Хеттское царство

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО - древнее государство в Малой Азии, существовавшее в 18 - начале 12 веков до н. э. Предшественниками Хеттского царства были малоазийские политические объединения 20-19 веков до н. э., упоминаемые в документах на староассирийском диалекте аккадского языка, найденных в торговых центрах, где были колонии ассирийских купцов: Канес (хеттское; ассир. - Каниш), Хаттусас (хеттское; ассир.- Хаттушаш), Бурусханда (хеттское; ассир. - Бурушханда). Эти объединения, как позднее и Хеттское царство, включали население, принадлежавшее к разным этническим группам: хеттам, хатти и др.

Ранний период (1-я половина 18 века до н. э.). При хеттском царе города Куссара - Аниттасе (около 18 века) началось государственное объединение некоторых областей Анатолии, бывших до этого центрами торговых колоний. Аниттас завоевал город Heca (по которому хеттский язык назывался несийским), Хаттусас. Вассалом Аниттаса стал город Бурусханда. Столицей Хеттского царства при нем и других первых царях Хеттского царства был Куссар. Найденные в Богазкёйском архиве надписи позволяют заполнить пробел между Аниттасом и основателем древнехеттской династии Лабарной (или Табарной) (начало 17 века; его имя было титулом хеттских царей).

Древнее Хеттское царство (2-я половина 18-16 века до н. э.). Как сообщают тексты позднейшего времени, Лабарна расширил границы Хеттского царства "от моря до моря". Правителем Бурусханды он назначил своего сына. При преемнике Лабарны - Хаттусили I (середина 17 века) окончательно были включены в состав Хеттского царства Цальпа и ряд юго-восточных областей Малой Азии. Столица была перенесена в Хаттусас. В ряде документов древнего Хеттского царства, начиная с "Анналов" Хаттусили I, упоминается борьба хеттов с городом Халаб или Халпа (в Северной Сирии, современный Халеб (Алеппо)). Этот город был завоеван царем Мурсили I (конец 17 века) - сыном Хаттусили I, по более поздним источникам - внуком, при котором военная мощь Хеттского царства достигла наивысшего подъема. Около 1595 года (или по другой хронологии - около 1650 года) Мурсили I взял Вавилон. При его преемнике Хантили I каскайские племена совершили опустошительный набег на северную часть Хеттского царства и угрожали его столице. Охватывающий примерно сто лет период, который следовал за царствованием Мурсили I, был заполнен междоусобицами, актами кровной мести и дворцовыми переворотами. Последним крупным царем древнего Хеттского царства был Телепину (конец 16 века).

Судя по "Завещанию" Хаттусили I из Богазкёйского архива, власть царя в то время не была безграничной. Значительными полномочиями обладало собрание панкус (хеттское pankus - собрание всех), объединявшее всех свободных членов общества, способных носить оружие. К собранию царь обращался по вопросам престолонаследия. Хаттусили I в своем "Завещании" обращается к собранию по поводу изменения порядка наследования: вместо племянника царя по женской линии он объявляет наследником сына царя и заявляет, что впредь никто не должен назначать наследником сына своей сестры (это можно рассматривать как отражение процесса перехода от счета родства по матери к счету родства по отцовской линии). Хаттусили I предписывал будущему царю советоваться с собранием по делам, связанным с преступлениями, особенно религ. характера.

Стремясь положить конец эпохе смут, кровопролитных междоусобиц и распрей в царском роде, Телепину возродил права собрания, которое (как и во времена Хаттусили I) вновь должно было разбирать споры царя с членами царского рода. В период, предшествовавший воцарению Телепину, преступления, совершавшиеся представителями высшей знати, оставались безнаказанными. Фактически высшие сановники перестали быть подсудными собранию, что было следствием обнаруживавшегося уже в текстах 17 века неравноправия высших сановников и рядовых придворных. При Телепину собрание получило право судить не только высших сановников, но и царя - в случае, если тот посягнет на жизнь членов своего рода. Закрепляя реформу порядка наследования царской власти, начатую Хаттусили I, Телепину установил нормы, действовавшие на протяжении последующей истории Хеттского царства.

К эпохе Древнего Хеттского царства относится один из вариантов хеттских законов, где сообщается, что при "отце царя" (возможно, Телепину) имела место реформа законодательства, приведшая к значительному смягчению наказаний и отмене древних обычаев. К этому времени хеттское право начало ориентироваться не столько на наказание виновного, сколько на возмещение пострадавшему. В период Древнего Хеттского царства часть земель составляла собственность царя. Непосредственно царю (или уполномоченным лицам царя) подчинялись две категории лиц - царские служащие ("люди службы") и царские работники. Существовала система дарений земель высшим сановникам, получавшим иммунитет, в частности, от общегосударственной повинности (luzzi). Члены общин несли повинность luzzi, "люди службы" и "главы рабынь и рабов", подчинявшиеся непосредственно царю. В хеттских законах отражено различие социального положения свободных и рабов, в частности разница между наказаниями за преступление, совершенное по отношению к свободному человеку, и за аналогичное преступление, совершенное по отношению к рабу. Ко времени составления древних хеттских законов (около 16 века) тремя основными частями Хеттского царства были его центральная область - "страна хеттов" (хетт. ) с центром в Хаттусасе, Лувия (хетт., область на Юго-Западе Малой Азии; в одном из вариантов хеттских законов используется позднейшее название страны на юге Малой Азии - Арцава) и Пала - область на Северо-Востоке Малой Азии. В каждой из этих областей был свой язык (соответственно хеттский, лувийский и палайский), причем для области Пала и "страны хеттов" сохранял еще значение и древний язык аборигенов - хатти. Основным языком всего Хеттского царства уже стал к тому времени хеттский, так называемый несийский язык. Среднее Хеттское царство (15 - начало 14 веков до н. э.). В этот период резко возросла роль южных областей с преобладающим лувийским и хурритским населением. Имена царей среднехеттского периода, сохранившиеся в списках царей, - лувийские. Скудость данных об этом периоде, сводящихся преимущественно к дарственным грамотам на землю и перечням имен царей, можно объяснить тем, что в это время особенно возросла роль южных лувийских областей и соответственно иероглифических лувийских надписей, видимо, в то время писавшихся на дереве и поэтому до нас не дошедших, в отличие от клинописных хеттских глиняных табличек. Один документ хеттского царя Нового Хеттского царства Мурсили II (14 век) можно истолковать как сообщение о том, что он повелел писать на клинописных таблицах те религиозные установления, которые до этого (при царях Среднего царства) искажались по вине писцов, писавших иероглифами на дереве. Этот текст согласуется с гипотезой об искусственном восстановлении в начале Нового Хеттского царства хеттской языковой традиции и хеттской клинописи в стране, где преобладающая роль уже принадлежала не хеттам. Название «Хеттское царство» в этот период являлось уже условным, но оно имело известное оправдание в том, что хеттский (несийский) язык оставался главным официальным языком канцелярии хеттских царей, столица которых по-прежнему именовалась Хаттусас, хотя гибель ее и всей воплощавшейся в ней собственно хеттской традиции подготавливалась уже с конца Древнего царства благодаря возвышению южных лувийско-хурритских областей. С 15 века Хеттское царство во все большей степени испытывало начавшееся еще со времени Хаттусили I влияние культуры хурритов, выступавших в Северной Сирии и Месопотамии в качестве наиболее мощных противников хеттов.

Новое Хеттское царство (14 - начало 12 веков до н. э.). Хеттские цари этого времени были хурритами: при рождении они получали хурритские имена, а хеттские имена им давались по восшествии на престол. Близ столицы Хаттусас в скульптурной галерее Язылыкая, являющейся памятником хурритско-лувийского монументального стиля, лувийскими иероглифами записаны хурритские имена богов и богинь. У писцов, записывавших хеттские тексты, в это время обычно были лувийские и хурритские имена. Первым крупным царем Нового Хеттского царства был Суппилулиума I (начало 14 века), который после длительной войны победил Митанни, сделал своим вассалом Угарит. Его сыновья начали править сирийскими государствами - Халабом и Каркамишем (см. Кархемиш). Царь Мурсили II осуществил ряд походов, приведших к полному восстановлению хеттского военного могущества. Начиная с царствования Мурсили II, Египет и Хеттское царство как две наиболее мощные державы Ближнего Востока вступили в единоборство за преобладание в Сирии. После сражения между египтянами и хеттами при Кадеше около 1312 года (по другой хронологии, около 1291 года) египтяне были вынуждены смириться с мощью хеттских царей. При Хаттусили III между Египтом и хеттами в 1296 году (по другой хронологии, 1269 году) был заключен договор о дружбе, по которому Египет признавал права хеттов на Северную Сирию. Против Хеттского царства выступили: при хеттском царе Тудхалии IV - Ахиява, ранее поддерживавшая дружественные отношения с Хеттским царством; при царе Арнуванде III (конец 13 века) на западе Малой Азии - коалиция государств, включавшая Ахияву и Арцаву. В конце 13 - начале 12 веков Хеттское царство пало в основном по причинам внутреннего характера. Благодаря усилившимся центробежным тенденциям властители вассальных областей и союзные царьки отложились от главного центра Хеттского царства, что привело к его гибели, не помешавшей, однако, длительному сохранению культурной традиции в южных вассальных областях с лувийским населением. Толчком к падению Хеттского царства послужило переселение на восток Малой Азии так называемых "народов моря".

В период Нового царства центр Хеттского царства был окружен цепью союзных и вассальных государств, игравших роль буфера между хеттами и их могущественными противниками (такими, как Египет). Сходство государственных договоров с наставлениями должностным лицам может считаться свидетельством того, что последние могли рассматриваться как особая категория вассалов хеттского царя. Иерархическая организация всего государства, где отдельными областями правили наместники, получившие их от царя, соответствовала в масштабе всего общества структуре наделов (дарений), при которой получавшие земельные наделы должны были нести соответствующую хозяйственную повинность (хеттское ) или военную службу. Рабы составляли относительно небольшую часть всего населения. Между рабами и свободными хеттами существовало промежуточное социальное сословие военнопленных, которым давались особые земельные наделы. Наличие этого сословия, а также роль двух специфических форм повинности ( и luzzi), аналогичных вассалитету, выделяют хеттское общество среди других древневосточных обществ, близких к рабовладельческим. В качестве особых социальных сословий, помимо царя и высших должностных лиц, выступают "воины" (хеттское tuzzi - войско) и "жрецы" (хеттское sankunni). Хозяйство общины, обеспечивавшей себя всем необходимым, носило замкнутый самодовлеющий характер; она могла охватывать ряд разбросанных угодий, включала в свой состав не только скотоводов и земледельцев, но и ремесленников.

В период Нового царства власть царя стала неограниченной, он приобрел черты обожествляемого восточного деспота. Военные подвиги царей в анналах рассматриваются как выражение мощи, ниспосылаемой богами. Представление о божественном происхождении власти царя явственно выражено в молитве о царе, согласно которой бог грозы - владетель неба, земли и народа отдал страну хеттов царю, чтобы тот правил ею. В этой молитве отношения между богом и царем описываются в тех же терминах, которые обычно употребляются в хеттских текстах, когда речь идет об отношениях между хеттским царем и его вассалами.

Правители хеттского царства. Ранний период (1-я половина 18 века до н. э.): Питханас; Аниттас.

Древнее царство (2-я половина 18-16 века до н. э.): Тудхалия I (1740-1710); Пусаррума (1710-1680); Лабарна I (1680-1650); Лабарна II (Хаттусили I) (1650-1620); Мурсили I (1620-1590); Хантили I (1590-1560); Циданта I (1560-1550); Аммуна (1550-1530); Хуцция (1530-1525); Телепину (1525-1500).

Среднее царство (15 - начало 14 века до н. э.): Аллувамна (1500-1490); Хантили II (1490-1480); Циданта II (1480-1470); Хуцция II (1470-1460); Тудхалия II (1460-1440); Арнуванда I (1440-1420); Хаттусили II (1420-1400); Тудхалия III (1400-1380).

Новое царство (14 - начало 12 века до н. э.): Суппилулиума I (1380-1340); Арнуванда II (1340-1339); Мурсили II (1339-1306); Муватали (1306-1282); Урхи-Тешуб (Мурсили III) (1282-1275); Хаттусили III (1275-1250); Тудхалия IV (1250-1220); Арнуванда III (1220-1190); Суппилулиума II (1190-1180).

Примечание. Датировка дана в соответствии с работами хеттологов Б. Грозного, О. Гёрни, А. Гётце. Датировка, предлагаемая др. хронологией, основывающейся на общей хронологии для всей Передней Азии, расходится с данной приблизительно на 60 лет для Древнего царства и прибл. на 30 лет - для Нового царства. Периоды царствования большинства царей даны приблизительно.

В. В. Иванов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Менадбе Э. A., Хеттское общество, Тб., 1965; Гиоргадзе Г. Г., Очерки по социально-экономической истории. Хеттского государства, Тб., 1973; Замаровский В., Тайны хеттов, (пер. со словацкого), М., 1968 (библ. сост. В. В. Ивановым); Neuere Hethitenforschung, hrsg. von G. Walser, Wiesbaden, 1964; Friedrich J., Die hethitischen Gesetze, Leiden, 1959; Götze A., Kleinasien, 2 Aufl., Münch., 1957; Gurney O. R., The Hittites, 2 ed., L., 1961; Otten Н., Das Hethiterreich, в кн.: Kulturgeschichte des Alten Orients, Stuttg., 1961.