Раннее царство (ВИ, 1955)
Сколько времени длился ранний период в истории Египта (Раннее царство) — неизвестно; во всяком случае около 3000 года до н. э. государство в долине Нила уже существовало.
За недостаточностью данных точное летоисчисление для древнейшей египетской истории невозможно. Время приходится обозначать не столько по столетиям, сколько условно — по династиям. Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон, написавший около 300 года до н. э. по-гречески своё сочинение об истории Египта, насчитывал до 30 династий фараонов. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов — Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. К Раннему царству относятся I и II династии по списку Манефона. Сюда же надо отнести и полузабытых древнеегипетской традицией прямых предшественников I династии, так как во времена их правления классовое общество и государство в Египте, по-видимому, уже сложились. Царей этого времени называют обычно по отношению к манефононским спискам династий додинастическими царями
Каменные и медные орудия труда. Ремёсла
Для оценки уровня развития раннеегипетского общества необходимо в первую очередь ответить на вопрос о тогдашнем состоянии металлургии. Добыча руды и изготовление орудий из металла были важнейшим условием для достижения производством того уровня, при котором становилось возможным сосредоточение важнейших средств производства в руках меньшинства и порабощение большинства меньшинством.
Уже сравнительно давно при раскопках погребений времён I династии было обнаружено немало медных орудии (из естественной меди, без искусственного приплава), особенно резцов и иголок, а также топоров, тёсел, шильев, щипцов, значительное количество медных гвоздей и проволоки, затем медные обшивки, украшения и посуда.
Однако по-настоящему оценить развитие обработки меди при I династии стало возможным сравнительно недавно, когда в одной из богатых гробниц был обнаружен целый клад медных изделий. При этом примечательно не только число найденных орудий (более 600), но и количество их видов (пилы, ножи, резцы, тёсла, мотыги, шилья, иглы и т. д.). Эти предметы клались в гробницы в связи с верованием древних египтян в загробную жизнь, подобную земной. В гробницу были положены и медные пластины, вероятно, на тот случай, если бы мертвецу на том свете пришлось изготовлять какое-либо орудие.
Всё говорит о большом и давнем навыке в изготовлении и употреблении орудий из меди уже в период Раннего царства. Почти все эти орудия в том же виде встречаются и в последующий период египетской истории, обычно называемый периодом Древнего царства.
Однако камень как материал для производства орудий продолжал ещё применяться весьма широко. Это доказывают многочисленные кремнёвые орудия (ножи и ножички, разнообразные скребки, наконечники стрел и т. п.), найденные в погребениях не только подданных, но и царей как I, так и II династий. Городище, соседнее с царским кладбищем, в пластах, современных Раннему царству, оказалось усеянным кремнёвыми орудиями: ножами, скребками, частями мотыг и т. п. Описанному выше кладу медных орудий начала I династии можно противопоставить клад кремнёвых орудий, тоже сравнительно недавно найденный в гробнице сановника середины той же династии. Здесь было найдено более 300 разнообразных орудий в том числе (целиком и в остатках) много деревянных серпов с кремнёвыми лезвиями.
Но как бы ещё ни были употребительны каменные орудия, основным материалом для орудий в представлении современников II династии была уже медь. Египет при первых династиях жил в медном веке, хотя и полном ещё пережитками каменного.
Во времена Раннего царства значительного совершенства достигло строительство из кирпича-сырца; кирпичный свод египтяне умели возводить уже при I династии. Наряду с кирпичом в Раннем царстве широко пользовались и деревом. Страна тогда была, по-видимому, гораздо богаче деревом, чем позже. На изображении, относящемся ко времени около I династии, показаны целые ряды густых деревьев в Западном нагорье. Подземные склепы царей I династии, обшитые внутри деревом и перекрытые очень толстыми брёвнами, говорят о большом мастерстве в обработке дерева. То же показывают и остатки домашней обстановки.
Камень в ранне-египетском зодчестве применялся в ограниченном объёме. Тем не менее он не был особой редкостью даже в гробницах частных лиц I династии. От конца II династии сохранился большой царский склеп с каменным полом и такими же стенами, а также каменный косяк дверей храма. Уже при I династии на отдельных плитах ясно видны следы обработки их медными орудиями.
Во времена Раннего царства в большом количестве производилась посуда из глины с последующим обжигом. В ходу была также посуда из особого состава — так называемого египетского фаянса. Употреблялась и медная посуда. Тем не менее при I и II династиях, более чем когда-либо прежде, распространена была посуда из камня, особенно из более мягкого (преимущественно алебастра), легко поддающегося обработке орудиями из меди.
Уже в те времена умели изготовлять писчий материал — папирус. От середины I династии до нас дошёл целый свиток волокнистой «бумаги», приготовленной из сердцевины высокого болотного растения вроде осоки — папируса. В папирусную «бумагу» были завёрнуты кремнёвые орудия.
Земледелие и скотоводство
Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.
Могучую реку Нил, не только орошавшую землю, но и отлагавшую при ежегодных своих разливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы она могла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков. Осваивать реку, т. е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий — мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических царей, показаны его подданные, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном протоке. В представлении современников I династии любая область их страны была прежде всего орошаемой землёй; само слово «область» (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделённую оросительной сетью на четырёхугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.
Как и в последующие времена, Верхний Египет — узкая долина реки в южной части страны — и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет — страна болотных зарослей — обозначался кустом папируса. Конечно, это не значит, что Нижний Египет был сплошь заболочен, в период Раннего царства здесь были уже многолюдные поселения, процветало виноградарство и существовало хлебопашество; при I династии верхне-египетский ячмень отличали от нижне-египетского.
В гробницах современников той же династии кроме ячменя была найдена также разновидность пшеницы — эммер (двузернянка). Земледельческие орудия в период Раннего царства были в общем такими же, что и позже, в Древнем царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Плуг первобытного вида изображают нам письмена-рисунки времени II династии. Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей. Деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремня были найдены десятками в одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубые зернотёрки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.
Разведение льна в период Раннего царства доказано тем, что в могилах были найдены полотна и льняные верёвки. При этом некоторые полотна — очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о большом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве.
На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в позднейшие времена, был Нижний Египет.
Едва ли не все виды домашнего скота, распространённые в Древнем царстве, были известны уже в период Раннего царства. Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано изобразительным искусством, письменностью, а также находками костей этих животных при раскопках. Скота было много: ещё около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тыс. голов крупного рогатого и 1422 тысяч голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда
Источники сырья
Одна из особенностей природных условий Египта состояла в том, что почти всё сырьё, необходимое для производства, можно было найти или в самой стране, или в близлежащей пустыне. Правда, местные месторождения меди были ничтожны, но её можно было добывать поблизости, на Синайском полуострове, и присутствие там египтян засвидетельствовано памятниками уже I династии. Золото имелось в пустыне между рекой и Красным морем, а также к югу от Египта, в Эфиопии, но отсюда золото стало, по-видимому, поступать значительно позже. Долина реки и пустыня восточнее её были богаты разнообразным камнем. По породам камня, употреблявшимся при I династии, можно заключить, что уже тогда были известны многие месторождения. Большинство пород полудрагоценных камней, употреблявшихся для украшений, было известно уже при I династии. Некоторые из них встречались в пустыне к востоку от реки, другие — на Синайском полуострове (бирюза, малахит), и только редкий камень, лазурит, доставлялся посредством обмена с азиатскими племенами.
Деревом, как уже говорилось, страна тогда, по-видимому, располагала, хотя вообще недостаток дерева был слабым местом древнеегипетского хозяйства. Чёрное дерево, уже при I династии употреблявшееся для всевозможных поделок, от частей домашней обстановки до наконечников стрел, было, несомненно, привозным.
Размеры потребления слоновой кости почти исключают мысль о ввозе её из-за рубежа. Скорее всего слон ещё водился по окраинам пустыни. Возможно, что именно увлечение изделиями из слоновой кости и было причиной последующего полного истребления слонов в Египте.
Таким образом, природные богатства страны и окрестных пустынь позволяли во времена Раннего царства обходиться собственным и близлежащим сырьём, что, конечно, не исключало сношений Египта со странами, даже довольно отдалёнными: так, посуда, привозившаяся, как полагают, с островов Эгейского моря, была известна в Египте уже в начале I династии.
Общественные отношения
Наши сведения об общественном строе Египта периода Раннего царства скудны и неполны. Источники говорят о большом царском хозяйстве, тщательно управляемом и выпускавшем разные изделия. Печати на глиняных пробках винных сосудов при обеих первых династиях упоминают названия царских виноградников и звания ответственных за эти хозяйства сановников. До нас дошло много печатей, которыми были опечатаны продукты, изготовленные в царских хозяйствах, причём значительная часть таких печатей была найдена вне царских гробниц, в погребениях знатных, а подчас и незнатных людей, которые получали припасы из царского хозяйства.
Надписи II династии упоминают «мастерские пищи». О существовании тогда в больших хозяйствах различных мастерских может свидетельствовать «печать судостроительного (или, быть может, шире — деревообделочного) заведения», принадлежащего хозяйству «матери детей царя». Одновременно эта печать показывает, что уже в конце II династии внутри самой царской семьи хозяйство царицы было отдельным от хозяйства царя, совсем как в последующие времена. Выделение «дома царя» предполагает существование при I и II династиях и «домов» (хозяйств) нецарских.
Но кто же работал в царском хозяйстве или в других больших владениях? Источники, к сожалению, отвечают на этот вопрос недостаточно полно.
Среди надгробных надписей царских приближённых и слуг I династии имеется по меньшей мере одна, в которой погребённый прямо называется «рабом». Возможно, этот «раб» был царским невольником, скорее всего домашним слугою царя. К этому времени слово «раб» уже должно было стать настолько обычным в языке египтян, что во времена I династии жрецов называли «рабами» того или иного божества.
Откуда брались рабы? В период Раннего царства велось немало войн внутренних и внешних. Связанный пленник был излюбленным сюжетом в тогдашнем изобразительном искусстве. Иногда пленные изображались целыми вереницами, связанные каждый по рукам и все вместе за шеи. Иногда захваченными в плен оказывались иноземцы, но в большинстве случаев изображённые пленные могут быть приняты и за египтян.
На некоторых изображениях представлено убиение пленных, на других показывался только их угон. Один из царей I династии хвалился тем, что взял 120 тысяч пленников. Так как он воевал с непокорным Нижним Египтом, вполне вероятно, что пленники могли происходить оттуда. Сомневаться в достоверности приведенной цифры нет оснований. Число повстанцев Нижнего Египта, павших в бою с одним из царей II династии, как оно передано надписями того времени, тоже громадно (48205 или 47209). 120 тыс. пленных названы в качестве добычи после перечисления количества захваченного скота. Уже это указывает на хозяйственное использование пленных. Было бы, однако, неосторожно сводить ранне-египетское рабство только к использованию труда военнопленных, хотя об эксплуатации рабов-соплеменников и нет определенных данных.
Раскопки мест погребений, производившиеся за последние десятилетия подле «Белых стен» — так первоначально, а иногда и позже именовался нижнеегипетский город Мемфис, — наглядно раскрыли перед нами всю глубину общественного расслоения Египта уже в середине I династии.
Как крепость высилась кирпичная громада усыпальницы важного сановника, снаружи вся украшенная выступами и нишами, внутри полная потайных помещений, заваленных богатой утварью и припасами. С юга подле усыпальницы находилось 19 небольших ям, и в каждой было по деревянному гробу со скорченным человеческим трупом, завёрнутым в тонкую ткань. В каждой такой могиле лежало немного простой посуды, некогда с припасами. Но одна (двадцатая) могила была побольше, гроб в ней покрупнее, и мертвец лежал в полусогнутом положении. Восточнее усыпальницы было несколько крошечных могил с птичьими трупиками, обвитыми тонкими тканями и лежавшими в деревянных ларцах, из которых один был отделан слоновой костью и чёрным деревом; в каждой могилке было по маленькому сосуду. По соседству было 7 погребений, во всём подобных птичьим, с той только разницей, что погребены здесь были собаки. При пернатых и четвероногих «покойниках» был зарыт и человек, очевидно, их сторож. Он похоронен без всякого гроба, только в саване, около него находилось несколько горшков.
Всё это очень показательно. Вельможа погребён по-царски. Как царь, он окружён и по смерти своими людьми. С ним похоронены и его пернатые и четвероногие любимцы. Его люди — возможно, его рабы — были похоронены не лучше, а то и хуже птиц и собак. Таким образом, здесь с полной наглядностью представлены две крайние противоположности в египетском обществе.
Раскопки вскрыли существование и средней прослойки населения столицы того времени — середины I династии. В той же местности, где находилась описанная усыпальница, было откопано скромное кладбище. Из откопанных могил, общим числом в 231, несколько высечено в каменной почве, но подавляющее большинство могил — просто ямы, вырытые в слежавшемся песке. Только единичные могилы из числа высеченных в скале отделаны изнутри сырцовым кирпичом, и лишь две могилы разгорожены внутри кирпичными стенками на склеп и кладовые. В некоторых могилах не было никакой утвари, в других была лишь глиняная посуда. В ряде могил была обнаружена и дорогая каменная посуда отличной работы. Притом такая же посуда была обнаружена даже в некоторых простых ямах. В одной такой могиле были найдены два набора игральных пешек из слоновой кости, в другой — изящная булавка, большая медная чаша.
Таким образом, перед нами кладбище и бедняков, и людей с достатком. Какая разница между этими погребениями и усыпальницами знати!
Столичная знать, располагавшая людьми и богатствами, — вот кто вершил уже тогда судьбами страны. Глядя на гробницы вельмож, почти не уступавшие царским, можно заключить, что при I династии сам царь не выделялся в окружении могущественных вельмож, хотя он и был их главой. Гробница иного сановника затмевала царскую.
Государственная власть
Всё, что мы знаем о Раннем царстве, позволяет видеть в нём сложившееся государство уже при I династии, если не раньше. Раннее царство было уже царством двуединым, но единство его было ещё непрочным. «Соединение обеих земель» — Верхнего и Нижнего Египта — справлялось царями как праздник при вступлении их на престол. Но это «соединение» было результатом насилия верхнеегипетских покорителей. Север был ещё не до конца покорён. Борьба между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом красной нитью проходит через историю Раннего царства.
Во главе государства стоял царь, преемник верхнеегипетских завоевателей. У царя было два особых головных убора: белый — верхнеегипетский и красный — нижнеегипетский. Они имели значение корон, символизирующих царскую власть над обеими землями. Эти «короны» надевались также вместе — одна на другую. С начала I династии надписи величают царя «обеими владычицами» — в знак соединения в его лице богинь обеих половин царства, а с середины той же династии — «принадлежащим к Тростинке и Пчеле»: первая знаменовала Верхний, а вторая Нижний Египет. Это название и стало обычным обозначением фараона как царя обеих половин Египта. Двуединый характер государства отражался и в названиях его учреждений: по цвету корон верхнеегипетская сокровищница именовалась «белым домом», а нижнеегипетская — «красным домом».
Царя окружал многолюдный двор, состоявший из множества придворных чинов и различных прислужников. Значение царской власти подчёркивалось полным обожествлением её носителей. Царя объявляли разновидностью царского бога-покровителя Гора, и каждый царь в добавление к своему личному имени принимал ещё особое царское имя: Гор-Боец, Гор-Высокий Рукою и т. п.
Сосредоточивая полновластие в царских руках рабовладельческая знать (вельможи) на деле не выпускала его из своих рук. Вельможи, как можно судить по их званиям, были обладателями важных должностей в самом царском хозяйстве. И если «государственное» и царское сливались, по-видимому, воедино, то и вельможи I династии не делали большого различия между управлением и владением. Управляющий царскими виноградниками, например, заполнял свою гробницу заготовками из подведомственных ему царских угодий.
Наряду с основной задачей государственной власти-подавления угнетаемых - одной из существенных задач этой власти была организация оросительного дела в Нильской долине. Этим обеспечивалась возможность получения прибавочного продукта. Нет прямых данных о том, как практически были в то время организованы работы по орошению, но несомненно, что верховное руководство находилось в руках государства. Наблюдение за рекой как при I, так и при II династиях было поставлено образцово: ежегодно точно измерялся и тщательно записывался уровень воды.
Источники упоминают об областях, на которые распадался в то время Египет и которые греки много позже называли номами. Звание, обозначавшее впоследствии правителя области - номарха, встречается в надписях уже при I династии. Также и слово «судья» можно прочитать на печатях ещё середины I династии.
Постоянное войско, по-видимому, существовало в зачаточном состоянии. Полководец одного из последних царей I династии, изобразивший себя на синайских скалах с луком в руке, имел в числе званий и одно военное, надо думать - постоянное: «начальник войска». Второстепенный придворный, погребённый в числе других около склепа царя I династии, был увековечен на своём надгробии с луком в руке. Это изображение похоже на иероглиф, которым писалось слово «воин». Вероятно, он и был воином.
В то время велось много войн и с непокорным Нижним Египтом и с соседними племенами, как с южными — эфиопами (или нубийцами), так и с западными (ливийцами) и северо-восточными (азиатами). На Синайском полуострове Египетское государство постоянно вело войны с местными племенами, так как там находились медные рудники.
Большое значение в государственной жизни уже того времени имели писцы. Даже при I династии важный сановник, имея высшие звания, не пренебрегал и скромным званием писца. Каждые два года при II династии в стране производился переучёт, по-видимому для налоговых целей.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 147-154.