Суздаль: Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы.
Фото Елены Румянцевой. 2 июля 2017 года.

В общей панораме города спокойно и уверенно доминирует группа мощных темно-синих глав, украшенных множеством позолоченных звездочек. Это древнейшее здание Суздаля — собор Рождества Богородицы. Еще во времена Владимира Мономаха, в конце XI — начале XII века, сам князь приказал построить в центре земляных валов кремля каменный собор. Среди княжеских дружинников находились каменных дел мастера, которые и выполнили княжескую волю, а киевский епископ Ефрем освятил его в честь успения богородицы. Здание нового христианского бога поражало горожан не только своими размерами, но и красотой. Оно было сложено из тонкого кирпича — плинфы, на толстом слое белого раствора, что придавало храму особую красоту и строгость. Первое здание собора выглядело очень величественным среди окружавших его низких деревянных домов и полуземлянок. Из последних исследований А. Д. Варганова известна следующая история собора: ввиду конструктивного несовершенства собор Мономаха, простояв около 50 лет, рухнул. Юрий Долгорукий, не желая оставлять столицу княжества без главного храма, приказал возвести на месте руин новый собор, который к 1148 году был построен из пористого известняка — легкого и прочного местного материала. К началу XIII века верхняя часть собора обветшала и выглядела «безнарядно», поэтому по велению суздальского князя Георгия Всеволодовича в 1222—1225 годах собор Долгорукого был разобран до половины и надстроен из белокаменной плиты с резными рельефами, а новгородский архиепископ Нифонт освятил его в честь рождества богородицы. Это был самый красивый храм Суздаля, увенчанный трехглавием. Белоснежные фасады его были богато декорированы резной аркадой с колонками, в пилястры вставлены женские маски, вырезанные из белого камня, а затейливый травный орнамент резьбы и фигурки сказочных львов на капителях перспективных порталов свидетельствуют о виртуозном мастерстве древних резчиков по камню. Внутрь здания ведут торжественные «Златые врата», богато украшенные сложным узором и новозаветными сюжетами, прекрасно выполненными в древней и сложной технике золотой наводки по черненой меди. Врата эти являются уникальнейшим памятником древнерусского декоративно-прикладного искусства и письменности Древней Руси XIII века. В 1233 году внутренние стены собора были покрыты фресками. Напавшие на Суздаль казанские татары в 1445 году учинили в кремле пожар, во время которого пали своды древнего собора.

По велению московского князя Василия III в 1529—1530 годах производится крупный ремонт соборного здания. Стены его разбираются до аркатурно-колончатого пояса и надстраиваются вновь из кирпича. Храм получает позакомарное покрытие и пятиглавое завершение. В XVII веке собор неоднократно подновлялся и перестраивался. Центральная часть интерьера была украшена великолепной люстрой-паникадилом с пышными узорами и скульптурным изображением вкладчика И. И. Шуйского, в 1606 году подарившего ее собору. В 1635 году помещение храма вновь расписывают фресковой живописью, характерной для того времени, а в конце XVII века интерьер был значительно переделан и украшен роскошным пятиярусным иконостасом, выполненным по заказу Суздальского митрополита учениками царского иконописца Симона Ушакова в Москве. Тогда же был изготовлен большой выносной фонарь, предназначавшийся для крестных ходов. В XVIII веке кровля собора переделывается на четыре ската, а барабаны увенчиваются огромными луковичными главами, усеянными шестиконечными звездами.

Кропотливые реставрационные работы, проведенные в конце 50-х, начале 60-х годов, позволили восстановить былые формы храма. Теперь все чаще в роскошном зале звучит старинная русская музыка. Выступления прославленных хоровых коллективов выливаются в удивительный праздник древней русской культуры. Атмосфера красоты и музыки, погружающая в толщи эпох, впечатляет потом долгие годы. 

Варганов А. Суздаль. М., 1978.

Рубрика: