Эквадор с древности до обретения независимости

Первобытнообщинный строй и образование раннеклассового общества (1-е века до н. э. - начало 16 века н. э.). С древнейших времен территория современного Эквадора населяли индейские племена, находившиеся на различных стадиях первобытнообщинного строя. В горной части жили племена шири, пуруае, каньяри; на побережье океана - уанкавилка, пунае, тумбе, кара; на востоке - бракамаро, хибаро, сапаро. В конце 1-го тысячелетия н. э. возвысились племена кара. С побережья (где у них существовала меновая торговля) они пришли в горный район древних земледельческих культур. Покорив местные племена, кара создали могущественный союз племен, известный под названием «королевство Киту», или «королевство Шири». В дальнейшем в этот союз вошли каньяри, пуруае, и королевство Киту стало превращаться в раннеклассовое государство типа вост. деспотии. В конце 15 века королевство Киту было завоевано инками.

При инках в Киту строились дороги, ирригационные сооружения, многочисленные крепости, храмы.

Колониальный период - становление и развитие феодальных отношений (начало 16 - начало 19 веков). В 1526 году на территории Эквадора высадились испанцы. Через 6 лет другая экспедиция испанских конкистадоров во главе с Ф. Писарро начала завоевание Киту. Несмотря на отчаянное сопротивление индейцев, сражавшихся под руководством своих вождей Атауальпы и Руминьяуи, конкистадоры захватили территорию Киту. На месте уничтоженных индейских городов и селений испанцы основали новые города - Гуаякиль (1531), Кито (1534) и др. Созданная испанцами колония, получившая название аудиенсия Кито, входила в различные административного образования Испанской колониальной империи, пока не была окончательно подчинена вице-королю Новой Гранады (1739). Завоеватели отбирали у индейцев землю, вводили различные формы эксплуатации (энкомьенда, мита, обрахе и др.), миссионеры обращали индейцев в католическую веру. Испанские власти, действуя в интересах метрополии, ввели запрет на торговлю, производство ряда промышленных изделий и многих сельскохозяйственных культур и другие ограничения, что вызывало недовольство местного населения. Против испанского господства выступали индейцы и креолы. Одно из крупных выступлений – «революция Алкабалас» (1592), во время которой было впервые выдвинуто требование об отделении от Испании. В связи с растущими поборами в пользу испанской короны, введением новых налогов выступления против испанских властей происходили почти непрерывно. Восстание 1765 года беднейшего городского населения города Кито было поддержано креольской верхушкой. Колониальная политика Испании, препятствовавшая социально-экономическому и культурному развитию страны, вызывала рост освободительного движения.

Значительную роль в пробуждении национального самосознания страны сыграли философские и политические труды метиса Э. де Санта-Крус-и-Эспехо (1745-1795): «Новый Лукиан» ("Nuevo Luciano", 1779), «Размышления об оспе» ("Reflexiones acerca de las viruelas", 1785) «Портрет Голильи» ("El retrato de Golilla", 1787). Эспехо основал первую в Кито газету «Начала культуры Кито» ("Primicias de la cultura de Quito", 1791) как орган Патриотического общества друзей страны, секретарем которого он был. Деятельность Эспехо и его работы способствовали идейной подготовке борьбы за независимость от Испании.

B. M. Гончаров.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.