Вади Рам и Хизма

Вади Рам входит в состав пустынной области Хизма, простирающейся на северо-восток Аравии, и находится к югу от Рас ан-Накаб на северо-западе от залива Акаба. Это песчаная пустыня с редкими песчаниковыми горами (например, Джебаль-Рам, 1754 метра). Ирам — старинное название Вади Рам — упоминается в Коране: «[...] Ужель не видишь ты, / Как поступил Господь с народом Ад / И с горделивыми колоннами Ирама» (LXXXIX, 5—б)*. Племя Ад происходило из Южной Аравии, и о нем упоминается в одной надписи. Скорее всего, люди начали селиться здесь из-за наличия невысыхающего источника, однако, как свидетельствуют археологические находки, в вади также была построена система гидротехнических сооружений. Кроме разведения верблюдов, население также занималось земледелием в некоторых областях. Посвященный богине Аллат храм являлся своеобразным центром для находившихся под контролем набатеев кочевых тамудских племен.

Хумайма, город между Рас ан-Накаб и Вади Рам, процветала вплоть до эпохи римского владычества. Здесь были обнаружены остатки комплекса гидротехнических сооружений.

Рувафа — поселение посреди пустыни в Северо-Западной Аравии, где во II веке (между 166 и 169 годами) во время правления двух наместников провинции Аравия был построен небольшой храм, посвященный местному богу Илаху. На внешней стене сохранилась длинная надпись на греческом и набатейском языках в честь римских императоров Марка Аврелия и Луция Вера. Считается, что эта надпись была сделана представителями тамудского племени, состоявшими на службе у римлян.

Дедан (аль-Ула) на юге от Хегры долгое время находился под контролем минейцев. Здесь располагались древние поселения Думат и Тайма. В оазисе Тайма, в свое время служившем резиденцией нововавилонского царя Набонида, очень заметно арамейское влияние. Думат, расположенный в аль-Джауф («низине»), служил центром караванной торговли с Геррой на берегу Персидского залива, а также с Нижней Месопотамией. Здесь была обнаружена надпись, оставленная расквартированными в Дедане воинами.

В расположенных между Хегрой и Деданом Кубур аль-Джунди (Qubur al-Jundi) и Макад аль-Джунди (Maq'ad al-Jundi) есть много набатейских, греческих и латинских граффити. По всей видимости, здесь располагался сторожевой пост на кара-ванном пути с юга в сторону Петры. Много набатейских граффити было также обнаружено вдоль караванных путей в Аравии за пределами набатейской территории.

Рош, М.-Ж. Мари-Жанна Рош. Петра и Набатеи / Мари-Жанна Рош. – М., 2013, с. 82-84.

Примечания

* Перевод В.М. Пороховой.