Тлалок

ТЛАЛОК. Ещё один пример соединения природного и искусственного присутствовал в храме на горе Тлалок, находящейся примерно в трёх милях к востоку от Тескоко и Уэшотлы, куда каждый год, в апреле или мае, в разгар засушливого времени года, тлатоани совершал паломничество. Восхождение на гору занимало около шести часов. Здесь, на её вершине, проводили обряд вызова дождя из недр горы. Тогда было распространено поверье, что вода рек и озёр, дождь с горных вершин и облака рождаются в горах. Именно поэтому ацтеки связывали их с водой. Данное паломничество, кульминационным пунктом которого было прохождение ацтекского владыки через огороженное утробообразное место в храме на вершине горы Тлалок, должно было послужить катализатором для священного пространства, где подземный мир сходился с небом и где можно было перенаправить энергию между социальным и природным порядками. Ацтекские правители сами становились активными действующими лицами, игравшими главные роли при смене времён года, когда они приносили в дар богу дождя Тлалоку священные одежды, пищу и человеческую кровь. С помощью этого ритуала ацтекский тлатоани и жрецы, наделившие бога и гору перечисленными дарами, обеспечивали то, что в ближайшие недели первые облака дождливого сезона, сформировавшиеся вокруг горы, наконец превратятся в грозные тёмные тучи, что бог Кецалькоатль принесёт их в долину и из них прольётся дарующий жизнь, благодатный для урожая дождь. Ацтеки были столь дотошны в своём соединении религии и природы, что от Великого храма Теночтитлана до теснины между горой Тлалок и соседней горой Тлалокто, где в дни равноденствия поднимается солнце, можно провести прямую линию. Это свидетельствует о том, что при сложном и комплексном космологическом и архитектурном планировании этих храмов в расчёт принимались времена года и положение солнца.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 88.

Tags:

Рубрика: