Пушкин: парки
Осмотр Екатерининского парка лучше всего начинать от входа, расположенного рядом с Екатерининским дворцом со стороны Комсомольской улицы. Грандиозное здание дворца вытянулось на 306 метров. Фасад его, богато декорированный разнообразными лепными украшениями, в первоначальном виде поражал своей красочностью: позолоченная лепка особенно рельефно выделялась на фоне белых колонн и стен бирюзового цвета. Не менее роскошна была и внутренняя отделка дворца, изобиловавшая золоченой резьбой, пестроткаными шелками, живописной декорировкой и т. д.
Во второй половине XVIII века часть дворцовых залов была заново переделана в классическом стиле по проекту архитектора Ч. Камерона. Тогда же к южной части дворца им был пристроен замечательный архитектурный ансамбль, особенно интересный по оригинальности своего композиционного решения. Монументальная аркада, на сводах которой устроен насыпной «Висячий сад», соединяет дворец с двухэтажным павильоном «Агатовые комнаты» и светлой галереей, сохранившей до сих пор имя своего строителя Ч. Камерона. Пологий спуск, обработанный по бокам массивными каменными уступами, ведет с «Висячего сада» на одну из центральных аллей Екатерининского парка.
На противоположном конце Камеронова галерея завершается широкой лестницей из пудостьского камня, на пилонах которой стоят две колоссальные бронзовые статуи Геркулеса и Флоры (копии с античных оригиналов), отлитые под руководством скульптора Ф. Г. Гордеева в Петербургской Академии художеств. На верхней колоннаде расставлены бронзовые бюсты исторических деятелей древности и мифологических персонажей. Во внутренних помещениях Камероновой галереи и «Агатовых комнат» открыты выставки, на которых экспонируются художественные коллекции ленинградских пригородных дворцов
Перед Екатерининским дворцом расстилается так называемый Старый сад, сохранивший характерную для первой половины XVIII века регулярную планировку. Посередине Старого сада перпендикулярно дворцу проходит центральная Эрмитажная аллея. Невдалеке от дворца ее пересекает широкая Пушкинская аллея. За ней находятся два небольших искусственно вырытых пруда. Над одним из прудов, красиво отражаясь в воде, стоит павильон, окрашенный в светло-желтый цвет. Это «Верхняя ванна», или «Мыльня», построенная в 1778—1780 годы по проекту архитектора И. В. Неелова. Сильно пострадавший во время войны, павильон полностью реставрирован в 1953 году. Художник-реставратор А. В. Трескин воссоздал интересные росписи в интерьерах павильона, исполненные в XVIII веке А. И. Вельским.
Регулярная часть Екатерининского парка украшена коллекцией мраморных статуй и бюстов. Все они выполнены в начале XVIII века известными венецианскими ваятелями А. Тарсия, Д. Бонацца, П. Баратта и другими видными мастерами. Среди них находится ряд интересных аллегорических изображений, характерных для периода петровских реформ: «Воинская доблесть», на щите которой выгравировано изображение льва, повергнутого орлом (аллегория победы России над Швецией), «Мир», «Слава», «Мудрость, попирающая порок», и т. д.
Рыбный канал, пересекающий Эрмитажную аллею, в начале XVIII века служил границей Старого сада. Через канал переброшено несколько гранитных и чугунных мостиков.
Территория парка за Рыбным каналом была спланирована в 1750-х годы. В центре этого участка возвышается пышная постройка, увенчанная двухъярусным куполом. Это «Эрмитаж», строившийся одновременно с Екатерининским дворцом по проекту тех же мастеров — А. Квасова, С. Чевакинского и В. Растрелли. Ныне ведутся работы по реставрации «Эрмитажа», запланированные на несколько лет. Вблизи «Эрмитажа» находится красная кирпичная постройка, где в XVIII веке помещалась так называемая «Эрмитажная кухня» (архитектор В. И. Неелов, 1770-е годы).
Вся юго-западная часть Екатерининского парка спланирована во второй половине XVIII века в излюбленном тогда пейзажном стиле и заметно отличается от более старого района. Здесь за неожиданными поворотами дорожек раскрываются разнообразные ландшафты. Сквозь густые раскидистые ветви деревьев выступают светлые стены и белые колонны парковых павильонов. Центром пейзажной части является огромный пруд площадью 16 га. На пруду расположено несколько островов.
Вблизи центрального острова над водой высится стройный силуэт мраморной Чесменской колонны, увенчанной бронзовой фигурой орла с распростертыми крыльями. Колонна воздвигнута в память знаменитого Чесменского сражения 1770 года, во время которого русские моряки сожгли турецкий военный флот.
На южном берегу пруда стоит группа эффектных зданий, выстроенных из неоштукатуренного кирпича, с белыми карнизами и стрельчатыми окнами. Этот комплекс зданий носит название «Адмиралтейства». Здесь когда-то хранились дворцовые шлюпки и здесь же в боковых корпусах размещались птичники.
Теперь в «Адмиралтействе» открыт ресторан. Напротив находится лодочная пристань, где в летнее время к услугам отдыхающих имеется около 100 лодок.
На северо-восточном берегу Большого пруда возвышается одна из наиболее старинных построек парка — «Грот» (1750-е годы, архитектор В. В. Растрелли), возведенный почти одновременно с «Эрмитажем». На высоком куполе «Грота» до сих пор сохранилась декоративная деревянная резьба двухсотлетней давности. На противоположном (юго-западном) берегу пруда находится постройка, выдержанная в характере восточной архитектуры и носящая название «Турецкой бани». Павильон этот выстроен в 1852 году архитектором И. Монигетти в память Адрианопольского мира, заключенного между Россией и Турцией в 1829 году.
Вблизи «Турецкой бани» вокруг заросших «Лебединых прудков» расположены «Башня-руина», воздвигнутая в память русско-турецкой войны (1770-е годы, архитектор Фельтен), беседка «Пирамида» (1780-е годы, архитектор Ч. Камерон) и Мраморный мост — одно из самых удачных сооружений В. И. Неелова (1770—1776 гг.).
От моста вдоль северо-западного берега Большого пруда вьется пейзажная дорожка, подводящая к фонтану «Молочница», или «Девушка с кувшином», работы скульптора П. П. Соколова. На большой гранитной глыбе установлена бронзовая фигура сидящей девушки, у ее ног лежат осколки разбитого кувшина, из которого непрерывной струей вытекает вода. Эту статую воспел А. С. Пушкин в известном стихотворении «Царскосельская статуя». Вблизи фонтана на высокой насыпи над прудом возвышается гранитная терраса, построенная архитектором Л. Руска в 1809 году. В 1860-х годов терраса была украшена медными статуями, выполненными гальванопластическим способом и копирующими известные античные оригиналы. Позади террасы проходит тройная дубовая аллея, носящая название Рамповой. Она начинается у Екатерининского дворца и заканчивается у монументальных Гатчинских ворот (выходят на Парковую ул.), сооруженных по проекту архитектора А. Ринальди в 1770-х годов из розового олонецкого мрамора.
К северу от Рамповой аллеи расположены «Верхние прудки», перекрытые легкими металлическими мостиками. На одном из островов возвышается интереснейший памятник русского классицизма — «Концертный зал», построенный архитектором Д. Кваренги в 1780-х годах. Между «Верхними прудками» и южным фасадом Екатерининского дворца расположен «Собственный сад», спланированный в середине XIX века. В центре его находится мраморный фонтан, сооруженный по проекту архитектора А. Ф. Видова. Среди зелени возвышается мраморный Кагульский обелиск XVIII века, посвященный победе русской армии над турецкой при реке Кагуле в 1770 году.
Дорожка, идущая вдоль ограды парка, подводит к павильону, фасад которого украшен каменными фигурами кариатид. Павильон выстроен в 1809 году по проекту архитектора П. В. Неелова и носит название «Вечернего зала». В 1954 году был реставрирован фасад этого здания, а в 1955 году восстановлены расписной плафон и фриз внутри зала. Невдалеке находится Китайская беседка, увенчанная башенкой-бельведером — оригинальное произведение архитектора Ю. М. Фельтена (1778—1786 гг.). Павильон полностью реставрирован в 1955 году.
Далее дорожка поднимается вверх по насыпи и подходит к небольшой беседке с «китайской» крышей. Эта постройка является своеобразным завершением монументальных каменных ворот, перекинутых в виде арки над дорогой, отделяющей Екатерининский парк от Александровского. Всё это сооружение носит название «Большого каприза». Дорожка с «Каприза» спускается к одному из протоков так называемого «Крестового канала», с четырех сторон охватывающего квадратную территорию регулярной части Александровского парка. Район этот был спланирован в середине XVIII века и получил тогда название «Нового сада» (в отличие от более раннего «Старого сада», расположенного перед Екатерининским дворцом).
Перпендикулярно пересекающиеся центральные аллеи делят всю территорию на четыре равных квадрата. Два из них сохранили до настоящего времени свою первоначальную планировку: это так называемая куртина «Грибок» с характерными для середины XVIII века декоративными баскетами и расположенная наискось от нее насыпная гора «Парнас» из земли, вынутой при рытье «Крестового канала». На вершину ее поднимается винтообразно вьющаяся дорожка.
Два других квадрата перепланированы во второй половине XVIII века. В одном из них устроены «прудки» с несколькими красивыми мостиками, а в другом по проекту архитектора И. В. Неелова построен «Оперный дом», или, как его иначе называли, «Китайский театр» (сгорел в сентябре 1941 года).
В центре «Нового сада» на пересечении центральных аллей возвышается черный гранитный обелиск на братской могиле бойцов, погибших в дни Февральской и Великой Октябрьской социалистической революций. Вблизи находится другой обелиск на могиле генерал-лейтенанта Н. В. Хазова, командира одной из дивизий, освободивших город Пушкин от фашистских оккупантов 24 января 1944 года.
В перспективе широкой полосы газона между двумя аллеями виден Александровский дворец. Это здание, построенное по проекту архитектора Дж. Кваренги в 1792—1796 годы, является одним из лучших памятников классицизма не только в городе Пушкине, но и во всей мировой архитектуре. По своему плану и внешней отделке Александровский дворец предельно прост и вместе с тем он отличается необычайной гармоничностью архитектурных пропорций, спокойной и благородной грацией. Главный фасад дворца украшен великолепно решенной двойной колоннадой коринфского ордера, которая соединяет боковые корпуса, замыкая их в каре, На светлом фоне колонн четко вырисовываются чугунные статуи юношей, отлитые по оригиналам скульпторов Н. С. Пименова и А. В. Логановского. Фасады здания и обе статуи реставрированы в 1944 году.
К западу от Александровского дворца расположен большой пейзажный парк, созданный в 1818—1820-х годах под руководством архитектора А. А. Менеласа. В центре парка возвышается высокое красное кирпичное здание с четырьмя зубчатыми башнями. Это так называемый «Арсенал» (1820-е годы).
Одновременно А. А. Менелас возвел еще две монументальные башни на месте старых беседок «Люстгаузов», стоявших когда-то на углах «Зверинца». Одна их этих башен, носившая название «Шапель» (часовня), сохранилась до настоящего времени, другая — пятиэтажная «Белая башня» — была разрушена в годы войны. Вблизи от руинных остатков «Белой башни» (за оградой парка) сохранился интересный архитектурный комплекс бывшей «Дворцовой фермы», также созданной по проекту А. А. Менеласа.
После Великой Октябрьской революции «Дворцовая ферма» послужила базой для организации Петроградского сельскохозяйственного института, которому также передали находящиеся рядом здания так называемого Федоровского городка, выстроенного перед первой мировой войной.
В настоящее время Сельскохозяйственный институт располагает большими опытными полями, а его основные учебно-вспомогательные и служебно-хозяйственные корпуса занимают значительную территорию, расположенную между Александровским парком, ул. Васенко и шоссе, идущим по направлению к Пулкову.
При въезде в городе Пушкин со стороны этого шоссе стоят эффектные Египетские ворота в виде двух пирамидальных башен, покрытых барельефами, копирующими древнеегипетские изображения. Башни соединены между собой ажурной металлической аркой. Эти ворота, сооруженные в 1827 году, — одно из самых интересных произведений архитектора А. А. Менеласа. Невдалеке от ворот в куртине из цветов и декоративного кустарника стоит бронзовая статуя А. С. Пушкина, исполненная скульптором Л. А. Бернштамом в 1912 году и установленная на этом месте к 100-летней годовщине со дня гибели поэта.
Со стороны Египетских ворот в летнее время к городу Пушкину подходят автобусы, отправляющиеся из Ленинграда.
Путеводитель по Ленинграду. Л., 1957, с. 626-632.