Государство Конго
Когда португальский мореплаватель Диего Као в 80-х годах открыл устье реки Конго, в этой стране уже давно существовало государство. Португальские корабли были встречены послами местного правителя, сообщившими о появлении кораблей в столицу государства Мбанза — Конго. Вскоре после второго путешествия Као португальцы посетили столицу, а в декабре 1490 г. из Лиссабона вышло несколько кораблей с плотниками, каменщиками и разным оборудованием, предназначенными для постройки церквей. В марте 1491 г. флот этот достиг Конго. Вскоре состоялось торжественное крещение местного царя Нзинга Мбемба, принявшего имя Дон Альфонсо I. Быстрому принятию им христианства способствовало то обстоятельство, что в это время государство Конго подвергалось нападениям племён мундеквета, борьба с которыми велась в течение долгих лет. В этих условиях правители Конго охотно приняли предложения португальцев, так как крещение было одним из условий получения помощи. Действительно, в начале XVI в. с помощью португальцев Альфонсо I отогнал северные племена амбунду. Во второй половине XVI и начале XVII в. на восточные границы государства непрестанно производили набеги племена яга. В 1542 г. яга разрушили столицу Конго, но в 1546 г. их удалось изгнать. В 1565 г. в результате нового нападения племён яга король Конго потерпел поражение, но в 1574 г. он с помощью португальцев разбил их. С конца XVII в. имя яга исчезает. На смену им появляется новый враг с севера — цари Соньо. Так же как и цари Конго, они старались получить помощь португальцев и в этих целях приняли христианство. В 1631 году они захватили северные провинции Конго — Каконго и Нгойо. В 1636 и 1641 годы они разбили войска царей Конго. Тогда царь Конго Антонио I, решив отказаться от помощи португальцев, издал в 1665 г. манифест об освобождении страны от португальцев, отказался от католичества и вновь обратился к религии предков.
Португальцы, опираясь на помощь местных князьков, боровшихся с царями Конго, собрали войско, состоявшее из 6 тыс. местных воинов и 400 португальцев, при которых было 2 орудия. 1 января 1666 года Антонио I потерпел поражение и был убит. Однако португальцам не удалось восстановить свою власть. Они вынуждены были покинуть страну.
В период расцвета Конго его границы доходили на востоке до реки Кванго, на юге до реки Кванза, на западе до океана, а на севере простирались севернее реки Конго. Государство было разделено на провинции, одной из которых была Соньо, ставшая впоследствии независимой. Все эти провинции были населены племенами баконго и родственными им басунди, майомбе и др. Государственным языком был язык кишиконго. Основную часть населения составляли общинники, но из их среды выделилась знать — мфуму. Особую группу составляли рабы, главным образом военнопленные. Однако было развито и долговое рабство. Основу экономической жизни составляло земледелие. Главная работа по возделыванию полей приходилась на долю женщин, которые трудились на полях с утра до вечера. Мужчины выполняли тяжёлые работы по расчистке лесов, полей и постройке хижин, а также специализировались на изготовлении циновок, сетей, корзин и т. п., на гончарстве и обработке железа. Кузнецы составляли особую группу, они обрабатывали не только железо, но добывали и обрабатывали также золото и медь. На золотых и медных рудниках, находившихся в ведении царя, работали преимущественно рабы. Обмен был очень развит, существовали особые базарные дни, определённые единицы обмена, а именно: раковины каури и макута (ткань определённой длины), а также медные слитки особой формы, называемые ханда. Вглубь страны шла соль, а вывозились — слоновая кость, шкуры и плетёные изделия. С появлением европейцев характер торговли изменился. Главное значение приобрели рабы и слоновая кость. На обязанности деревенских старост лежало наблюдение за дорогами, по которым проходили караваны носильщиков; они должны были строить хижины для путников, сооружать мосты из лиан и держать наготове лодки. Они же наблюдали за поступлением податей и обязаны были содержать царских послов. Часть общинных земель выделялась старостам, и эти участки обрабатывались всеми общинниками. В общественном производстве рабы не играли особой роли. Они жили в семье хозяина, их называли мвана — сыновьями и нередко женили на девушках из семьи хозяина. Однако за убийство раба наказания не полагалось.
К югу от государства Конго в XVI в. существовало государство Ангола, которое одно время составляло часть южных провинций Конго. В 1565 г., после нашествия яга, Ангола стала самостоятельным государством, но вскоре португальцы завоевали её и объявили владением Португалии (1589). В середине XVII в. под руководством энергичной правительницы по имени Анны Зинга-Мбанди-Нгела владычество португальцев было свергнуто. При ней же удалось нанести поражение племенам яга. В 1658 г. она расширила свои владения за счёт южных районов Конго. Однако период расцвета этого государства был непродолжителен. Уже в 1671 г. португальцы вновь завладели Анголой.
К востоку от Анголы в долине реки Замбези находилось другое государство, известное по португальским источникам под названием Мономотапы. Сведения о богатстве владык Мономотапы привлекали португальцев, которые пытались проникнуть в страну, но попытки их не увенчались успехом. Центром португальских владений на восточном берегу Африки долгое время оставался Лоренцо-Маркес, основанный в 1545 г. Весь восточный берег Африки к северу от реки Саби ко времени появления португальцев находился во владении арабов.
Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 49-51.