Петра: постепенная урбанизация
С востока на запад местность пересечена вади Муса, вода в которую поступает из источников в поселении аль-Джи (Гайа). Вади Муса пересекает ущелье Сик, которое образовалось в результате эрозии вдоль разломов в песчанике. Раньше всего набатеи заселили восточную часть территории, которая называется Баб-ас-Сик (Ворота в Сик) и располагается перед входом в скальный коридор Сик. Здесь были вырыты первые гробницы, а еще раньше — выбиты в скале помещения, например «караван-сарай» — постоялый двор для путников. Перед входом в Сик, на правом берегу вади, расположены три Кубические гробницы («Джинновы глыбы») — выбитые из камня монолитные блоки с погребальными камерами внизу. С другой стороны дороги Обелисковая гробница возвышается над более поздним триклинием, украшенным разорванным фронтоном.
Поскольку попасть в Петру можно было практически исключительно через ущелье Сик, пролегающая по нему дорога получила статус священной. По одной версии, дорога была проложена во второй половине I века до н. э., а по другой — в I веке н. э. В любом случае она неоднократно перестраивалась. Этот узкий каньон шириной в несколько метров и длиной в километр поворачивает шесть раз, и по обеим сторонам можно увидеть античную канализацию и ниши со священными камнями — байтилами. В некоторых нишах есть надписи на греческом, а изредка и на набатейском языках. Под грунтом были обнаружены остатки дорожных плит набатейских времен. Поверхность скал была недавно очищена, и на южной скале были обнаружены две группы рельефов по обе стороны от ниши: два верблюда и их погонщики, лица погонщиков обращены друг к другу. Предположительно изначально дорога была несколько выше, чем сейчас, так что рельефы относятся к первой дороге, находившейся на более высоком уровне, чем мощеная дорога, которую можно увидеть сегодня. Канализационные желоба внизу стены относятся к более поздней дороге — вымощенной плитами.
Ущелье Сик проходит между двумя массивами. На севере расположен величественный массив аль-Хубта с плоской вершиной, которая возвышается над центром города на западе. На нее можно попасть только со стороны ущелья по двум крутым лестницам. С юга ущелье ограничено не таким высоким массивом аль-Мадрас, на который можно попасть с разных сторон.
После долгого и извилистого пути между высокими скалами, расстояние между которыми иногда не превышает нескольких метров, при выходе из каньона Сик открывается фантастический вид на фасад из розового песчаника с колоннами и эдикулой — фасад Хазне-эль-Фарун («сокровищницы фараона»); чуть далее находится усыпальница Унайши в так называемом стиле Хегры. Русло вади уходит на север и пролегает между отвесными скалами; на востоке расположен массив аль-Хубта, а на западе — Мадаба. Горы расступаются, и слева открывается вид на вырубленный в скале амфитеатр и на несколько рядов вырубленных из камня гробниц. Этот амфитеатр был создан в годы правления Ареты IV и был перестроен во времена римского владычества. В процессе перестройки пришлось вскрыть самые древние гробницы в ориентальном стиле, которые, судя по всему, к тому моменту более не использовались. Вскоре после амфитеатра русло вади поворачивает влево, на запад. По правой стороне остаются другие фасады в ориентальном стиле, выстроившиеся у подножья аль-Хубта и обращенные к западу. Особенно стоит выделить три монументальные усыпальницы в классическом стиле, известные как Царские гробницы. Это название оправданно, с одной стороны, местоположением усыпальниц на западном склоне массива аль-Хубта, откуда они возвышаются над центром города. Кроме того, не так давно неподалеку была обнаружена надпись, перечисляющая членов царской семьи, относящаяся к концу I века н.э. К северу друг за другом расположены Гробница с урной, Коринфская гробница, Дворцовая гробница, а также, после жилого квартала с домом Дорофея, на некотором отдалении находится гробница Секстия Флорентина.
С северной стороны виден массив ан-Насара, в котором также вырублены гробницы, среди которых стоит назвать Гробницу с доспехами. С севера вади аль-Матаха соединяется с изгибом вади Муса. На месте их слияния были построены один или два фонтана-нимфея. От фонтанов начинается дорога, вымощенная плитами.
Дорога, вымощенная плитами, идет с востока на запад; она играла роль главной дороги города (cardo). По обочинам можно увидеть развалины крытых галерей. Эта дорога была проложена на месте еще более древней дороги, которая проходила там, где до I века до н.э. располагались дома. Вади Муса течет сверху вниз справа (на севере). Для того чтобы попасть на другой берег, через вади перекинуты мосты.
Слева рынок Траяна соединен с улицей величественной лестницей, по обеим сторонам которой раньше располагались торговые ряды. Незадолго до конца вымощенной плитами дороги, сразу после Нижнего рынка по левой (южной) стороне, находится еще одна монументальная лестница, ведущая на широкую эспланаду, где, как было обнаружено в ходе археологических раскопок, находился парк парадиз (paradeisos) в греческом стиле, с прудом и павильоном. На западе парк вплотную прилегает к колоннаде «Большого южного храма», в набатейскую эпоху, по всей видимости, служившего царским дворцом, а в римскую эпоху превращенного в булевтерий (местный сенат).
В конце выложенной плитами дороги мы проходим через монументальные ворота и попадаем на территорию главного храма Казр-аль-Бинт. Стена окружающего его теменоса («священного места») немного сдвинута по отношению к дороге. Казр-аль-Бинт аль-Фираун («дворец дочери фараона» по местной топонимике) — крупное квадратное здание с тремя целлами (внутренними помещениями храма), обращенное на север, к вади, а перед храмом находится жертвенник. Теменос Казр-аль-Бинта находится на западном краю центра города. В истории строительства этого самого древнего храма Петры выделяют несколько этапов.
Над Казр-аль-Бинтом возвышается невысокая гора аль-Хабис, на которой расположены развалины крепости крестоносцев.
На противоположном берегу видны развалины еще одного храма. Это Храм крылатых львов, посвященный аль-Уззе-Афродите. Целла с колоннадой окружает центральную платформу. Этот храм относится к началу новой эры.
Напротив Казр-аль-Бинта располагается дорога, повторяющая контуры русла вади Абу-Уллайка и ведущая на север. Дорога проложена под массивом аль-Муайсра, в котором вырублены многочисленные гробницы в ориентальном стиле. Если продолжать идти вдоль русла вади, можно увидеть гробницу аль-Туркмания, фасад которой выполнен в стиле Хегры и украшен надписью из пяти строк.
На северо-востоке можно забраться на вершину Дайра («Монастыря»), преодолев несколько сотен ступеней и пройдя мимо классического фасада Гробницы со львами. На вершине самый импозантный монументальный фасад Петры обращен к западу; с кромки вершины можно увидеть залив Араба. Важное значение Дайра, вероятно, служившего погребальным храмом бога Ободы, подчеркивается его местоположением и размерами — 50 метров в ширину и 45 метров в высоту. Это самый большой скальный фасад в Петре; он выполнен в классическом стиле с толосам *, как в эль-Хазне и Коринфской гробнице.
Высокий плосковершинный массив, вид на кото-рый открывается на юго-западе перед подъемом к Дайру, — это Умм аль-Бияра, известная как «матерь цистерн». Это название указывает на каменные цистерны, оставшиеся на вершине горы с идумейских и набатейских времени. Между массивами Дайр на севере и аль-Хабис и Умм аль-Бияра на юге находится долина вади ас-Сия, продолжающей вади Муса. На ее краю, незадолго до изгиба к северу и головокружительного спуска к заливу Араба, бьет единственный в Петре невысыхающий источник.
На юго-западе города по лестнице к югу от амфитеатра можно подняться на холм аль-Мадба; также туда можно попасть через Вади-Фараса, по обеим сторонам которой в камне выбиты фасады гробниц, многие из которых выполнены в классическом стиле, как, например, Гробница римского солдата. Также на обоих берегах вади расположен крупный погребальный комплекс I века до н. э. с триклинием в саду, выполненным в духе просторных эллинистических жилых домов.
Дальше на север, на горе Джебаль ан-Нмайр, во время недавних раскопок был обнаружен жертвенник, посвященный богу Ободе.
По свидетельству античных авторов, в Петре не было крепостных стен, однако это отражает положение вещей до I века до н.э. Петра защищена естественным образом с востока и запада; для обеспечения защиты города оставалось только закрыть несколько узких проходов. Однако холмы с юга и севера не могли обеспечить защиту города, поэтому именно здесь были сооружены крепостные стены. С южной стороны была построена стена от аль-Хабиса до холма, в склоне которого расположен амфитеатр. На севере были обнаружены следы укреплений в вади Абу-Уллайка (на западе), ведущих через башню Конуэй к аль-Хубте, так что гробница Секстия Флорентина оставалась за пределами городской стены. Кроме того, к стенам были пристроены укрепленные башни. Ученые предполагают, что у жителей Петры существовала система оповещения об опасности, когда сигнал передавался с одной башни на другую. Однако в византийскую эпоху территория города уменьшилась, и внутри северной крепостной стены был возведен еще один ряд укреплений, которые были построены на самых старых домах.
Интересно отметить, что больше всего гробниц находится за пределами крепостных стен, например усыпальницы у подножия Умм аль-Бияра, а также Гробница со змеей, гробница аль-Туркмания, Мугар ан-Насара с Гробницей с доспехами, Ренессансная гробница в Вади-Фараса, Гробница с разорванным фронтоном, Гробница римского солдата, а также триклиний в саду.
Рош, М.-Ж. Мари-Жанна Рош. Петра и Набатеи / Мари-Жанна Рош. – М., 2013, с. 49-57.
Примечания
* Толос – круглый в плане храм, гробница или иной тип культового сооружения, окруженного колоннами. (Примеч. пер.)