Сицилия [и Карфаген]

На протяжении всей своей истории Карфаген беспрестанно вел сражения, чтобы упрочить свое положение и продлить присутствие на Сицилии, а если представится такая возможность, то и расширить свои владения (см. Сицилия, поле битвы, гл. I). Ему было необходимо сохранить свой контроль над западной оконечностью острова, которая защищала его африканскую территорию (менее 150 км отделяли оконечность Сицилии от мыса Бон). И, кстати говоря, сохранение Сицилии предоставляло пуническому городу возможность контролировать канал, носящий то же название, а следовательно, всю совокупность проходящих здесь морских путей.

Знаменитый отрывок из Фукидида (VI, 2, 6) передает очень хорошо ситуацию, сложившуюся на острове: «Финикийцы также обосновались на побережьях Сицилии. Они завладели некоторым количеством мысов и расположенных поблизости островков, чтобы вести торговлю с сикулами. Но когда греки начали толпами прибывать на Сицилию, открывая здесь свои торговые отделения, они основали колонии в Мотии, Солонте и Палермо по соседству с элимами, на союз с которыми они могли рассчитывать. И именно по этим местам проходил бы самый короткий для Карфагена путь к завоеванию всей Сицилии» (пер. на фр. яз. Д. Русселя, собрание «Библиотека Плеяды». С. 1107-1108).

И главным образом эти города, к которым следует добавить Лилибей, современную Марсалу, возведенную после разрушения Мотии, в 397 году были главными плацдармами карфагенян на Сицилии. После многих побед и неудач в конце V столетия в результате захвата Гимеры, Селинунта, Агригента и Гелы определилась сфера влияния карфагенян, простиравшаяся на запад от реки Халик (современное название Платани) и охватившая треть острова. Насаждая свое господство, карфагеняне опирались на нерушимый союз с элимами, одним из трех, наряду с сиканами (в центре) и сикулами (на востоке), автохтонных народов. И именно в силу этого союза следы карфагенского и финикийского присутствия в глубине территории острова встречаются крайне редко, чего нельзя сказать о двух сидонских саркофагах из мрамора, найденных в Пиццо Каинита, расположенном в прилегающей к Солонте местности. Совершенно очевидно, что Карфаген опирался исключительно на политическую и военную власть, что давало ему возможность вести переговоры с греками, но право управления территориями было, видимо, предоставлено элимам и сиканам.

И именно вследствие этого альянса элимы смогли основать практически в центре пунической территории города Сегесту и Эрике. Эрике прославился в эпоху античности благодаря святилищу в честь Аштарт, где, о чем свидетельствуют древние литературные и эпиграфические источники, практиковалась священная проституция. Позже, когда остров перешел под контроль римлян, этот культ переродился в культ Венеры Эрицинской.

Дриди Э. Карфаген и Пунический мир / Эди Дриди. – М., 2008, с. 115-116.

Рубрика: