Суздаль. Архиерейские палаты

Во второй половине XV века учреждается самостоятельная суздальская епархия. По всей видимости, с этого времени юго-западнее собора и начинается строительство каменного жилого дома для церковных владык. Ныне грандиозное здание архиерейских палат играет важную композиционную роль в архитектурной группе кремля. Это одно из интереснейших гражданских зданий по сложному архитектурно-планировочному решению, основанному на осевой композиции. Здесь при помощи различных богато декорированных пристроек, галерей, переходов и тайных лестниц в единое «хоромное» здание соединены жилые, торжественные, церковные, хозяйственные и подсобные помещения, относящиеся к различным этапам строительства. Как видно из исследований А. Д. Варганова, угловая часть архиерейского дома наиболее древняя и относится к концу XV века. В 1559 году западнее архиерейского дома по повелению епископа Афанасия построили «теплую каменную церковь во имя Благовещания», с трапезной палатой, окруженную галереей и покрытой редкостной для Суздаля восьмискатной пофронтонной кровлей. Конец XVII — начало XVIII века является кульминационным временем в развитии архиерейских палат. В этот период разрозненные каменные постройки объединяются в единое многофункциональное здание, завершающееся высокой шатровой кровлей на 4 ската. Легкая галерея — переходы,— поддерживаемая тремя широкими арками, связывает архиерейский дом с соборной колокольней, в которой была устроена домовая церковь митрополита. А для особо торжественных приемов, собраний и трапез зодчие по велению митрополита Иллариона возвели огромный зал. В перекрытии этого зала бесстолпным, гигантским по тем временам сводом и проявилось высокое строительное мастерство и инженерный талант суздальских мастеров. «Крестовая палата весьма изрядной долготы 13 сажень трехаршинных, а ширины 8 сажень, в той крестовой примечания достойно, что таковые долготы и широты свод единый без столпов содержится непоколебимо», с восхищением записал историк XVIII века. В палату ведет широкая трехмаршевая церемониальная лестница под системой цилиндрических сводов. Увенчанное высоким шатром, покрытым черепицей «муравленой», крыльцо ее находится на одной оси с западным порталом собора. Тем самым украшенное фресками и сверкающее позолотой высокое помещение храма было органично связано с просторной белоснежной крестовой палатой и жилыми покоями. С 1799 года архиерейский дом пустеет, ибо епархиальное начальство переезжает в губернский город Владимир. В бывшем архиерейском доме в XIX веке размещалась духовная семинария. В это время здание подверглось многочисленным переделкам, сильно исказившим его первоначальный вид. Сейчас, после проведения сложных реставрационных работ, в здании разместились историческая экспозиция и отдел русской живописи Суздальского музея.

В борьбе за политическую самостоятельность, в XIII—XV веках, Суздаль старается сохранить и самобытность культуры. Это требовало от искусства следовать домонгольским традициям, а развивая их, оставаться своеобразным. Из сохранившихся памятников живописи этого периода выделяется мастерством исполнения икона «Покров Богоматери» XV века, ставшая классикой суздальской школы живописи и гордостью здешнего древлехранилища. Не один десяток научных работ посвящен изучению Владимиро-суздальской живописи, занимающей особое место в искусстве Древней Руси и оказавшей влияние на становление московской школы. Небольшой городок, славящийся одному ему характерной архитектурой, имеет нынче превосходную коллекцию живописи, указывающую, что в XIII—XV веках Суздаль являлся крупным художественным центром, имеющим сильную самостоятельную живописную школу, берущую начало от богатейшего византийского искусства. К западу от собора, за архиерейскими палатами возле вязов возвышается изящный силуэт деревянной Никольской церкви 1766 года, привезенной в Суздаль из с. Глотова в 1960 году. Она является прекрасным образцом древней архитектуры типа деревянных «клетских» храмов. Подвышенная тесовая кровля, увенчанная единственной луковичной главкой, крытой деревянной «черепицей»-лемехом, придает маленькой постройке удивительную грациозность. В двухклетском строении храма проявляется тесная связь со старинным деревянным жилищем. От близости с белыми стенами архиерейских палат и могучего собора церковь только выигрывает, ибо подобный контраст еще более усиливает ее живописность. По велению епископа Серапиона в 1635 году к югу от собора возводится соборная колокольня. Вместе с мощными главами храма колокольня играла важную композиционную роль в силуэте города. По тем временам это было самое высокое сооружение Суздаля, представляющее собой огромный восьмигранный столп, покрытый гигантским шатром. В верхней части столп имеет большие окна — «звоны», где висели колокола, а в конце XVII века были устроены часы, отбивающие не только четверти и часы, но и каждую минуту. Ряд «звонов» покрыт плоской кровлей — «полицей», из которой как бы вырастает огромный шатер. Это старинный прием деревянного зодчества. В конце XVII века в колокольне устроили церковь, соединив ее с архиерейскими палатами легкими переходами на трех больших пролетах. Тогда же с северной стороны колокольня была окружена обходной галереей, образовавшей уютный соборный дворик.

Варганов А. Суздаль. М., 1978.

Рубрика: