Королевство Корё в X—XII веках

Государственное единство было восстановлено лишь в начале Х в. Один из военачальников государства Тхэбон, по имени Ван Гон, в 918 году убил правителя и занял его место. В 935 году Ван Гону подчинился правитель Силлы, который с этих пор превратился в одного из провинциальных феодалов, а в 936 году прекратилось и самостоятельное существование «Второго Пэкче». Восстановленное корейское государство получило название Корё *. Его столицей стал город Сонгдо, нынешний Кэсон.

Своим успехом Ван Гон был в известной степени обязан принятой им тактике по отношению к крестьянству. Занимая новую территорию, он объявлял о снятии с крестьян всех недоимок и налогов, чем и обеспечивал себе поддержку населения. Разумеется, это средство пускалось в ход лишь во время борьбы, когда надо было заботиться об упрочении власти. В дальнейшем на крестьян вновь со всей тяжестью обрушивалась феодальная эксплуатация. Восстановление политического единства страны было в значительной степени поминальным, ибо в Коре не прекращались феодальные усобицы и местные феодалы не желали считаться с центральной властью.

Давние исторические связи, установившиеся у корейского народа с китайским, обусловили тот факт, что в своей внешней политике правители Корё ориентировались на Сунскую империю. Необходимость находиться в союзе с Китаем диктовалась к тому же общей опасностью со стороны киданей, угрожавших как Сунской империи, так и Корё. В 926 г. кидани разгромили соседнее с Коре маньчжурское государство Бохай и в плотную приблизились к границам полуострова. Пока внимание киданей было занято их захватническими походами в Китай, в Корё чувствовали себя сравнительно спокойно. Но когда положение киданей в Северном Китае упрочилось, они обратились против Корё.

В 1010 г. войска киданей переправились через реку Амноккан (Ялу) и вторглись на Корейский полуостров. В 1011 г. ими была взята столица Коре. Но население не желало с этим мириться. Борьбу против завоевателей вели и сохранившиеся ещё военные силы Корё и главным образом народные массы, формировавшие своп отряды. В 1018 г. корейскому полководцу Кан Гам Чжану, поддержанному этими отрядами, удалось разбить киданей и заставить их уйти. С киданями был заключён мир. Однако и после этого кидани не раз вторгались в пределы Кореи. В 1125 г. киданьское королевство Ляо пало под ударами чжурчженей и Сунской империи. Правители Коре вынуждены были признать себя вассалами чжурчженьского государства Цзинь и обязались выплачивать ему дань.

Внутри Корё в это время заметно росло влияние буддийской церкви, владевшей большим количеством земель и материальных ценностей. Правители Корё находили сначала в буддийской церкви союзника в укреплении своей власти, поскольку буддийская церковь учила народные массы покорности. В то же время непрерывно возраставшее могущество церкви вызывало недовольство со стороны светских феодалов. Начались столкновения сначала королевской власти и светских феодалов с церковью, а в дальнейшем борьба светских феодалов с королевской властью, подпавшей под влияние буддийского духовенства.

Больше всего от таких междоусобиц страдало крестьянство, так как борьба феодалов неизменно влекла за собой усиление всяких поборов. Поэтому крестьяне создавали свои отряды и вели борьбу с феодалами как светскими, так и духовными. Иногда крестьянам удавалось даже захватывать отдельные города. Движение народных масс заставило господствующий класс на время сплотиться и обратить свои силы против крестьянского движения. Восстания крестьян были подавлены, но кровавые расправы с крестьянами подорвали силы королевства Корё, уже ослабленного бесконечными феодальными усобицами.

Культура Кореи в VIII — XII веках

В VIII—XII веках в Корее большого расцвета достигли прикладные искусства. Во всех соседних с Кореей странах ценились украшения из нефрита, выделывавшиеся мастерами Силлы. От времён Силлы сохранились замечательные изделия: золотая корона, браслеты, мечи, металлические пояса и отделанные металлическими украшениями сёдла. Времена Корё ознаменовались расцветом производства фарфоровых изделий. Особого внимания заслуживает развитие в Корее книжного дела. В 991 г. в городе Сэген (современный Пхеньян) было создано государственное учреждение по изданию — тогда ещё рукописным способом — книг, главным образом буддийских сочинений, а также исторических хроник. С 1022 г. в Корее получило распространение печатание с досок (ксилография), а с 1232 г. уже употреблялся металлический шрифт.

Примечания

* От этого названия происходит общепринятое в Европе наименование «Корея».

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 300-301.

Рубрика: