническую культуру) было вынуждено сняться с насиженных мест обитания и переселиться в глубь острова к горам, что позволило Карфагену прочно обосноваться на этой территории и извлекать прибыль от ее эксплуатации.
Несмотря на военный контроль со стороны карфагенян, местное население, как нам кажется, пользовалось широкой автономией, как, впрочем, и большинство старых финикийских колоний. Об этом свидетельствует подношение, которое местное население, по словам Павсания (X, 17), преподнесло в святилище в Дельфах.
Дриди Э. Карфаген и Пунический мир / Эди Дриди. – М., 2008, с. 117-120.