Узбекское ханство и Казахстан в XIII - XV веках

Образование Узбекского и Казахского ханств. Разгром узбеками Тимуридского государства

Ещё в XIII веке в составе Золотой Орды сложились улусы: Синяя Орда в Поволжье, Белая Орда в западной части и улус Шейбана в северной части нынешнего Казахстана по рекам Тоболу и Иртышу. Улусы эти управлялись потомками внуков Чингисхана — Батыя (Бату), Орды и Шейбана. С XIV века тюркские кочевые племена Белой Орды и улуса Шейбана стали именоваться общим именем узбеков *. В начале XV века улус Шейбана и Белая Орда объединились в одно Узбекское ханство, управляемое ханами из потомков Шейбана. Наибольшего политического и военного могущества держава кочевых узбеков достигла при Абулхайрхане (1428—1468).

Социальный строй Узбекского ханства был раннефеодальным. Феодальные повинности были облечены в форму патриархальных обычаев. Племена делились на колена и роды, которыми управляла феодализованная племенная знать — бии. Выше их стояла другая группа знати — султаны (царевичи), потомки Чингисхана. По степному обычаю хан обязан был выделить каждому султану удел (юрт) в составе того или иного племени, с территорией для зимнего и летнего кочеванья. Постоянные междоусобия делали Узбекское ханство непрочным политическим объединением.

При Абулхайр-хане стали увеличиваться повинности рядовых кочевников. Два султана — Джанибек и Гирей, возглавив враждебную Абулхайр-хану группировку кочевых феодалов, использовали в своих целях недовольство массы кочевников, увлекли за собой некоторые племена и откочевали в долины рек Таласса и Чу. Там, в Семиречье, около 1465 года образовалось самостоятельное ханство во главе с Гиреем, названное Казахским. Кочевые племена нового ханства стали именоваться казахами.

После смерти Абулхайр-хана государство узбеков временно распалось на уделы. Глава одного из уделов, Мухаммед Шейбани-хан, способный полководец и опытный политик, после долгой борьбы объединил под своей властью ряд узбекских племён. Воспользовавшись феодальными междоусобиями и недовольством эксплуатируемых народных масс в Тимуридском государстве, Шейбани-хан двинул войска в Мавераннахр, занял Бухару и Самарканд в 1499—1500 годы, а в последующие годы совсем изгнал Тимуридов из Мавераннахра. Так в Мавераннахре образовалось Узбекское государство Шейбанидов. В это государство ушли все кочевые узбеки с низовьев Сыр-Дарьи, а их место там заняли казахи.

Первоначально термины узбеки и казахи, означали только подданных того или иного ханства. Но в XVI веке кочевые узбеки слились со сложившейся ещё ранее в Мавераннахре тюркской народностью (условно Называемой в советской науке староузбекской) и дали ей своё имя — узбеки. Казахские племена, слившись с тюркскими племенами, осевшими в Семиречье с первых веков нашей эры и особенно со времён тюркского каганата VI—VII вв., и с тюркизованными монгольскими племенами Могулистана, в XVI веке сложились в казахскую народность.

Культура народов Средней Азии в XIV — XV веков

Блестящего расцвета в XIV—XV веках достигли архитектура и изобразительные искусства народов Средней Азии. Памятники архитектуры этого времени отличаются монументальными формами, в частности высокими порталами и куполами, и изысканностью своей отделки. К XIV в. относятся памятники старого Ургенча: минарет высотой в 60 м, мавзолей Наджм-ад-дина Кубра и Султана Али и замечательный мавзолей Тюрабек-ханым — один из шедевров среднеазиатской архитектуры, построенный в виде двенадцатигранной призмы снаружи и шестигранной внутри, с глубокими арочными стрельчатыми нишами в гранях. Внутри купол этого здания украшен поразительным по мастерству мозаичным плафоном.

При Тимуре были воздвигнуты: в Самарканде — ряд мавзолеев в архитектурном комплексе Шах-и Зинда с великолепными мозаичными композициями, грандиозная соборная мечеть Бибиханым с высокими арочными порталами и синим изразцовым куполом, мечеть-усыпальница Тимуридов Гур-и Эмир; в городе Кеше— дворец Ак Сарай; в городе Туркестане — большая мечеть Хаджи Ахмеда Ясави. Куполы и фасады этих памятников богато орнаментованы мозаикой из разнообразных глазурованных плиток. Все эти памятники отличаются высоким художественным совершенством.

Из архитектурных памятников XV века следует отметить мечеть-мавзолей шейха Сейф-ад-дина Бахарзи в Бухаре, чудесные по архитектуре и мозаикам медресэ Улугбека в Бухаре и Самарканде — с изящным стрельчатым порталом, мечеть в Анау близ современного Ашхабада и мавзолей Ишрат-хана в Самарканде. Высоким мастерством и своеобразием стиля отличалось прикладное искусство XIV—XV веков: керамические изделия, резьба по дереву и мрамору. Не менее высокими художественными достоинствами обладало и искусство миниатюры.

В первой половине XV века, при Улугбеке, в Самарканде продолжала развиваться культурная жизнь на базе старинной среднеазиатской культуры. В медресэ Улугбека преподавались не только богословие и право, но также точные и естественные науки. Была построена большая обсерватория с грандиозным (в 55 м высотой) секстантом, часть которого сохранилась до наших дней. В медресэ читали лекции приглашённые Улугбеком крупнейшие астрономы эпохи: «Платон своего времени» Казы-задэ Руми, Гийяс-ад-дин Джемшид и Али Кушчи. Улугбек и сам был выдающимся астрономом. Он много лет работал в своей обсерватории над составлением «Гурганских астрономических таблиц». Таблицы эти, отличавшиеся высокой степенью точности, были одним из важнейших астрономических сочинений средневековья и приобрели мировую известность. Улугбек создал также большую научную библиотеку. Под руководством Улугбека был составлен исторический труд «История четырёх улусов». В Самарканде работали учёные, поэты, зодчие, живописцы-миниатюристы.

В XV веке в Герате жил и творил великий мыслитель и поэт узбекского народа Алишер Навои (1441—1501), бывший везиром тимуридского султана Хорасана — Хусейна Байкары. К числу лучших произведений Алишера Навои относятся «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет». Гуманист, борец за раскрепощение мысли и за свободу чувства, Навои воспевал благородство, красоту и любовь. Он создал прекрасные образы нежных, любящих и в то же время сильных духом женщин. Навои воспевал также красоту человеческого труда и созидания.

В столице султана Хусейна Герате жил также выдающийся поэт и мыслитель, классик таджиков и персов, Абд-ар-Рахман Джами (1414—1492), написавший семь поэм, объединённых под общим заглавием «Хафт авранг» («Созвездие Большой Медведицы»), и сборник нравоучительных рассказов «Бахаристан» («Весенний сад»). Мировоззрение Джами противоречиво: элементы гуманизма переплетаются в нём с мистицизмом. На персидском языке писали и крупные историки XV в.— Хафиз-и Абру (он же географ), Абд-ар-Реззак Самарканди и Мирхонд.

Примечания

* Происхождение этого имени не выяснено.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 575-578.